Экономическая культура и типы хозяйственных идеологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Цели:
Овладеть знаниями о социальных процессах и явлениях в экономике.
Задачи:
Развитие навыков социологического анализа
Формирования представления о специфике экономической культуры
Изучение проблемы воспроизводства и эволюции экономической культуры в условиях пореформенной России.

Содержание работы

Введение
1. Экономическая (хозяйственная) культура. Каналы ее влияния на экономику. Нормативная, символическая и когнитивная роли культуры. Значение культуры в институционализации рыночной экономики.
2. Проблемы воспроизводства и эволюции экономической культуры в условиях пореформенной России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эконом социология.docx

— 31.08 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионально образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Кафедра «философии, истории и права»

 

Факультет «экономика»

Контрольная работа №1

По дисциплине Экономическая социология

 

Вариант№12

Экономическая культура и типы хозяйственных идеологий

 

                                                                                  Выполнил студент 2 курса(вечер)

                                                                            Музалева Вероника 

                                                                               Факультет экономики

                                                                                         Группа №группы 3Б2-ЭК202

Номер зачетной книжки 100.06/130059

                                                                                              Преподаватель Мануйлов Н.В.

                                                          

 

                                                

Владимир 2014

Содержание

Цели

Задачи

Введение

  1. Экономическая (хозяйственная)  культура.  Каналы  ее  влияния  на  экономику. Нормативная, символическая и когнитивная роли культуры. Значение  культуры  в институционализации рыночной  экономики.
  2. Проблемы воспроизводства  и  эволюции  экономической  культуры  в  условиях  пореформенной России. 

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели

Овладеть знаниями о социальных процессах и явлениях в экономике.

Задачи

Развитие навыков социологического анализа

Формирования представления о специфике экономической культуры

Изучение проблемы воспроизводства  и  эволюции  экономической  культуры  в  условиях  пореформенной России. 

 

 

Введение

Как только речь заходит о сколько-нибудь законченном видении хозяйственной системы и тенденций ее развития, так любое объяснение, сознательно или неосознанно, базируется на той или иной идеологии. Оставаться вне влияния конкретных политических партий и их экономических программ вполне возможно, но нейтральность ко всякой идеологии — не более чем идеологический миф.

Хозяйственная идеология рассматривается нами как более или менее упорядоченный взгляд на хозяйство, или системное мировоззрение, в котором сплетаются когнитивные, нормативные и символические элементы. Подобное идеологическое мировоззрение отличают следующие черты:  

  • более или менее целостное (завершенное) описание хозяйственной системы; 
  • внутренняя непротиворечивость предлагаемых схем; 
  • внесение в рассуждения о хозяйстве особых представлений о ценностях; 
  • указание на способы преобразования существующего хозяйственного строя.

 

 

  1. Экономическая (хозяйственная)  культура.  Каналы  ее  влияния  на  экономику. Нормативная, символическая и когнитивная роли культуры. Значение  культуры  в институционализации рыночной  экономики.

 

Экономическая культура – сфера культуры, вырабатывающая представления о формах производства, распределения, обмена, потребления материальных благ и управления этими процессами.

Понятие «экономическая/хозяйственная культура» связывает экономику с теми культурными условиями, той культурной средой, в которой экономика существует и движется, меняется и воспроизводится. Концепция экономической культуры является как бы проекцией экономики на область культурологи, поскольку на среду экономики активно влияет весьма широкий культурный контекст всего «культурного поля» данного общества.

Экономическая культура в обществе может быть охарактеризована через следующие группы структурных составляющих

-общие организационные  формы существования

-образцы, модели поведения  хозяйственных субъектов в обществе

-уровень и структура  экономических потребностей членов  общества

-ценностно-мотивационные  отношения различных социокультурных групп к труду, богатству

-оценка места экономики в данном обществе и ее социальной эффективности.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Культура экономическая характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его развития и включается в себя как материальный продукт, материальные услуги, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей. Экономическая культура отражает меру гуманизации общественного воспроизводства, способствует ее дальнейшему обогащению.

Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности - это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы - распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения - приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно. Другая форма проявления культуры - потребности, нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения. Это стандартизованные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также ценностям и нормам, которые они разделяют. Использование человеком сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности со сложившейся системой ценностей.

Ещё одна форма проявления культуры - общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Рассмотрим теперь особенности экономической культуры. Прежде всего, экономическая культура охватывает те, и только те ценности, нормы, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на неё значимое (позитивное или негативное) влияние. Это те социальные нормы, которые возникают за пределами экономики и приобретают внутри неё специфическое значение. Также это те нормы, которые зарождаются внутри экономики исходя из её внутренних потребностей.

Вторая особенность - это каналы воздействия культуры на экономику. Основным каналом в данном случае является экономическое поведение. Однако здесь значительное влияние оказывают политические группы власти. Их огромная роль как проводника влияния культуры на экономику - особенность именно экономической культуры, что отличает последнюю от, например, религиозной или научной, где роль политического аппарата меньше. Далее, экономическая культура в значительно большей степени, чем другие виды культуры ориентирована на управление поведением людей. Вследствие именно этой особенности экономическая культура выступает регулятором экономики.

Экономическая культура складывается из ценностей и норм как институционального, так и субъективного, личностного характера. Соответственно выделяют личностный и институциональный аспекты экономической культуры.

Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом культурологи являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой - совокупность результатов их деятельности. Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идёт о музыке, театре, религии, в другом - о земледелии и садоводстве, компьютерном обеспечении производства. Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т. е. человека. Предназначение культуры, её «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в её функциях. Речь пойдет не столько о том, «что такое культура», сколько о том, «как она функционирует», «как» осуществляется единство культурной жизни общества в историческом и географическом пространстве. Культура в этом случае предстает как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов. И, конечно, полностью уйти от ответа, «что» они собой представляют (каково их предметное, вещное, действенное воплощение), невозможно. От одной исторической эпохи к другой можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования и воспитания. Но следует заметить, что модифицируются лишь формообразования культуры, основные же ее функции должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество бы распалось, погибло. Итак, каковы же основные функции культуры, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век этническим общностям, давно ставшим крупными социальными образованиями.

Нормативная, символическая и когнитивная роли культуры.  

Нормативная (регулятивная или защитная функция) – является следствием необходимости поддерживать определенные сбалансированные отношения человека и окружающей среды (природной и социальной). Осознание того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманию существования определенных культурных запретов, норм, табу. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы – юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу, законы, порядок. Позволяет регулировать формы отношений. История нормативных актов – это часть исторической культуры. Культура выступает как система нравственных, моральных ограничений и положений.

 

Символическая теория ценностей. Ее сторонники рассматривают систему ценностей как создаваемый человеком особый символический мир. Эта теория основана на представлении о человеке, который «живет в мире символов, а не вещей», как о «символическом животном», которое открывает новую сферу реальности и преобразует свое бытие в соответствии с символической структурой. В ее основе лежат идеи философа-неокантианца, автора философии символических форм Э. Кассирера, по мнению которого «этический мир» человека возникает по мере создания им символов, имеющих функциональную ценность. По убеждению одного из создателей общей теории систем Л. фон Берталанфи, ни натуралистическая, ни гуманистическая, ни онтологическая теории не могут объяснить до конца природу этических ценностей, в связи с тем, что не учитывают символической деятельности человека. Для данной теории характерно подчеркнутое игнорирование специфики бытия людей и ценностных ориентации личности в разных общественных системах. Символическая теория ценностей абсолютизирует роль символической деятельности людей, которая никоим образом не раскрывает многранности творческого потенциала личности, зависящего не только от социальных условий ее жизнедеятельности.

Параллельно с символической антропологией развивалась когнитивная , которая так же изучала системы значений, но не в объективированном культурном поле, а в ментальном пространстве индивида. Эта наука имела самые прочные связи с психологией, точнее с когнитивным циклом по дисциплине психологии – теорией восприятия, мышления, памяти.

Значение  культуры  в институционализации рыночной  экономики.

Экономика любого типа неразрывно связана с политикой, культурой, идеологией. Общество не может быть развитым в экономическом отношении без достаточно высокого культурного уровня населения, развитых политических структур, без объединяющей идеологии. Экономическая деятельность зависит от множества норм, должна совершаться по определенным правилам, в определенных формах, объединяемых понятием «институт». Совокупность институтов и институциональные отношения образуют институциональную основу экономической системы общества. Под институциональной структурой общества понимается определенный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности. Совместная деятельность, упорядоченная институтами, называется институционализацией, а процесс изменения институтов - институциональными изменениями. Институционализация экономических форм и действий является необходимым атрибутом социальной жизни во всех ее аспектах и проявлениях, прежде всего экономических. Именно существование в институциональных формах позволяет действиям (не обязательно даже хозяйственным в узкоспециальном смысле, но имеющим хозяйственные последствия) складываться в интегрированный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность общества и его структурных элементов.

Информация о работе Экономическая культура и типы хозяйственных идеологий