Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

    Проблема социальной справедливости возникает  в  отношениях  между  так называемыми коренными и некоренными нациями (народами).

    К  коренным обычно относят нации,  которые компактно проживают  на тех или иных территориях и  дали  имя  существующему  государственному  образованию. Исходя  из  этого,  к  коренным  нациям  относятся,  например,  украинцы  на Украине, армяне в Армении, татары в Татарстане и т.д.

    К  некоренным  нациям  относятся   так  называемые  национальные  группы, проживающие на территориях коренных  наций,  например,  те  же  украинцы  в Литве, армяне в России, русские в Эстонии и т.д.  Отсюда  возникла  проблема национальных меньшинств, осуществления их  прав  и  свобод  в  условиях  тех национальных государственных образований, в которых они проживают.

    Межнациональные   отношения  могут  проявляться   в  виде  экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других  отношений  между нациями. Каждое из этих  проявлений  межнациональных  отношений  имеет  свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

    Экономические  межнациональные отношения  направлены  на  удовлетворение экономических потребностей наций (народов,  этносов).  Они  формируются  как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых  отношений  самостоятельных государств, а также в рамках  федеративных  государств  между  республиками, автономиями  и  т.д.  объективной  основой   межнациональных   экономических отношений  являются  сложившееся   общественное   разделение   труда   между различными  национальными  образованиями,  хозяйственно-экономические  связи между ними.

    Политические  межнациональные отношения в  многонациональном  государстве касаются,  прежде  всего,  участия  всех  народов  (наций)  в  осуществлении политической власти и решении на государственном  уровне  важнейших  проблем их жизни. В  данном  случае  встает  вопрос  о  государственном  устройстве: является ли данное государство унитарным, в  котором  отсутствуют  механизмы представительства  и  реализации   на   государственном   уровне   интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию,  в  которой  такие механизмы имеются.

    Политические  межнациональные  отношения   направлены,  кроме  того,  на осуществление гражданских прав  и  свобод  представителей  различных  наций. Наконец, свою роль играют  национальные  политические  отношения  на  уровне межгосударственных  отношений  народов.  Речь  идет  об   отношениях   между народами,  имеющими   свою   национальную   государственность,   обладающими государственной независимостью и суверенитетом. В этом случае  их  отношения касаются практической реализации национальной независимости и  суверенитета, а также  их  экономического,  политического  и  культурного  сотрудничества, нахождения путей и способов оптимального решения данных вопросов.

    Важнейшую  роль в жизни и развитии  каждой нации  играют  межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на  взаимное  обогащение народов в области духовной  культуры  и  в  то  же  время на  сохранение  и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены  в  области народного  и   профессионального   искусства,   в   том   числе   песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество  в  области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры  и т.п.

    Национальная  духовная культура, будучи, как   правило,  весьма  сложным, богатым и  многоплановым  явлением,  развивается  в  контексте  имеющихся  в данном обществе экономических,  политических,  нравственных,  религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их  влияние  и  в  немалой степени  зависит  от  них.  Вместе  с   тем   она   развивается   в   тесном взаимодействии национальных культур  многих  народов,  в  процессе  которого складывается мировая духовная культура.

    Можно  указать на межнациональные экологические  отношения,  возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут  те или иные  народы.  И  не  только  охраны,  но  и  воспроизводства  природных ресурсов, в  том  числе  земельных,  лесных,  водных  и  др.  Цивилизованное решение данных проблем  все более становится  важнейшим  условием  выживания больших  и  малых  народов   (этносов).   Они   должны   решаться   как   на государственном, так и на  общественном  уровне  общественного  и  семейного воспитания каждого человека, формирования у него  современной  экологической культуры, привития любви  к  природе,  бережного  к  ней  отношения.  И  уж, конечно же, необходимо самое тесное и активное сотрудничество  всех  народов

в области решения  обострившегося в  современную  эпоху  проблем  экологии  с учетом национальных интересов каждого из них.

    Надо  сказать, что межнациональные  отношения возникают и  осуществляются не только на уровне целых народов (этносов, наций), но  и  на  межличностном уровне  в  процессе  повседневного  общения  людей  разных  национальностей. Межличностные отношения нередко обладают богатым  духовным  содержанием,  но во всех случаях это есть отношения весьма деликатного свойства.  Чрезвычайно важно  учитывать  моральную  и  психологическую  стороны   этих   отношений. Национальные чувства людей, как  правило,  весьма  утончены  и  легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг  к  другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно  нравов,

обычаев, традиций и в целом духовной  культуры  других  народов,  воспитание терпимости  и  уважения  к  представителям   иных   национальностей. Ярким подтверждением тяготения друг к другу представителей разных  народов  служат межнациональные браки. Было бы противоестественным запрещать  их,  как  того требуют ярые националисты. Запретить их невозможно. Значит,  надо  создавать морально-психологические,  политические  и  другие  условия  для  нормальной жизни. Одной из фундаментальных предпосылок этого  является  формирование  у каждого  человека  культуры  межнационального  общения  в   соответствии   с требованиями современного цивилизованного общества.

В настоящее время  повсеместно наблюдается этническое возрождение народов и повышение их активности. Причинами этого является:

- стремление народов  устранить социальную несправедливость;

- реакция этносов на  урбанизацию, технологическую цивилизацию, массовую культуру, ведущие к утрате самобытности.

    Межнациональные  конфликты – это крайнее обострение  противоречий  между нациями   (народами),   возникающих    в    ходе    решения    политических,  территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.

    Речь  идет  о  конфликтах  между   целыми  этносами  и   их   отдельными представителями.  Они  могут   возникать   и   действовать   на   социально- психологическом и идеологическом  уровнях  национально-этнического  сознания народов,  а  также  на   уровне   деятельности   национально-государственных институтов законодательной власти.

    Наибольшей  остроты национальные конфликты  достигают именно тогда, когда они происходят на  межгосударственном  уровне,  куда  их  выводят некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв  этих  целей,  народы  дают  втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.

    Разумеется, межнациональные конфликты имеют  свои  объективные  причины, нередко  коренящиеся в исторически сложившихся условиях  жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои  права.  Как  бы  там  ни было, всегда надо исходить из интересов всей нации, всего народа,  а  не  из интересов  своекорыстных  националистических  или  шовинистических  групп  и отдельных  личностей.  К  тому  же  необходимо   стремиться  к  разрешению межнациональных конфликтов демократическим способом. Свою роль  здесь  может сыграть и этническая социология,  если  она  поможет  обнаружить  причины  и предотвратить развитие тех или иных  межнациональных  конфликтов,  предложив рациональные способы их разрешения.

    Способность  многонационального общества вовремя  предвидеть и  разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты – важный показатель  его гражданской  зрелости  и  демократизма.  Этому   способствует   и   правовое регулирование  межнациональных  отношений,  составляющее   важнейшую   сферу деятельности  правового  государства.  Всестороннее  развитие   гражданского общества,  демократизация  политической   системы   и   создание   правового государства  –  важнейшие  социальные  предпосылки  цивилизованного  решения национального вопроса в современных условиях.

     Исходя из оценки этносоциального опыта конца 80-х начала 90-х годов

XX века, они выделяют  следующие типы этнических конфликтов СССР:

     Первый тип - статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Как уже отмечалось, суть таких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу. Так, с самого начала национальных движений в Эстонии, Литве, Латвии, Молдавии, Армении, на Украине, в Грузии, Молдавии выдвигались требования соблюдения этнонациональных интересов. В процессе развития этих движений от этнонациональных требований переходили к требованиям государственной независимости, но мобилизация по этническому принципу оставалась.

     Второй тип - статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Конфликты этого типа характерны для союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана. Об этом же говорили и руководители автономий, в частности Татарстана, которые стремились поднять их до уровня союзных республик. Впоследствии, после создания независимой России, радикальная часть национального движения поставила вопрос об ассоциированном членстве Татарстана в Российской Федерации. Конфликт завершился подписанием Договора между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений. Заметим, что конфликт имел не только институциональный характер, поскольку с конца 1980-х годов и вплоть до 1993 года акции правительства Татарстана сопровождались достаточно высокой этнонациональной мобилизацией татар в республике.

     Третий тип - этнотерриториальные конфликты. Эти конфликты, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 этнотерриторриальных споров, к 1996 году сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний. Конечно, не все заявленные притязания перерастают в конфликт. Специалисты считают, что к этому типу следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Это борьба за восстановление автономий (немцы Поволжья, крымские татары), за правовую, социальную, культурную реабилитацию (греки, корейцы и др.); за возвращение на территорию прежнего проживания (турки-месхетинцы - в Грузию). И только в ряде случаев речь идет о действительно территориальных спорах.

Четвертый тип - межгрупповые (межобщинные) конфликты. Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986), в Туве (1990), а также русско-эстонский конфликт в Эстонии, русско-латышский - в Латвии и русско-молдавский - в Молдавии. Причем если первые два имели характер межгрупповых столкновений, переросших в демонстрационные формы противостояния, а в Туве — и в последующий отток русских из зоны конфликта, то межгрупповые конфликты в Эстонии и Латвии были связаны, с одной стороны, с дискриминационными мерами правительств, направленными на «вытеснение» представителей нетитульных этносов, и акциями национал-экстремистов, а с другой - с организацией сопротивления.

3. В рамках  развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:

-этническую консолидацию народов; -межэтническую интеграцию;

-ассимиляцию.

Раскройте содержание названных  процессов, заполнив следующую таблицу:

ПРОЦЕССЫ

СОДЕРЖАНИЕ

этническую консолидацию народов

  развитие  их политической, экономической, языковой и  культурной  самостоятельности,  упрочение национально-государственной целостности

межэтническую  интеграцию

 заключается  в расширении   и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей, как в настоящее время, так и в будущем;

ассимиляцию

процесс при котором одни  народы  как  бы  растворяются  в других, более развитых; как  правило,  ассимилируются  малочисленные народы,  со  временем  утратившие  свой  язык,   обычаи,   традиции, этническую культуру и усвоившие  язык  и  культуру  другого  народа, ставшие им родными.


 

 

 

 

                                         Список литературы

 

  1. Социология: Учебник для вузов, под редакцией проф. В.Н. Лавриненко.- 3-е издание перераб. и доп.- Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 – 448с.
  2. Социология: Учебник, под редакцией проф. П.Д. Павленок.- 2-е издание перераб. и доп.- М.: Издательско-книготорговый центр «Марта», 2003 – 1036 с.
  3. Кравченко А.И. Социология; Учебник – М.: Велби, изд. Проспект, - 2007.- 536 с.
  4. Этносоциология: Учебное пособие для вузов Ю.В. Арутюнян, Л.М.  Дробижева, А.А. Сусоколов.- М.: Аспект Пресс, 2003 - 271 с.

Информация о работе Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей