Эмиль Дюркгейм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:59, доклад

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.

Файлы: 1 файл

эмиль дюркгейм.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Родился в Эпинале в еврейской семье. Отец был небогатым раввином. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1887 он женился на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898—1913 руководил изданием «Социологического  ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Первая мировая война нанесла удар по «Французской социологической школе» и подкосила самого философа. В этой войне Дюркгейм, отрицавший революционный социализм, видел раскол мира [1].

15 ноября 1917 года учёный скончался.  Похоронен во Франции, на Кладбище Монпарнас.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.

Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Схема 1. Социологизм Э. Дюркгейма

Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними.Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное.

В качестве субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм выделил группу социальных (правовые, моральные) норм, принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) сознание (коллективные представления), образующее сущность социальной деятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. «Совокупность верований и чувств, — пишет Дюркгейм, — общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно не имеет в качестве субстрата единственный орган <...> Таким образом, оно нечто совсем иное, нежели отдельные сознания, хотя и реализуется только индивидами».

В своей книге «О разделении общественного  труда» Дюркгейм развивает идею Спенсера о ведущей роли разделения и интеграции труда в обществе. Это приводит к обособлению людей, преодоление  которого требует установления социальной связи (солидарности) между ними. Дюркгейм обращает внимание на то, что разделение труда на протяжении человеческой истории  совершенствуется. В зависимости  от типа социальной связи (солидарности) он рассматривает два уровня обществ. Дюркгейм выделяет два типа социальной связи-солидарности: механическую и  органическую.Механическая солидарность (идентичность) существует в первобытнообщинных, синкретических обществах, где нет достаточного разделения труда и функций между людьми в форме языка, обычаев, верований, мифов и т. п. Эта солидарность одновременно определяет и «чужих». Органическая солидарность возникает в более развитых, постпервобытных, обществах, в которых разделение труда и функций людей ведет к обмену продуктами, деятельностью, знаниями и т. п. Эта солидарность выражается в коллективных нормах, обычаях, ритуалах, мифах, а также появлении органов координации деятельности — государства, церкви и других.

Дюркгейм возражает против утверждения Спенсера, что общество может эффективно функционировать на принципах личного интереса, без коллективных (общественных) норм регуляции. Между индивидом и государством он помещает профессиональные группы, возникшие в результате общественного разделения труда, которые и становятся носителями норм органической солидарности и смягчают социальные конфликты.

(Теория  дифференциации общественного труда  оказалась ограниченной. Во-первых, она не объясняет причины дифференциации общественного труда и его распространения среди разных народов. Во-вторых, дифференциация общественного труда даст не только позитивные, но и негативные результаты. Эта проблема стала предметом анализа в работах Талкотта Парсонса, Нейла Смелзера, Шмуэлья Айзенштадса.)

В свете понятия социальной связи  и солидарности Дюркгейм рассматривает  такой социальный факт, как самоубийство (суицид). Он выделяет три типа самоубийства в зависимости от разных социальных ситуаций, в которых оказался человек. Во-первых,альтруистическое самоубийство, вызываемое сильной механистической солидарностью (например, самоубийство старых и слабых в простых обществах). Во-вторых, эгоистическое самоубийство вследствие развития крайнего индивидуализма. Не случайно оно больше распространено среди протестантов, чем среди иудеев или католиков. В-третьих, аномическое самоубийство — в результате революционного изменения экономических, политических, духовных условий жизни (например, во время либерально-капиталистической революции в России 1985-1993 года)

Социология  Эмиля Дюркгейма

Я ловлю себя на мысли,  
что я думаю как Эмиль Дюркгейм.  
Т.Парсонс

Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли в  основу очень многих положений современной  социологии, в частности в концепцию  структурно-функционального анализа.

Дюркгейм  – крупнейший эмпирический социолог. Он разработал методологические принципы познания, на которых формировалась  логика познания социальной жизни. Он разрабатывал также методы проведения конкретных социологических исследований. Проблемы метода в научных исследованиях, совершенствовании технических  средств сбора информации, получили основание в работах «Метод в социологии» и «Самоубийство».

С его именем связана институционализация  социологии.

Интеллектуальные истоки в формировании мировоззрения Э. Дюркгейма.

Предшественниками Дюркгейма были Декарт, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо.

Дюркгейм  был убежденным рационалистом. Это  соответствовало духу научных традиций французской научной школы, восходившим еще к Декарту. Так, работа «Правила социологического метода», являющаяся манифестом дюркгеймовской социологии, созвучна во многом с трудом Декарта «Рассуждения о методе».

У обоих трудов одна цель – найти  рациональные принципы и приемы, которые  позволяют выявить истину независимо от всякого рода мнений, предрассудков.

Дюркгейм  считал предшественником научной социологии Шарля Монтескье, который обосновал  идеи социальной науки. Это идеи, связанные  с принципом детерминизма и внутренней законосообразности развития социальных явлений. Ж.Ж. Руссо Дюркгейм рассматривал через призму идей общественного  договора и общей воли.

Непосредственные  предшественники Дюркгейма –  Сен-Симон и Огюст Конт.

Конт  по Дюркгейму – отец социологии. Дюркгейм подчеркивал преемственность  и связь своих идей с его  теорией. Дюркгейм руководствовался тем  же идеалом позитивной социологии, что и Конт. Тоже считал, что нет  разницы между познанием общественной жизни и природной среды. Хотя Дюркгейм отвергал то, что его социология позитивистская.

Также Дюркгейм рассматривал естественные науки  как образец для социальных наук, что выразилось в девизе «социальные  факты надо изучать как вещи».

Однако  Дюркгейм далеко не все разделял в  воззрениях Конта. Скептически относился  к закону трех стадий. Конт провозгласил отказ от причинного объяснения событий. Он ориентировал принципы познания не на вопросе «почему это происходит?», в отличие от Дюркгейма.

Хотя  социология Дюркгейма была направлена против биологической интерпретации, тем не менее, он испытывал влияние  Герберта Спенсера (органическое направление). Многие концепции Дюркгейма развиваются  в полемике с идеями Спенсера. Индивидуализму Спенсера противостоит идея Дюркгейма  о приоритете общества над личностью. Но в исследованиях Дюркгейма  проявилось влияние Спенсера. Это  относится к структурно-функциональной стороне в социологии, касается анализа  общества как целого, где каждый элемент играет определенную роль в  поддержании целостности. Как и  Спенсер, Дюркгейм рассматривает сложные  типы обществ как комбинацию простых.

На  Дюркгейма оказали большое влияние  и идеи Карла Маркса. Дело в том, что в то время марксизм был  чрезвычайно популярен, и все  мало-мальски заметные мыслители  считали своим долгом выступить  с критикой марксизма. Дюркгейм тоже обратился к нему. Он отрицал влияние  Маркса и интерпретировал его  идеи в духе экономического рационализма. Дюркгейм считал, что идея экономического детерминизма никак не связана с  социалистическим движением. По Дюркгейму, социализм не связан неразрывно с  классовой борьбой. Социализм может  быть объектом научного анализа, но сам  не является научной теорией.

Дюркгейм  проявлял интерес к социализму, изучал его теорию, был дружен с Ж.Ж.Жоресом, крупнейшим французским социалистом.

В 1895 году, будучи профессором университета г. Бордо, прочитал курс лекций о социализме.

Долгое  время его концепция социализма была важной частью политического сознания левых кругов интеллигенции.

Таким образом, Дюркгейм - социалист, но не марксист. Противодействовал марксистской интерпретации  социализма. Дюркгейм не принимал в  марксизме:

1) Не верил в плодотворность  насильственных мер в решении  социальных проблем.  
2) И, следовательно, отказывался рассматривать классовую борьбу как существенную черту современного ему общества и тем более как движущую силу исторического прогресса.

Дюркгейм  считал, что конфликты между рабочими и предпринимателями есть плохой организации производства и социальных проблем в обществе, но не более  того.

Для Дюркгейма проблема не сколько экономическая, сколько моральная. Социализм представлялся ему как лучшая основа жизни, где индивид интегрирован полностью в общество.

Также считал, что корпорации должны взять  на себя моральные и социальные функции.

Дюркгейм  испытывал влияние идей Э.Канта, которые легли в основу его  моральной концепции.

Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».

Дюркгейм  пишет: «Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

Дюркгейм  – один из первых исследователей, который  на теоретическом и методологическом уровне пытался показать, что есть предмет социологии и как он должен исследоваться. Понимание социологической  концепции Дюркгейма основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма  – доказать, что социология может  и должна развиваться как объективная  наука. Т.е. социология должна иметь  свой собственный предмет и он должен быть доступен для наблюдения и объяснения. Это определение  ведет к двум формулам, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:

1) Социальные факты следует рассматривать  как вещи.  
2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.

Дюркгейм  разделил социологию на три основные отрасли:

1) Социальная морфология. Она исследует  материальную основу общества (его  форму, структуру), географическую  основу жизни, народонаселение,  объем и проч.  
2) Социальная физиология. Она исследует жизненные проявления общества. Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д.  
3) Общая социология. Она подобна общей биологии. Осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм