Функции и сущность СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процессы « размножения » средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись.

Содержание работы

Функции средств массовой информации
Сущность влияния СМИ на сознание человека
Формирование стереотипов
Особенности восприятия рекламы
Социально-психологические проблемы влияния средств массовой информации
Реклама и ее влияние в современном обществе
Социально-психологические проблемы влияния средств массовой

Файлы: 1 файл

контрольная по социологии СМИ.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1 . Функции  средств массовой информации………………………………….5

Глава 2.

        2.1 Сущность влияния СМИ на сознание человека…………………………....8

        2.2 Формирование стереотипов…………………………………………….......10

Глава 3

        3.1 Особенности восприятия рекламы…………………………………………12

        3.2 Социально-психологические проблемы влияния средств массовой информации, рекламы, моды на развитие мировоззрения учащейся молодёжи…13

       3.3 Реклама и ее влияние в современном обществе……………………………21

Заключение………………………………………………………………………………………………………………23

 

Введение.

Тысячу лет назад человек  владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и  письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процессы « размножения  » средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый  революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения » нарастают  лавинообразно: широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная  полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая  связь. Причем, в настоящие время  на первое место вышли электронные  средства массовой коммуникации, значительно  потеснив письменные. Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах  товаров, расписаниях транспорта, бронировать  места в театрах или гостиницах и т. д.

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным  богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается  объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может  оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь  ослабляет способность думать, размышлять.

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств  массовой информации (в дальнейшем СМИ) на молодое поколение. То, что  оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими  исследованиями и в целом ситуацией  в обществе. Волна насилия, захлестнувшая  общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности – все это  не в последнюю очередь обусловлено  современным состоянием средств  массовой коммуникации (в дальнейшем СМК).

Данная тема особенно актуальна  сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете пагубно сказывается  на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ – это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие  привлечь массовую аудиторию. Не поднимать  человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные  запросы, не гражданский институт, а  сфера услуг – таким образом, сместился центр тяжести.

Объект исследования - процесс влияния  средств массовой информации на сознание молодежи.

Предметом исследования – СМИ как  инструмент воздействия на сознание человека.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния современных средств  массовой информации на сознание молодежи. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач по проблемам:

1. сущность влияния СМИ на сознание человека;

2.стереотипизированные формы, создаваемые рекламой.  
          3.влияние рекламы на социализацию молодёжи.  

 

 

Глава 1 . Функции средств массовой информации.

Достижения человека в области  науки и техники позволили  появиться таким СМИ как Интернет и реклама.

В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют  какие-либо барьеры. Интернет – порождённая  этими технологиями глобальная система  поиска и передачи информации, в  СМИ играет не последнюю роль.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме  и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная на привлечение  внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама - это часть нашей жизни. Для современных СМК реклама - один из основных источников дохода. Однако это обстоятельство имеет один существенный отрицательный момент - чрезмерное использование рекламы, внушение мысли о том, что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, более привлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе, приводит к деформации системы ценностей человека, подменяя стимулы внутреннего, духовного развития стимулами потребления.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Е.П. Прохоров, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную - функцию общения,  налаживания контакта, которую автор  называет исходной функцией журналистики;

2.непосредственно организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать  глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся,  по мнению автора, в том, чтобы,  будучи одним из институтов  культуры общества, участвовать  в пропаганде и распространении  в жизни общества высоких культурных  ценностей, воспитывать людей  на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему  развитию человека;

5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Поскольку журналистика является четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Так, например, С.Г. Корконосенко выделяет четыре такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

1. производственно-экономическую, 

2. регулирующую,

3. духовно-идеологическую,

4. информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области  она становится элементом системы  производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным  является сбор, накопление, хранение, переработка  и распространение информации.

В духовной сфере пресса выполняет  познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Автор также определяет субъекты, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ.

Генеральным субъектом по отношению  к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего  общества направлены функции интеграциии  познания. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями  в завоевании и удержании власти определяют такие функции как  пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально–психологического  удовлетворения.

Таким образом, различные авторы по-разному  рассматривают функции средств  массовой информации. Самое простое  разделение функций можно встретить  в современных исследованиях:

1. гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение  и т.п.;

2. политические функции СМИ - формирование массового общественного  сознания и/или направленное влияние  на отдельные группы населения. 

Видимо, эти функции названы  политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию  в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и  человек побуждается к определенному  действию.

 

Глава 2.

2.1 Сущность влияния СМИ на сознание человека.

Общественное сознание – это  отражение материального отношения  людей друг к другу и к природе  в процессе отношения людей к  действительности. СМИ через воздействие  на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря  СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или  явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Экспрессивная функция – самая  широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным  политическим системам, государственной  власти, какой-либо глобальной общегосударственной  или общемировой проблеме. Таким  образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к  институтам власти, т.е. обладает моральной  властью, но и эта власть очень  эффективна, поскольку назревающие  процессы недовольства общества могут  привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным  изменениям.

Вторая функция – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом  может заставить институты власти действовать определенным образом  в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь  влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению  общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или  иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловный характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются  освещать значимые, актуальные для  общества проблемы и во многом рассматривают  их с точки зрения общественного  мнения, можно сделать вывод, что  и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности  из-за распространения идеологии  и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение  к данному явлению. Благодаря  своей биологической природе, человек  подвержен внушению, подражательности и заразительности.

Внушением считают воздействие  на личность, приводящее к появлению  у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее  человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще  всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая  определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов  поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку  люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед  подобными внушениями.

Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для  манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Смысл в том, что в  определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной  ложью.

Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и  западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного  решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен.

Информация о работе Функции и сущность СМИ