Функции социологии в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание основных функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем развитии социологического знания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...... 3
Раздел I «Понятие и классификация функций социологии»………………….. 5
Раздел II «Теоретико-познавательная функция социологии »…..................... 11
Раздел III « Управленческая функция социологической науки»……………. 15
Заключение…………………………………………………………………….... 18
Список использованной литературы………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

печатать.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.

Уже всем ясно, что при  реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.

Именно так и объясняется  то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные  социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко  органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни . Процесс трансформации общества  идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным

Превращением целей  в результат, а результатов в  предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества.

Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информационная функция  социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований.

Социологическая информация - самый  оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

В 1920 году, составляя свой «Общедоступный учебник социологии», П. А. Сорокин писал: «Мы страдаем не только от сил мертвой и живой  природы, но и от плохого устройства общества. Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества… Не помогают ни тюрьмы, ни виселицы, ни расстрелы, ни множество подобных мер борьбы… Подобно тому, как познание живо и мертвой материи дало человеку средства подчинить их силы его целям, так и познание явлений общественной жизни может указать человеку действительные лекарства против общественных бедствий… Вот с этой – практической - точки зрения изучения социологии приобретает громадное значение»1.

В словах Сорокина, безусловно, содержится большое преувеличение. Ни одна наука  не может претендовать на изобретение  некой «панацеи», способной избавить человечество от роковых бедствий и страданий. И все же любая наука вносит свою посильную лепту в улучшение человеческой жизни и совершение общественных отношений. Не является исключением и социология. В рассуждениях Сорокина обозначена одна из основных функций социологии – практическая. Именно практическая функция выражает связь социологии с жизнью, с многообразием человеческой деятельностью. С первых своих шагов социология ставила перед собой

__________________________

1 Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. М., 1994 С. 14 – 15

задачу не только объективно исследовать существующее положение  вещей, но и активно вмешиваться  в ход социальных процессов. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем.  Социологии изначально присуща нацеленность на «болевые очки» общественной жизни. Результаты социологических изысканий способствуют разрешению социальных конфликтов, устранению препятствий на пути прогрессивных преобразований.

Деятельность социологов дает конкретную информацию для осуществления  действенного социального контроля, помогающего преодолевать негативные явления в общественной жизни.  Без такой информации возрастает возможность возникновения социального

напряжения, кризисов и катаклизмов. Опасность таких явлений была осознана в нашей стране, когда она вступила на пусть реформ и массы начали пробуждаться от многолетней «спячки».

Следует отметить, что  роль социологии, разумеется, не сводится к «пожарным» функциям, направленным на «тушение» социальных конфликтов. Социологии не чужд ни один из актуальных вопросов, волнующих общественность и ставящих подчас в тупик работников управления, предпринимателей, юристов и педагогов. В большинстве цивилизованных стран органы представительной и исполнительной власти, политические партии широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

Но практическая направленность социологии выражается не только в  ее способности давать богатую и разнообразную информацию. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Не случайно некоторые социологи предпочитают вести речь не о «практической», а об «управленческой» функции социологии, полагая, что этот термин правильнее выражает чуть дела. Социологические разработки – рекомендации, аналитические обзоры, методики – служат исходным материалом, используемым в процессе обсуждения и принятия управленческого решения. Исследования, проводимые социологами, способны установить точный «диагноз» в тех случаях, когда допускаются ошибки, возникают проблемные ситуации, затрудняющие выполнение намеченных планов и решений.

Следует также отметить, что социология является методологической основой социальной работы, которая должна рассматриваться в единстве с теорией и практикой социальной педагогике. Она охватывает сложный комплекс проблем, связанных с формированием полноценной личности и адаптацией ее к изменяющимся условиям социальной среды. Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, институт социальных педагогов влияет на формирование гуманистических, нравственно здоровых отношений в социуме, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. Социальная педагогика решает конкретные проблемы воспитания в зависимости от местных условий и времени. Поэтому она опирается и широко использует достижения социологии, позволяющие определить структуру, социальные группы общества, их динамику и т. п. это помогает выявить вопросы, требующие решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, в социокультурной среде конкретного региона.

 Если практическая функция  социологии заключается в нахождении  разумных способов решения конкретных  общественных проблем «здесь»  и 

 «сейчас», то прогностическая функция нацелена на предсказание ближайших и более отдаленных последствий тех действий, которые предпринимаются сегодня.

Осуществляя практическую функцию, социологическая наука  выступает в качестве самостоятельной  социальной ценности, занимающей важное место в системе ценностей  цивилизованного общества. Ценностное значение социологии проявляется, по крайней  мере, в двух аспектах. Во-первых, эта наука представляет собой интеллектуальную ценность, поскольку своими изысканиями она удовлетворяет потребность человека во все более глубоком познании социальной действительности. Во-вторых, она обладает бесспорной практической ценностью, помогая человеку действовать адекватно своей природе и во все более полном соответствии с потребностями общественного развития.

Мировоззренческая функция  социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо, социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п.; Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции  социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе  общественных наук.

 

 

 

Раздел II «Теоретико-познавательная функция социологии»

 

Как и любая интеллектуальная деятельность, социология начинается с познания. Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития. Она имеет целью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, в более или менее широких пространственно-временных интервалах, относящихся к различным социальным группам и общностям.

Социология опирается  на систематизированные и постоянно  обновляемые факты общественной действительности, используя для  их установления специальные, свойственные только ей методы анализа. 
    Полученная в процессе социологических исследований информация, как правило, служит основанием для дальнейшего развития теоретических положений. Те исходные методологические идеи, которые социолог закладывает в своем исследовательском проекте, обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новое знание. 
    Вместе с тем прирост нового знания достигается в том случае, если четко сформулирована социальная проблема, которая обычно регистрируется как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей. 
    Для выработки предложений по устранению имеющихся противоречий анализируется как объективная, так и субъективная социальная информация. На современном этапе общественного развития все больше и больше повышается интерес к информации, которая характеризует внутренний мир людей, их намерения, ориентации, мотивы, ценности и готовность действовать во имя их претворения в жизнь. Собственно, подход к предмету социологии, призванный рассматривать реальное сознание и поведение людей, можно также трактовать как попытку субъективировать общественные процессы. Однако нужно ясно понимать, что изучение состояния, выявление тенденций и проблем практического сознания и поведения людей обязательно предполагает учет объективных условий, использование объективной информации. Именно такое сочетание дает реальную картину и достаточно всесторонне фиксирует то, что происходит в жизни страны, в социальных группах и особенно в сфере труда и быта.

Теоретико-познавательная функция социологии заключаются в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализ объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.

Система представлений  и понятий о социальных процессах  фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.

Познавательная функция  социологии заключается также в  том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Также прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках социальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы. Познавательная функция социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализа, диагностику социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам социологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что социология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в том, чтобы выявить связи между ними, проявляющиеся в форме определенных тенденций.

Начало любого социологического исследования обязательно начинается с описания социальных фактов и процессов. Описывать – это прежде всего считать. Считать вещи и факты, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. Цифровые таблицы имеют определенную форму. Статистика показывает, что наиболее запоминающийся внешний облик – тот, который позволяет себя сосчитать. Важно понять то, что обычно не понимается. Социология религии дает возможность сосчитать число людей, приходящих к мессе; но какой смысл в полученной цифре? Гораздо важнее выделить истинно верующих, ибо посещение мессы еще не говорит о степени веры человека.

При проведении социологического исследования в своей описательной работе социолог часто опирается  на данные, предоставленные другими, например административной и экономической  статистикой. В странах, где статистика развита, то, как поданы эти данные, не всегда годится для социолога, который вынужден их перерабатывать и заново интерпретировать. В странах с «неполной статистикой» работа становится гораздо более деликатной.

Информация о работе Функции социологии в обществе