Этнокультурная самоидентификация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Основная цель настоящей работы состоит в исследовании особенностей этнокультурной самоидентификации личности в этнической культуре своего народа.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие этнокультуры, выявить ее основные компоненты, функции, механизмы;
- выяснить роль этнокультуры в развитии личности;

Файлы: 1 файл

Этнокультурная самоидентификация личности.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  темы исследования. К началу XXI столетия накопилось много прогнозов развития человечества, но во всех современных проектах и сценариях явно или неявно присутствует главная мысль: дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях этнокультурной идентификации народов. В последние десятилетия XX века общая картина мира и динамика его развития стали принципиально меняться под влиянием процессов интеграции, взаимопроникновения различных культур и унификации образа жизни, которые имеют все глобальную значимость. В данных условиях во многих полиэтнических странах мира стала складываться ситуация, характеризуемая исследователями как кризис идентичности. Особенно остро проблема идентичности проявляется в сфере межнациональных отношений.

На сегодняшний день этнокультурная самоидентификация личности является сферой интересов и исследований многих отечественных ученых, философов и культурологов, таких как: Д. Г. Лавринов, И. В. Малыгина, Т. В. Спицына, этнологов и антропологов - Л. М. Дробижева, М. А. Жигунова, Н. В. Иванова, В. В. Карлова, В. А. Тишкова. Также эту проблему изучают психологи и этнопсихологии - Е. П. Белинская, С. Д. Гуриева, О. И. Дреев, Л. Г. Ионин, Н. Н. Корж, Н. М. Лебедева, С. В. Лурье, А. В. Микляева, В. Н. Павленко, Л. Г. Почебут, П. В. Румянцева, С. В.Рыжова, З. В. Сикевич, Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатова, В. Ю. Хотинец, О. Е. Хухлаев, педагоги - Е. В. Беляева, О. И. Михалева, П. А. Новочук, А. Б. Панькин, М. В. Шакурова.

Объектом исследования данной курсовой работы является этнокультурная самоидентификация личности как многомерный феномен и как комплексная проблема в социальных процессах.

Предметом исследования - сущность, основные факторы и особенности функционирования этнокультурной идентификации личности в современной действительности.

 

         Основная цель настоящей работы состоит в исследовании особенностей этнокультурной самоидентификации личности в этнической культуре своего народа.

В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие  этнокультуры, выявить ее основные  компоненты, функции, механизмы;

- выяснить роль этнокультуры  в развитии личности;

- исследовать этнокультурную самоидентификацию личности в структуре социальной самоидентификации личности;

- исследовать основные факторы, обусловливающие и влияющие на природу и функционирование этнокультурной идентичности;

- сравнить самоидентификацию  личности в России и в странах  современной Европы;

- рассмотреть проблемы и особенности формирования этнокультурной идентификации в современном российском обществе.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и библиографический список. Во введении дан анализ литературы, методологическое обоснование и сформулированы основные идеи работы. Глава I посвящена рассмотрению этнической культуры и ее структуры, II глава раскрывает суть и содержание культурной идентичности и самоидентификации личности, в III главе речь идет о специфике этнокультурной идентификации личности в современной России. В заключении сформулированы основные выводы и прогнозы по данной тематике.

 

 

 

 

Глава I. Этническая культура и ее структура

§1.Понятие этнокультуры, ее основные компоненты

 

Термин «этнокультура» появился как  вариант такого понятия как «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце XX века, но применяют его не строго; обычно используют вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Понятия эти близкие, но не идентичные, так как несущественные различия терминов определяются неким углом зрения при рассмотрении общих объектов.

Следует также сказать  в сравнительном аспекте о  понятиях «этнокультура» и «народная  культура». В первом случае внимание фокусируется на этническом компоненте, во втором — на социальном. Культуру социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе, обозначают авторы: Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А.1 Народная культура вбирает в себя традиционный и современный пласты. Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их, например: Т. Г. Грушевицкая, В. И. Козлов, А. П. Садохин.2

Для начала следует рассмотреть понятие «этническая культура», о котором далее пойдет речь. Этнокультурой называется совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных этносом на протяжении его истории на его собственной территории средствами этнического самовыражения - языком, философией, религией, традициями.

Этнокультура содержит ценностные ориентации, ценности, которые формируются  благодаря мировосприятию и самоосознанию, формирует определенные типы мышления, парадигмы жизни, социальные роли. Этнокультура, благодаря ценностям, нормам, традициям, формирует в обществе особые формы поведения, общения, моральные и этические принципы духовной жизни.

Поскольку этнокультура составляет содержательную основу этнокультурного образования, выработано следующее определение данного термина. Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

Множество определений термина «культура» в целом говорит о том, что данное понятие достаточно объемно и порождает ряд споров среди ученых. Начиная с 1960-х годов как в рамках европейской, так и российской культурологии ведутся дискуссии вокруг определения термина «культура», ее структуры, сущности и форм проявления. В целом, можно с уверенностью говорить о том, что культура представляет собой динамичное целое в единстве объективных и субъективных моментов, истоков и результатов.

Сейчас культура рассматривается  как специфический человеческий способ жизнедеятельности, выступающий  как диалектически реализующийся  процесс. Иначе говоря, культура - это  система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется  активность людей в обществе.3

Вокруг термина «этнокультура» давно ведутся дискуссии между  примордиалистами и конструктивистами. Первые видят в этнической культуре культуру людей, связанных между  собой общностью происхождения (кровным  родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством «крови и почвы», именно поэтому она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одна из основных черт этой культуры.

Вторые предполагают под  термином «этническая культура»  сформированную центральную зону культуры, содержанием которой являются этнические константы. Поскольку речь идет об адаптации к конкретным условиям среды, то можно говорить об адаптационном механизме культуры, основанном на коллективном бессознательном.4 Этнокультура содержит в себе уникальный исторический опыт, который выражается в особых формах деятельности и взаимодействии с другими сообществами.

§2.Функции и механизмы этнокультуры

 

Говоря о функциях этнокультуры, следует сказать, что они определяют общее понятие взаимодействия, как  на межличностном уровне, так и  на мировом. Среди ряда функций этнической культуры выделяется ее конструктивность. Конструктивные функции этнокультуры формируют  гармоничную личность, в частности, ее гендерные особенности.

В современной этнокультуре характерно выделяются следующие функции:5

    • инструментальная - создание и преобразование окружающей среды;
    • функция инкультурации - создание и преобразование самого человека;
    • нормативная - создание системы средств организации коллективной жизни;
    • сигнификативная функция - формулирование имен и названий, благодаря которым осуществляются умственные и эмоциональные действия человека. Если какое-либо явление или предмет не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют;
    • познавательная функция - дает возможность человеку создать картину мира, поэтому тесно связана с сигнификативной;
    • коммуникативная функция - обеспечивает передачу этнокультурной информации в диахронной среде (между поколениями) и в синхронной, обеспечивая пространственную стабильность и культурную интегрированность.

Эти функции осуществляются с помощью вербальных (словесных) средств передачи информации и невербальных средств и атрибутов.

Часто в передаче этнокультурной информации язык бывает не так важен  как невербальные средства, имеющие  знаковый характер: жесты, мимика, позы, ритуалы, символика, одежда, пища.

Все эти этнические функции культуры служат важнейшей психологической защитой индивида, дают ему возможность определить себя в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать.

Что касается механизмов этнокультуры, то здесь рассматриваются защитные механизмы этноса, среди которых можно выделить специфические и неспецифические, в свою очередь относящиеся к элементам взаимодействия.

Специфические механизмы  направлены на преодоление конкретной угрозы извне, которая маркируется, получает название, благодаря чему вписывается в иерархию бытия, и, таким образом, определяется способ защиты от данной угрозы.

Неспецифические механизмы - это сама этническая культура как образ мира, упорядоченная и сбалансированная схема космоса, как призма, через которую человек смотрит на мир, упорядоченный образ мироздания. Она выражается через философскую литературу, мифологию, идеологию, а также в поступках людей.

§3. Роль этнокультуры в развитии личности

 

Мировая культура делится  на культуры стран, народов, наций, этнических групп.  Культура отображает мировоззрение народа, его национальное самосознание, своеобразие философского мышления, понимания основных проблем общечеловеческого и собственного бытия как конкретной части человечества.

Этнокультурные представления личности является неотъемлемой частью ее жизни - на физическом, социальном, интеллектуальном и духовном уровнях развития. Так, сформировавшаяся личность становится гармоничным, конструктивным элементом всех межличностных отношений, в которых она и проявляет умение осознавать себя и умение быть в гармонии с собой и внешней средой, достигая единства.

Целенаправленное формирование личности осуществляется в социальной системе путем воспитания в условиях определенной этнокультуры. Формирование личности - процесс социального развития человека, и происходит этот процесс благодаря усвоению культурных норм, традиций, обычаев, воспитательному воздействию семьи, школы, общества, способности человека приспосабливаться к окружающим.6

Личность имеет свою, хотя и связанную с другими, историю  жизни и чувствует на протяжении этой истории общин, особые и одиночные воздействия, которые отображаются как в общих, особых, так и в индивидуальных чертах ее поведения и деятельности. На протяжении своего развития под влиянием воспитания, социализации личность приобретает ряд ролей, которые она выполняет в обществе. 

Так, концепция культуры влияет на концепцию человека: стать  человеком означает стать индивидом, приобрести индивидуальность, а индивидуальность мы приобретаем, руководствуясь паттернами культуры, системами значений, исторически сложившихся, ориентируясь на которые, мы представляем формы, порядок, смысл и направление нашей жизни. 

 Следовательно, нельзя  отрицать тот факт, что культура  формировала и продолжает формировать нас как индивидов, и именно это является для нас общим. И мы, усваивая нормы, правила и ценности, руководствуясь ими, формируем собственную, личностную концепцию, которая может влиять на общественную концепцию бытия, развивать ее дальше, и быть неотъемлемыми от   нее, определяя самоиндефикацией свою роль в этнокультуре. 

Таким образом, происходит взаимообмен  между личностью и общественным сознанием. Так общество получает новые идеи, видение, взгляды, которые, в свою очередь, влияют на мышление других индивидов. Таким образом, этнокультура влияет на становление и формирование личности, а личность, в свою очередь, влияет на этнокультуру.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Культурная идентичность и самоидентификация личности

§1.Основные факторы этнокультурной идентичности

 

Во второй половине XX столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности - принадлежности к определенному этносу. Так как этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, то в ее структуре обычно выделяют два основных компонента:7

- когнитивный - знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик;

- аффективный - оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства.

Некоторые авторы выделяют и поведенческий компонент социальной идентичности, понимая его как  реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений  и действий в различных этноконтактных ситуациях».8

На формирование и проявление этнической идентичности влияет целый  ряд факторов, обусловленных особенностями  социального окружения и межгрупповых отношений. Среди самых существенных психологи выделяют:

- глобальные изменения в социально-политической сфере и связанные с ними изменения в межэтнических отношениях;

Информация о работе Этнокультурная самоидентификация личности