Этикет как необходимое условие делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить деловой этикет и его необходимость в деловом общении.
Объектом исследования является этикет делового общения, а предметом в свою очередь выступает сам этикет.
Цель работы будет достигнута через раскрытие следующих задач:
1) раскрыть понятие этикета, его историю;
2) отразить основные виды этикета и предоставить их характеристику;
3) выявить правила этикета;
4) определить важность этикета в современном обществе;
5) провести анализ проведения деловых встреч, переговоров, в частности совещаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологический анализ этикета в современном обществе 5
1.1 Понятие и история развития этикета 5
1.1.1 Понятие этикета 5
1.1.2 Мировая история этикета 7
1.2 Виды этикета и их особенности 10
1.3 Правила этикета 15
1.4 Роль этикета в современном обществе, важность его соблюдения 21
2 Анализ проведения совещаний 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Повседневный  этикет представляет собой единство норм, традиций и обычаев, которые необходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении: в семье, в гостях, на улице, в общественном транспорте, в магазине и так далее. То есть, в тех ситуациях, с которыми каждый из нас сталкивается чаще всего. В руководствах по этикету именно этому его виду, как правило, уделяется наибольшее внимание. Ведь воспитанность человека проявляется, прежде всего, в том, как он ведет себя по отношению к своим близким, друзьям и знакомым, в общественных местах.

Деловой этикет - представляет собой свод писаных и неписаных правил поведения, нарушение которых мешает нормальному ведению дел. Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами и так далее. Причем несоблюдение принятых норм может значительно повредить имиджу человека, его карьере и успеху в делах. Во многих странах этот вид этикета имеет очень давнюю историю и основывается на давно устоявшихся традициях, относящихся, например, к организации встреч на официальном уровне, ведению переговоров, участию в деловых приемах. В России же традиции свободного предпринимательства и ведения бизнеса лишь совсем недавно возродились после их фактического отсутствия в советское время, в условиях плановой экономики. По сути дела они формируются заново, ведь существовавшие в дореволюционной России нормы делового общения в наши дни уже несколько устарели и не всегда пригодны. Именно поэтому, учитывая также современную тенденцию глобализации экономики и формирования единого мирового рынка, многие бизнесмены в нашей стране все чаще и чаще обращаются к международному деловому этикету. Ведь незнание или нарушение его правил может существенно повредить успеху бизнеса, в котором также участвуют зарубежные партнеры.

Воинский этикет представляет собой совокупность общепринятых правил общения военных друг с другом и с гражданскими лицами, предписывающих, как нужно выглядеть и вести себя при этом. Однако соблюдение этих правил важно и вне службы. Особенность воинского этикета в том, что его основами являются субординация, дисциплина и исполнительность. Причем военнослужащий должен уважительно относиться не только к старшим, но и к равным и младшим по званию.

Придворный и  дипломатический этикет имеют между собой много общего, ведь исторически сложилось так, что второй сформировался на основе первого. Правила придворного или, как его еще называют, дворцового этикета строго регламентируют поведение при дворе монарха, причем важную роль здесь играют национальные традиции и особенности культуры страны. В свою очередь, дипломатический протокол принят на международном уровне и содержит правила проведения встреч государственных лиц, официальных приемов, переговоров и так далее. В отличие от трех ранее упомянутых видов этикета – повседневного, делового и воинского – знание тонкостей дипломатического и придворного общения имеет значение для сравнительно небольшого количества людей, сталкивающихся с этими ситуациями.

Выделяют такие разновидности  этикета как общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом; и современный этикет - регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Существует также этикет поведения в высшей школе. Так, например, преподаватель и другие должностные лица обращаются к студентам «на Вы»; преподаватель заходит в аудиторию и здоровается со студентами, а те в знак приветствия молча встают; перед лекцией, как студенты, так и преподаватели отключают сотовые телефоны. При встрече профессорско-преподавательского состава первым здоровается младший по ученой степени или званию, а также мужчина с женщиной, но первыми подают руку для рукопожатия старший по ученой степени или женщина, и т.п. При прочих равных условиях первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

Кроме того можно выделить следующие виды этикета:

- речевой;

- столовый;

- «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);

- религиозный;

- служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);

- праздничный;

- профессиональный (специализированный);

- свадебный и т.д.

Под речевым этикетом принято понимать совокупность норм речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие. Четкое соблюдение этого вида этикета в служебной обстановке оставляет у партнеров, сотрудников и клиентов положительное впечатление об организации, способствует установлению и поддержанию взаимовыгодных контактов.

Используя основные правила столового этикета, можно правильно и красиво накрыть стол для праздничного обеда, а также избежать неловких ситуаций, если пригласят на ужин в шикарный ресторан.

Как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а  также в других культурных местах расскажет этикет «выходного дня». Благодаря его несложным правилам прекрасно проведете свободное время, составив компанию старым или новым знакомым.

Немаловажная роль в современном  мире отводится нормам религиозного этикета, определяющего порядок деятельности и организации религиозных объединений, регламентирующего порядок церковных служб, отправление обрядов. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.

Важнейшей стороной морали профессионального поведения каждого  делового человека или предпринимателя  является служебный этикет. Знание его основных правил – это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать.

Нормы праздничного этикета научат правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях. Он расскажет, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие. Благодаря этим правилам, останетесь довольны собой и удачно проведенным вечером, а также сможете продемонстрировать всем присутствующим свою культуру поведения.

Профессиональный  этикет – это определенный набор моральных норм, определяющих отношение человека к требованиям своего профессионального долга. Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.

Немаловажная роль в жизни  современного общества отводится свадебному этикету. И хоть говорят, что правила придуманы для того, чтобы их можно было нарушать, к этим все-таки стоит прислушаться. Ведь они относятся к основным моментам проведения свадебного торжества. Невеста, жених и свидетели постоянно будут находиться на виду у гостей, фотоаппарата и камеры, поэтому не должны забывать о том, как они себя ведут и как выглядят. Да и гостям не помешает ознакомиться с нормами поведения за свадебным столом.

1.3 Правила этикета

В процессе исторического  развития изменялись эпохи, складывались новые культуры, но сохранялись общечеловеческие ценности, созданные предыдущими поколениями: не важное, второстепенное, мелкое отбрасывалось, выявлялось и сохранялось только главное, сущностное. В этикете сберегались универсальные, общепринятые правила вежливости, такта, корректности, которые облегчали, улучшали и украшали поведение человека.

Современный этикет базируется на моральных принципах гуманизма и коллективизма, которые способствуют взаимообщению, взаимопониманию между людьми. Отношения, в основе которых лежит гуманизм и коллективизм, – это отношения доброжелательности, уважительности, гуманности. Это отношения не эгоистичные, в которых люди не выделяют свое «Я», не думают только о собственной выгоде, а уважают мысли другого человека, проявляют заботу о ближнем, помогают ему и др.

Сегодня еще нередки случаи, когда нарушение общепринятых норм поведения встречает сочувствие некоторых «гуманистов», забывающих о том вреде, который они наносят чести и гордости других людей. Жалеть пьяного или трезвого хулигана – это означает не жалеть, не любить по-настоящему тех, кому он отравляет жизнь.

Принципы гуманизма  и коллективизма – составная часть ряда нравственных требований, которые постоянно преломляются в культуре взаимоотношений. Среди них, прежде всего, следует выделить:

- учтивость,

- вежливость,

- тактичность,

- скромность,

- точность.

Учтивость, основа которой заключается в добросердечии, – есть общая внимательность, предупредительность ко всем и каждому: это врожденное стремление, побуждающее нас относиться к каждому с тем уважением и вниманием, на которые он имеет право соответственно своему поведению и положению в обществе.

Основные правила учтивости:

1. Отвечать на приветствие.

2. Уступать дорогу женщинам  и старикам.

3. О чем бы вы не рассуждали – не говорите с излишней горячностью и страстностью.

4. Избегать всякого рода  неприличных слов и тривиальных выражений; речь должна быть приличной, приветливой.

5. Никогда ни спрашивать  у женщин и стариков их возраст.

6. Нельзя быть учтивым  без снисходительности.

7. Не говорите на иностранном  языке в присутствии людей, которые его не понимают.

8. Не говорите неуважительно  о какой-либо профессии.

9. Всякий спор или возражение  есть неодобрение чужого мнения, следовательно, обнаруживать в разговоре это неодобрение надобно очень осторожно, чтобы не оскорбить самолюбия того, кого вы хотите оспаривать.

10. Умейте терпеливо выслушивать  и такие мнения, с которыми вы, очевидно, не можете согласиться.

11. Никому не говорите  таких вещей и таким тоном, за которые потом придется извиняться.

Отсутствие учтивости, равно  как и преувеличенная вежливость, считается недостатками: первое нас  оскорбляет, второе нам тягостно и  если первое указывает на человека грубого, то второе может заставить предполагать в человеке напыщенность и не искренность.

Вежливость – форма взаимоотношений с окружающими людьми (как знакомыми и близкими, так и незнакомыми).

Суть вежливости – доброжелательность. Встречая человека, мы говорим «доброе  утро», «добрый вечер», «добрый день». Прощаясь – «до свидания», тем  самым как бы надеясь встретиться еще раз. Обращаясь к человеку с незначительной просьбой, употребляем выражение «будьте добры». Понятие добра органически входит в целый ряд общепринятых формул вежливости. Тем самым раскрывается связь настоящей вежливости с гуманизмом в том социальном смысле, которым мы наделяем данное понятие. Вежливость нужна даже тогда, когда мы говорим человеку неприятное, даже когда он этого и заслуживает.

Близкое вежливости понятие  – корректность, которое имеет особый оттенок, позволяющий в разных ситуациях держать себя в рамках общепринятых правил поведения. Проявить корректность – значит сохранить достоинство, не опуститься до уровня невоспитанного обывателя. Требования корректности во взаимоотношениях отвечают интересам всех людей. В служебных отношениях корректность помогает избежать того, что вредит интересам дела, в личных взаимоотношениях она способствует взаимопониманию людей.

Вежливость в поступках  то же самое, что грация в красоте. Она обнаруживается исполнением  обычаев, принятых в обществе. Вежливость – есть выражение общественных добродетелей, если она истинна. Вежливость есть плод хорошего воспитания и привычка обращаться с людьми благовоспитанными. Ее внешним проявлением является внимание. Она всегда обуславливается учтивостью. Но вежливость иногда прикрывает своим покровом коварство, низость, лесть.

Тактичность – это чувство меры, которое необходимо сохранять в беседе, в личных неслужебных взаимоотношениях, умение чувствовать грань, переступая которую мы можем незаслуженно обидеть другого человека. Она требует всестороннего учета всех обстоятельств, в том числе и психологического состояния человека, учета своеобразия его как индивидуальности. Тактичность включает в себя умение не замечать упущения другого человека. Тактичный человек не обращается к собеседнику с вопросом, который поставит его в неудобное положение. Настойчивость, навязчивость, даже если они и вызваны наилучшими намерениями, например, оказать услугу, помочь, вызывают негативную реакцию. Чувство меры, которое позволяет выявить уважение к достоинству другого человека и вместе с тем проявить собственное достоинство – вот к чему сводится тактичность.

Скромность – неотъемлемая черта культуры взаимоотношений.

Скромный человек никогда  не считает себя особенной, значительной личностью. Он не отказывается от самооценки, но всегда сопоставляет еѐ с оценкой других людей. Скромность человека проявляется в его умении быть самим собой и не играть какой-то не присущей ему роли. Вместе с тем настоящая скромность не должна опускаться до «зажатости» в поведении, но и не должна быть источником развязности. Органично соединяется с настоящей скромностью чувство собственного достоинства, умение в беседе, в манерах показать, что вы никому не позволите поставить себя в нравственном отношении ниже других. Со скромностью связана простота – качество, которое ни в коей мере не означает отказ от принятых в обществе норм этикета. Разрешить себе фамильярность или в одностороннем порядке перейти «на короткую ногу» с человеком, который занимает подчиненное положение – это совсем не означает простоту во взаимоотношениях. Иногда можно встретиться с таким пониманием простоты, когда духовный мир личности специально сводится до очень низкого уровня. Простота в общении помогает человеку легко, без особых усилий общаться с людьми разного социального и профессионального уровня. Это одно из качеств умения вести себя в обществе.

Информация о работе Этикет как необходимое условие делового общения