Эмпирические методы сбора информации в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:51, лекция

Описание работы

Социология возникает в претензии на изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом. Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений. Она должна была также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.

Файлы: 1 файл

лекции социология.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Попытались выявить другие факторы. Обнаружили, что работницы образовали группу и полагали, что сам факт выбора для эксперимента именно их делает их “особыми”, т.е. причиной был рост группового самосознания у участников эксперимента.

Этот тип реагирования стал называться хоторнским эффектом (сам факт, что именно данная группа подвергается изучению, воздействует на поведение ее членов даже больше, чем другие факторы, которые пытались выделить). Подобный эффект можно получить в любом социальном эксперимента.

Эксперимент может также  негативно отразиться на дальнейшей жизни человека, изменить его самооценку. В этом отношении показателен эксперимент проведенный в 1971 г. в Стэнфордском университете социальным психологом Ф. Зимбардо («тюремный эксперимент»).

В следствии этих причин наибольшее распространение эксперимент получил в социологии труда (в полевых условиях, тайно для изучаемых). Обычно сравнивались изменения, связанные с использованием новых принципов организации коллектива или факторов стимулирования совместной деятельности в разных группах испытуемых.

Социальная структура отражает социальную статику общества, ее “социальный  скелет”. Социальная структура –  это упорядоченные в одно целое  отдельные части общества, его  внутреннее устройство. Выделение структурных  единиц может осуществляться в соответствии с разными методологическими основаниями и по разным критериям.

Элементами социальной структуры, в том числе институтов и других структурных единиц выступают статусы и роли. Можно сказать, что они являются простейшими (неделимыми) элементами социальных систем. Однако, следует учитывать, что при разных методологических подходах содержание понятий “статус” и “роль” могут изменяться.

Социальную структуру  можно представить как совокупность статусов и ролей, функционально  связанных между собой.

Статус - социальное положение индивида в обществе или местоположение индивида в структуре социального взаимодействия. Содержание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей в определенной системе отношений. Совокупность статусов данного индивида – статусный портрет.

Отношение между индивидом и  статусом напоминает отношение между  водителем автомобиля и местом водителя в машине. Функции рулевого управления и прочих приспособлений остаются неизменными, в то время как водителем с большим или меньшим успехом может быть почти любой, использующий эти функции.

Статусы могут занимать определенное место в статусной иерархии. Она  отражается в общественном мнении. Статус банкира выше статуса сантехника и т.д. Место в иерархии называется рангом (высокий, средний и низкий). Чем выше ранг, тем большими привилегиями, благами, почетом, символами,  наградами и престижем наделен его носитель. Ранг статуса может приобрести формальное закрепление, или легитимацию, и в этом случае он называется титулом, званием.

Роль - модель поведения, соответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса, – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса и позиции в обществе. Все статусы и роли производны от социальной системы и являются ее неотъемлемыми частями, но они независимы в отношении индивидов. Индивиды заполняют статусы и исполняют предписанные статусами роли.

Пребывание в той или иной позиции (статусе) одновременно определяет степень активности индивида и устанавливает минимум навыков, которыми он обязан владеть. Нанимателю нет нужды знать технологию труда нанимающегося, последний же избавлен от потребности разбираться в технике маркетинговых исследований или в бухгалтерском учете.

Среди общественных статусов выделяют : предписанные и достижимые.

Предписанные статусы - это статусы, которыми индивиды наделены без учета  их склонностей и способностей. Они  предвидимы и подготовка к ним  начинается с самого рождения.

К таковым  статусам относятся пол, возраст, национальность, расовая или кастовая принадлежность. Сословная принадлежность также пример приписанного статуса.

Достижимые же статусы таковы, что  могут требовать особых качеств, но не обязательно сводятся к ним. Они не закрепляются за индивидами с самого рождения, но открыты на основе конкуренции и личных усилий.

Общество также ограничивает конкуренцию, принимая во внимание пол, возраст и  социальную принадлежность. Дискриминиция по полу, возрасту, расовой,  национальной или конфессиональной принадлежности,  гражданству и т.п. является способом уменьшения конкуренции и механизмом закрепления некоторых статусов за представителями определенных групп. Существуют и другие способы косвенного закрепления статусов за представителями определенных групп.

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет - совокупность всех статусов, существовавших в нем. У первобытного общества их не более двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли после 1917 г. (полицмейстер, дворянин, царь).

Одна из важнейших структурных  единиц общества – социальные институты. Под институтами подразумеваются комплексы и системы  отношений между людьми и соответствующие им практики, которые, которые постоянно востребованы обществом и поэтому постоянно воспроизводятся. Социальные институты интегрируют и координируют множество индивидуальных действий людей и упорядочивают социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни. Примеры: церковь, государство, собственность, семья и др.

Когда мы говорим о системе общественных институтов, то представляем строение общества как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, решающие какие-то важные задачи. Каждый социальный институт можно также представить как совокупность статусов и ролей.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые формы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. В процессе институционализации определяются и закрепляются социальные нормы, правила, статусы и роли, они приводятся в систему. Спонтанное и экспериментальное поведение заменяется на предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Например: институционализация какой-либо науки. Это предполагает принятие решений  и постановлений, создание исследовательских организаций, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, учебников, монографий и т.д.

В процессе институционализации возникают  расхождения между интересами всего  сообщества и интересами отдельных функциональных субъектов (групп или индивидов). Последние могут преследовать собственные цели под видом осуществления общественных задач. Примеры: прием на работу “своих”, осуществление политической ориентации через институт образования в советское время и т.д.

В развитом виде социальный институт включает в себя следующие элементы:

- ролевую систему, в которую  включены также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций  и правил поведения;

- формальную и неформальную  организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу  общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных  действий.

Каждый социальный институт имеет  свои символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и т.п.)

Институциональный кризис - обратный процесс, характеризующий падение  авторитета данного института и  снижения доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно выполнять свои главные функции. Например, образования - учить детей, медицины - лечить и т.д.

Типология социальных институтов.

Все социальные институты подразделяют на главные (фундаментальные) и неглавные (частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования.

Социальные институты подразделяются также: по временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления и т.п.

1. экономический - институты, организующие  хозяйственную деятельность;

2. политический (в том числе военный) - институты власти;

3. образование – осуществляет  коммуникацию между поколениями;

4. семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

5. религиозный - институты, организующие  коллективное почитание богов.

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству (труду) не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первые орудия труда. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит на отметке 500 тыс. лет. Государство существует примерно столько же, сколько и образование - 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.

Типы социальных институтов и их функции.

 

Функции

Типы институтов

Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его  членов, а также их рабочей силы)

Брачно-семейные Культурные

Образовательные

Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов

Экономические

Контроль за поведением членов общества

Политические Правовые

Культурные

Регулирование использования власти и доступа к ней

Политические

Коммуникация между членами  общества

Культурные Образовательные

Защита членов общества от физической опасности

Военные Правовые Коерсивные (полиция, суд, пенитенциарная истема) Медицинские


 

Американский социолог Роберт Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально заявлены. Им сопутствует довольно строгая традиция или процедура (принятие специальных законов: об образовании, здравоохранении). Они более формализованы и подконтрольны.

Латентные функции – те, которые  осуществляются на самом деле (широкое значение). Узкое значение: те, которые осуществляются на самом деле минус явные. Они могут не осознаваться участниками и носить ненамеренный характер, складываются стихийно. В тестах будет использовано только узкое значение!!!

Явная функция многих добровольных организаций в Америке (не только) заключается в объединении людей и служении  на благо общества, латентная - в присвоении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подобным организациям.

К явным функциям школы как института среднего образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базовых ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит выбраться на ступеньку выше, чем у неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования.

Пример. Церковь.

Явные функции: связь мира естественного и сверхъестественного, коллективное поклонение богам, религиозное воспитание и образование, благотворительность.

Латентные функции: контроль за поведением людей, доступ к власти, карьера, получение  дохода, накопление богатства.

Теории социальной стратификации. В широком значении слова, стратификация – это концепции, описывающие системы неравенства в обществе.

Термин ввел в научный  оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П.А.Сорокин (1889-1968). Им написана книга «Социальная мобильность» (1925), в которой он развивает основные идеи стратификационного деления общества.

Социальная стратификация, по определению, есть дифференциация общества на иерархически расположенные слои (по убыванию и возрастанию какого-либо признака). Теории стратификации – это теории социального неравенства. Расслоение предполагает деление общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

Под неравенством понимается неодинаковый доступ людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Предполагается, что неравенство существовало всегда. Для измерения неравенства используют в основном два показателя: богатство и доход. Однако сомнительно, что эти критерии можно приложить к ранним этапам развития человечества.

Информация о работе Эмпирические методы сбора информации в социологии