Эфект демографического перехода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Главной целью преподавания данного курса лекций является формиро-
вание социологического мышления студентов, которое представляет собой специфическую форму отражения, анализа, умения диагностировать систему взаимоотношений людей на различных уровнях их взаимодействия в рамках действующих социальных институтов.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Автономная  некоммерческая образовательная организация  
высшего профессионального образования

«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

Рассмотрен и утвержден  на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____

 

Зав. кафедрой ____________ 

Утвержден на заседании  Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____

 

Председатель _____ Воротникова  А.И.




 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС  ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Социология»

Автор: к., полит., н., доцент Наумова М.Д.

 

 

 

 

 

Направление:  080500.62 «Менеджмент»  

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов  2010 г.

Раздел 1 Организационно-методическое описание учебного курса «Социология»

    1. Назначение и цели учебного курса

Главной целью преподавания данного курса лекций является формиро-

вание социологического мышления студентов, которое представляет собой специфическую форму отражения, анализа, умения диагностировать систему взаимоотношений людей на различных уровнях их взаимодействия в рамках действующих социальных институтов.

Указанные знания и умения важны студентам как будущим  специалистам, чья профессиональная деятельность как руководителей того или иного уровня безусловно предполагает организацию социального взаимодействия в рамках производственного коллектива. Цивилизованная практика управления сегодня немыслима без постоянной социологической диагностики его деятельности и взаимоотношений людей.

Не менее важно умение специалистов любого уровня понять многообразие, сложность и противоречивость состояния общественных отношений в повседневной жизни, в конкретных исторических условиях. Сравнить, увидеть себя в зеркале общественного мнения, избавиться, насколько это возможно, от субъективизма, «черно-белого» подхода в оценке происходящего – эти необходимые социально-адаптивные качества дает знание основ социологии в единстве ее теории и практики.

Курс социологии в  университетской программе подготовки специалистов является неотъемлемой составной частью гуманитаризации образования. Он будет способствовать развитию профессиональных качеств специалиста и члена гражданского общества, умению адекватно оценивать свое место в системе социальных, экономических и политических отношений и на этой основе определять содержание, должное направление своей и совместной с другими людьми жизненной и профессиональной деятельности.

    1. Обязательный минимум содержание учебного курса

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

- раскрыть содержание, основные направления и особенности  функционирования общества как системы, сложного механизма, построенного на принципах иерархической субординации, взаимодействия и взаимовлияния его различных элементов;

- формировать интерес к аналитической, исследовательской работе, дать навыки интерпретации социологической информации.

1.3. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения учебного курса

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать в основных чертах историю становления и развития зарубежной и отечественной социологии;

- усвоить понятие социальной  общности, их многообразие;

- структуру взаимодействия  личности, социальных общностей,  общества и государства;

- тенденции изменения социальных институтов в современном российском обществе;

- уметь применять полученные  теоретические и методологические  знания и практические навыки для анализа взаимодействия и взаимовлияния элементов социальной системы;

- определять специфику  и состояние социальной, экономической, политической сфер деятельности конкретного социума в системе взаимодействия субъектов в условиях развития рыночных отношений;

- на базе знаний  методологии и методов социологии  выбирать наиболее эффективные  средства анализа, прогнозирования и изменения действительности.

1.4. Общие методические рекомендации  по организации самостоятельной работы.

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения социологии, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.

В связи с этим основными  задачами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, являются:

во-первых, продолжение  изучения дисциплины в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам  интереса к литературе.

Изучение и изложение  информации, полученной в результате анализа научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов, как навыков устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Правильная организация  самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы дисциплины, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.

При выдаче заданий на самостоятельную работу рекомендуется  использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально  или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Критериями оценки результатов  внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

    • Уровень освоения студентом учебного материала;
    • Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
    • Сформированность общеучебных умений;
    • Обоснованность и четкость изложения ответа;
    • Оформление материала в соответствии с требованиями.

Задачами СРС  являются:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

•  углубление и расширение теоретических знаний;

• формирование умений использовать литературу;

• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

          Написание контрольной работы на заочной форме обучения является обязательным при изучении курса и предусмотрено учебным планом. Ее результат влияет на оценку знаний студента.

Контрольная работа представляет собой самостоятельную письменную работу, целью которой является более глубокое усвоение учебного материала.

Выполнение контрольной  работы прививает навыки самостоятельной  исследовательской работы: целенаправленное изучение специальной литературы, оперирование основными понятиями науки.

1.6. Критерий  оценки знаний студентов

К зачету допускаются  студенты  успешно освоившие программу  дисциплины и не имеющие задолженностей по изучаемому предмету. Зачет проходит в устной форме по билетам.

При проведении зачета критериями оценки ответа студента служат:

1) уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

2) уровень практических умений, продемонстрированных студентом при решении задач, профессиональных ситуаций по дисциплине.

Результаты зачета оцениваются:

-  «зачтено» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов:

           -  «не зачтено» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов.

Раздел 2. Тематическое содержание учебного курса

 

№ темы

          Н а з в а н и е   т е м ы

     Количество  часов

Лекции

Самостоят. работа

Всего

Тема 1.

Социология как наука

 

10

10

Тема 2.

Роль социологии в современном  обществе

1

10

10

Тема 3.

Основные этапы развития социологической  мысли

 

9

10

Тема 4.

Принципы формирования и функционирования общественного мнения и массового сознания

1

9

10

Тема 5.

Основные направления современной  социологии

1

9

10

Тема 6.

Общая характеристика методов сбора социологической информации

1

9

10

                                                              Итого часов

4

56

60


                                                                    

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

     2.1. НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ .

Тема 1. Социология как наука.

Определение социологии как науки. Социология в системе  знаний об обществе. Соотношение социологии с другими науками: философией, историей, демографией, психологией, статистикой, математикой. Специфика социологического метода и социологической информации. Соотношение теории и метода в социологии. Функции социологии: социального познания, управления социальными, экономическими и политическими процессами, их диагностики, изменения социальной действительности, воспитательная. Социальная общность как основополагающая категория социологического анализа. Характеристика многообразия социальных общностей. Понятие и характеристика социальных институтов. Задачи социологии.

 

Тема 2. Роль социологии в современном обществе.

Отношение к социологии и социологическим исследованиям  в современном обществе. Политические, экономические, идеологические, социальные факторы, влияющие на развитие социологии. Зависимость повышения роли социологии от развития институтов демократии и гражданского общества. Применение социологической теории, методов и информации в анализе различных социальных, экономических и политических процессов. Исторические предпосылки и причины состояния социологии в современном российском обществе. Современное состояние социологии в России: проблемы и перспективы. Состояние и проблемы производственной социологии. Социологические исследования в системе управления процессами деятельности производственного коллектива.

 

Тема 3. Основные этапы развития социологической мысли.

Исторические предпосылки  возникновения социологического знания и социологии как науки. О.Конт как основатель социологического направления в науках об обществе. Основы социологической теории Г.Спенсера. Марксистская социология. Классическая социология ХХ века: М.Вебер, Э.Дюркгейм, их вклад в мировую социологическую мысль и понимание происходящих в обществе процессов. Социологическая теория П.А.Сорокина. Основные социологические школы современности: Чикагская школа (Р.Парк), функционализм (Р.Мертон), системный функционализм (Т.Парсонс), конфликтологические теории (К.Маркс, Р.Миллс, Р.Дарендорф), символический интеракционализм (Г.Мид), теория обмена (Д.Хоманс), этнометодология (Г.Гарфинкель), психологические школы (Г.Лебон, Г.Тард, Ч.Кули, З.Фрейд). Этапы развития социологической мысли в России (П.А.Кропоткин, Н.К.Михайловский, Л.И.Мечников, М.М.Ковалевский, Л.Петражицкий, др.)

 

Тема 4. Принципы формирования и функционирования общественного мнения и массового сознания.

Информация о работе Эфект демографического перехода