Функции социологии в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание основных функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем развитии социологического знания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...... 3
Раздел I «Понятие и классификация функций социологии»………………….. 5
Раздел II «Теоретико-познавательная функция социологии »…..................... 11
Раздел III « Управленческая функция социологической науки»……………. 15
Заключение…………………………………………………………………….... 18
Список использованной литературы………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

печатать.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Саратовский Государственный Университет имени Н.Г.Чернышевского»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по общей социологии

на тему «Функции социологии в обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила: 

                                                                        студентка первого курса

                                                  111 группы

                                                             очного отделения

социологического факультета

                                                           Кузнецова Е.Ю.

                                                             Проверил: д. с. н.,

                                                                  доцент Покатов Д.В.

 

 

 

 

 

Саратов – 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...... 3

Раздел I «Понятие и классификация функций социологии»………………….. 5

Раздел II «Теоретико-познавательная функция социологии »…..................... 11

Раздел III « Управленческая функция социологической науки»……………. 15

Заключение…………………………………………………………………….... 18

Список использованной литературы………………………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «социология» (от лат. societas – общество и греческого logos – учение) впервые был введен французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т.е. намного позднее того, чем началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас – науку об обществе О. Конт предложил слово «социология» для обозначения изучающей общество науки.

В настоящее время  существует понятие, что социология – это наука о взаимодействиях  социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем. Это наука о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их поведении. Это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом. Это наука об обществе, как целостной системе.

Вообще изучение общества началось на самых ранних стадиях его развития задолго до образования социологии. Этот первый этап можно назвать донаучным. Начальный этап собственно социологии уместно назвать методологическим, поскольку именно в его пределах во второй половине XIX в. вырабатывалась методология новой науки. Наконец, XX в. можно назвать эмпирико-теоретическим этапом изучения общества и развития социологии, поскольку именно в XX в. начались эмпирические исследования на подлинно научных основаниях и построены первые социологические теории.

О. Конт, основоположник нового философского направления – позитивизма, – был к этому подготовлен своей предшествующей работой и развитием науки. Он считал, что человеческое мышление в своем развитии прошло три этапа. Сначала оно было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В последовавшее за эпохой Возрождения новое время мышление стало научным (позитивным) и оно делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы. Такое мышление утверждается в исследовании природы, затем в изучении общества. Вначале возникли естественные науки – астрономия, физика, химия, биология, затем должна появиться наука, изучающая общество. Для неё О. Конт и предложил название «социология», что в буквальном переводе означает «наука об обществе».

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной» наукой, способной положительно решать проблемы жизни общества, наукой. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировавшим в то время, О. Конт называет её социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, в результате развития которой стало бы возможным открытие её фундаментальных законов.

Говоря о возникновении  социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой  систему внутренне организованного  и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном  обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. Данное положение особенно актуально для социологического знания, которое должно освободиться от власти мифов, заблуждений, традиций и наслоений обыденного знания, основанного на наблюдениях повседневной жизни.

Цель социологии состоит  в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить  объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.

Социология приобретает  возможность и способность прояснять  социальную ситуацию, делать её более  понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на основе точной информации – как статистического, так и социологического характера. Овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности; вместе с тем, они могут влиять на них, проявляя инициативу и активность, а проводимые социологические исследования имеют немалое теоретическое и практическое значение для оценки результатов тех или иных политических решений и действий.

Таким образом, имеются  достаточные основания сделать вывод о том, что социология – это очень «жизненная» наука. Конечно, у неё есть сугубо теоретические проблемы собственного научного развития, которые представляют интерес, прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом её изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Поскольку скоро социология предстаёт перед нами в таком качестве, возникает вопрос о её функциях, речь о которых и пойдет ниже.

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание основных функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем развитии социологического знания.

 

 

 

Раздел I «Понятие и классификация функций социологии»

 

Понятие "функция" (от лат. functio - исполнение, осуществление, соответствие, отображение) введено в научный  оборот Г. Лейбницем. В социологии "функция" выступает как понятие, отражающее зависимость между объектами различного статуса, различных классов, видов и групп,  между частью и целым; выполнение тем или иным объектом определенной социальной роли; осуществление определенного назначения, долговременной цели или задачи с достижением определенных результатов, заданной совокупности последствий, которые обеспечивают полезность, необходимость, устойчивость существования объекта.

Социология как самостоятельная  отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные.

Гносеологические функции  социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех  или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы  их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии – критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить, перестроить и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Эту функцию, разумеется, не следует противопоставлять другим функциям социологической науки. Социология совместно с другими гуманитарными дисциплинами призвана раздвигать горизонты научного познания. Бескорыстный познавательный интерес всегда служил  и служит мощной движущей силой развития науки, поиска ранее неизвестных фактов, создания новых гипотез и теорий. Теоретико-познавательная функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п.

Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей  или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция  социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой Отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Не случайно русский физик Н. А. Умов называл предсказание «венцом научной работы». Прогнозировать - значит не только описывать социальный процесс как таковой, но также предвидеть конкретный ход и темпы его развития в будущем. Это означает умение анализировать факторы, влияющие на это процесс. Опираясь на общее знание тенденции социальных изменений, выявляя величину действия положительных и отрицательных факторов, социология может выстраивать перспективную линию развития как основу для составления эффективных рекомендаций.

Обычно социологические  исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного  прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный  прогноз опирается на скрытую  тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. Когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движимый желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит.

Следует отметить трудности  социологического прогнозирования. В  большинстве случаев прогноз  опирается на простую экстраполяцию существующих и уже определившихся процессов. В некоторых случаях такой прием эффективен, если речь идет о прогнозе устойчивых процессов. Но социология  часто имеет дело с такими процессами, которые находятся в генезисе или вовсе в зародыше и часто еще недоступны практическому изучению. Естественно, что прогноз таких процессов крайне проблематичен. Также весьма трудно предугадать появление «непредсказуемых» процессов, а нередко именно они могут оказаться решающими.

Вместе с тем некуда уйти от того факта, что авторитет социологии в обществе в значительной степени зависит от ее прогностической функции. И широкая публика, и различные организации ждут от социологов более или менее точных предсказаний, подобных метеорологическим прогнозам. Ценность всякой иной социологической «продукции» в глазах общества гораздо ниже. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

И тем не менее социологическая  информация в той или иной степени усваивается обществом, а следовательно, оказывает влияние на формирование и состояние общественного мнения. Положительный эффект такого влияния способствует правильной, рациональной оценке социальных явлений и процессов со стороны широкой общественности и отдельных индивидов.

Информация о работе Функции социологии в обществе