Эмиль Дюркгейм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L'Année sociologique" (1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Согласно Д., предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам.

Файлы: 1 файл

соц.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

3 Теория социального факта Э. Дюркгейма

     Содержание  социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить  ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

1) объективное существование, т. е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Для того чтобы понять сущность социальных фактов, их нужно наблюдать извне, открывать заново, как мы открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «… социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования;

2) способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а значит, детерминировать его действия. Регуляция поведения индивида в обществе определяется совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные. К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюрк-гейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. Сочетание этих двух видов плотности определяет особенности социальной дифференциации или общественного разделения труда в данном обществе. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп). Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения. К ним следует отнести «коллективные представления», совокупность которых образует коллективное или общее представление.

     Социальные  нормы и другие социальные факторы  оказывают влияние на поведение  отдельных членов общества через  определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется в том, что выполнение норм становится желательным  для самого индивида.

     4 Анализ Э. Дюркгеймом социальных  причин самоубийств

     Анализу социальной связи, характеру и различным  видам проявления посвящена одна из наиболее известных работ Э. Дюрк-гейма  – «Самоубийство». Эта книга рассматривается  как классический социологический труд. В этом исследовании Э. Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Суицид является одним из наиболее уникальных индивидуальных актов, на которые способны только люди. Дюркгейм показал, используя статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Первый большой раздел этой книги рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания. Опираясь на обширный статистический анализ, Э. Дюркгейм завершает каждую часть этого раздела выводом: ни одна из них не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом. Резюме первого раздела таково: «… в каждой социальной группе существует совершенно специфическая наклонность к самоубийству, необъяснимая ни физико-органическим строением индивидов, ни физической природой окружающей их среды. Отсюда по методу исключения вытекает, что наклонность эта неизбежно должна зависеть от социальных причин и представлять собой коллективное явление». А, следовательно, лишь социологическая наука способна удовлетворительным образом объяснить причины самоубийств. Анализируя статистические данные, Э. Дюркгейм обращает внимание читателя на целый ряд закономерностей: в городах удельный вес самоубийств выше, чем в сельской местности; самоубийства чаще совершают протестанты, нежели католики; холостяки более склонны к самоубийствам, чем семейные люди, особенно высок процент среди разведенных; женщины реже совершают самоубийства, чем мужчины. Число самоубийств существенно сокращается в периоды войн и бедствий национального масштаба. Все это говорит о том, что основным фактором самоубийств как более или менее массового явления выступает, прежде всего, характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности дальнейшего существования и принятию решения уйти из жизни. «Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла связь его с обществом». Однако к решению уйти из жизни некоторых индивидов в определенных обстоятельствах может подтолкнуть и чрезмерная сила социальных связей. В соответствии с этим Э. Дюркгейм и разрабатывает свою типологию самоубийств.

     5 Типология самоубийств по Э.  Дюркгейму

     Эгоистическое самоубийство. Пытаясь понять, каким  образом преобладающая принадлежность к тому или иному типу вероисповедания  может повлиять на статистику самоубийств, Э. Дюрк-гейм приходит к выводу, что  «чем сильнее в группе верующих проявляются  частные суждения, тем меньше роль церкви в жизни людей, тем слабее ее сплоченность и жизненность». Поэтому  «перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит от того, что эта церковь по существу своему менее целостна, нежели католическая». Примерно таковы социальные механизмы  различий в коэффициентах самоубийств  в городских и сельских общинах: в первых люди в значительной мере разобщены и предоставлены самим  себе, в то время как социальные связи между обитателями сельских общин более прочны (в силу традиционного  их характера). Причины усиления тенденции  к суициду среди холостых, (и  особенно разведенных и овдовевших) прежде всего в том, что «супруги имеют лучшую физическую и моральную  организацию, чем безбрачные». Рассмотрение целого ряда вариантов такого рода самоубийств позволяет Э. Дюркгейму  прийти к констатации эгоистического суицидального типа. Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийства, который Э. Дюркгейм называет также «эндемическим», прямо противоположен рассмотренному выше и происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает… индивидуальность». К таким самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, «когда жизнь становилась им в тягость», или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа. Согласно Э. Дюркгейму, альтруистический суицид, т. е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения. Как утверждает Э. Дюркгейм, «общество требует подобного самопожертвования в социальных интересах». Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия – это «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно». Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию. Э. Дюркгейм рассматривает причины всплеска кривой самоубийств в периоды экономических кризисов. Он считает, что в обществах есть социальные группы, отличающиеся внутренней дисциплинированностью по самим условиям своей жизни, заранее приученные к воздержанию и умеренности; эти люди «с гораздо меньшим напряжением воли могут перетерпеть новые необходимые лишения». В то же время те, кто по роду своих занятий и образу жизни стремится к возможно более быстрому прогрессу, не имеют опоры в прошлом и настоящем и поэтому чаще становятся жертвами экономических кризисов вплоть до добровольного ухода из жизни. Аномия может затронуть и брачно-семейную сферу. Э. Дюркгейм сопоставляет различные регионы Франции, Германии, Швейцарии и приходит к выводу, что существует устойчивая положительная корреляция статистики самоубийств со статистикой разводов. Это дает ему основания утверждать, что распад семьи (который тоже во многом являет собою аномию) выступает в качестве одного из факторов самоубийств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие  связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей  общественное целое способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял  в том, что разделение труда, под  которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более  выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание.

     В следствии все увеличивающейся  специализации труда индивиды вынуждены  обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением  труда, вызывает чувства зависимости  друг от друга, солидарности, связи  с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы  и изменяет свое содержание. Оно  уменьшается в объеме, его интенсивность  и степень определенности также  уменьшаются, по содержанию оно все  более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.

     Причиной  разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий  интенсивность социальной жизни, возрастание  «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с  увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального  взаимодействия, непреодолимо ведет  к разделению труда. Нормальное состояние  общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться  развитым экономическим планированием  и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными  корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.

     Разрабатывая  проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла  из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет  Дюркгейм, социология давно стала  самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим  делом. Труды самого Дюркгейма сыграли  заметную роль в становлении и  развитии социологии как самостоятельной  науки.

     Список использованной литературы

  1. Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1975
  2. Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964
  3. Лебедев В.М., История психологии, 2005

Информация о работе Эмиль Дюркгейм