Функции и причины конфликтов. Типы конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: конфликты и их причины.
2. Составить схему зависимости между причинами конфликтов, методами их разрешения и последствиями.
3. Составить портрет представителей различных типов конфликтных личностей.
4. На основе методики Ассингера составить анкету для определения уровня агрессивности и, как следствие, шанс попасть в конфликтную ситуацию.
5. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2 стр.
Глава 1. Исследование конфликта и его функционирование……………2 стр.
1.1 Понятие конфликта………………………………………………….…2 стр.
1.2 Структура конфликта……………………………………………………3 стр.
1.3 Функции конфликтов………………………………………………….....4 стр.
1.4 Типология конфликтов…………………………………………………..4 стр.
Глава 2. Этапы развития и причины конфликта…………………………5 стр.
2.1 Возникновение конфликта…………………………………………….5 стр.
2.2 Причины возникновения конфликта………………………………….5 стр.
2.3 Типология конфликтных личностей………………………………….6 стр.
2.4 Развитие конфликта и его завершение………………………………….7 стр.
Глава 3. Способы предотвратить конфликт………………………………9 стр.
3.1. Как избежать конфликтогенов…………………………………………9 стр.
3.2 Предупреждение конфликтов…………………………………………10 стр.
Заключение…………………………………………………………………11 стр.
Список использованных источников……………………………………...11 стр.

Файлы: 1 файл

конфликтол.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

Вариант № 8. Тема контрольной работы:

 

« Функции и  причины конфликтов.

Типы конфликтных  ситуаций».

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….2 стр.

Глава 1. Исследование конфликта  и его функционирование……………2 стр.

1.1 Понятие конфликта………………………………………………….…2 стр.

1.2 Структура конфликта……………………………………………………3 стр.

1.3 Функции конфликтов………………………………………………….....4 стр.

1.4 Типология конфликтов…………………………………………………..4 стр.

Глава 2. Этапы развития и  причины конфликта…………………………5 стр.

2.1 Возникновение конфликта…………………………………………….5 стр.

2.2 Причины возникновения  конфликта………………………………….5 стр.

2.3 Типология конфликтных  личностей………………………………….6 стр.

2.4 Развитие конфликта  и его завершение………………………………….7 стр.

Глава 3. Способы предотвратить  конфликт………………………………9 стр.

3.1. Как избежать конфликтогенов…………………………………………9 стр.

3.2 Предупреждение конфликтов…………………………………………10 стр.

Заключение…………………………………………………………………11 стр.

Список использованных источников……………………………………...11 стр.

 

 

 

Введение.

 

В обществе всегда возникали  и проявлялись различного вида конфликты  между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения недоразумений. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения.

До поры до времени человечество обходилось без специального знания о конфликтах. Роль конфликтов и  их регулирования в современном  обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная  область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология и психология. Согласно некоторым теориям конфликт существует лишь при наличии серьезных разногласий и противоречий, а, по мнению психологов-бихевиористов, конфликт - это осознанное противоборство с целью осуществления собственных потребностей за счет интересов других индивидов. Представители ранней школы считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности и плохой организации. В настоящее время психологи склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты неизбежны, а другие не только возможны, но и желательны.

В связи с вышеизложенным, обозначилась тема исследования: исследование причин конфликтов.

Обозначены следующие  задачи:

1. Проанализировать литературу  по проблеме исследования: конфликты  и их причины.

2. Составить схему зависимости  между причинами конфликтов, методами  их разрешения и последствиями.

3. Составить портрет представителей  различных типов конфликтных  личностей.

4. На основе методики  Ассингера составить анкету для определения уровня агрессивности и, как следствие, шанс попасть в конфликтную ситуацию.

5. Проанализировать полученные  результаты.

Решение поставленных задач  потребовало использования как  теоретических, так и практических методов исследования: анализ психологической  литературы по обозначенной проблеме и анкетирование.

 

Глава 1. Исследование конфликта и его функционирование.

    1. Понятие конфликта.

 

Существуют различные  определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие. Таким образом, конфликт - (от лат. "connflictus" - столкновение) - столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений.

Конфликт, как явление  действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда  столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в общечеловеческом масштабе они  могут показаться совершенно бессмысленными. До тех пор, пока нет столкновения личностных интересов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу какого-либо предмета. Кто-то любит  тишину, а кто-то шумное веселье, но это не будет конфликтом, пока обстоятельства не столкнут эти интересы в одном  месте и в одно время.

Поведение человека в конфликте  характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так  и психологической. Это объясняется  тем, что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход  из положения. Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем, то нарушаем правила  поведения: повышаем голос, размахиваем  руками, что неизменно ведет к  дальнейшему сожалению о случившемся  и чувству стыда.

Конфликты - это константа  человеческой жизни, от периода становления  личности до смерти человека. Нет жизни  без конфликта, если это - жизнь, а  не прозябание, не биологическое существование.

 

1.2 Структура конфликта.

 

Чем, прежде всего, характеризуется  всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом  противоборства.

Субъектами конфликта, в  зависимости от его уровня, являются индивиды, группы, классы, организации  и социальные институты. Для анализа  конфликта важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в нем. Причем, это не всегда одно и то же лицо. Субъект, спровоцировавший конфликт, зачастую оказывается ведомой стороной. Поведение  и действия субъектов определяется их конфликтным сознанием. Оно заключается  в осознании противоборствующими  сторонами противоположности своих  интересов, ценностей, целей.

Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется  противоположность интересов, составляет предмет конфликта. Предмет конфликта - это та переменная, которая характеризует  любой конфликт. Его анализ всегда необходим, какими бы не были конфликтные  отношения. Если конфликт не имеет предмета столкновения, то он является пустым. В  подобном противоречии нет содержательного  компонента. Его основа - неблагоприятное  психологическое состояние субъекта. Про такого вида конфликты говорят, что они яйца выеденного не стоят, потому что основанием столкновения является временное особое состояние субъекта, а причина отсутствует. В такой ситуации необходимо быть очень внимательным к оппоненту, замечать его самочувствие и уважать его неблагоприятное состояние. Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации - неотъемлемой стороне конфликта. Конфликтная ситуация включает в себя острую форму противоречия; именно такую, при которой обе стороны конфликта уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,1979.

 

    1. Функции конфликтов.

 

Любой конфликт сигнализирует  о наличии проблемы, требующей  разрешения, позволяет ее познать. Конфликт стимулирует процесс познания интересов, ценностей, целей оппонента. Разногласия  и дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе столкновений соперники лучше  узнают друг друга, усваивают полезные знания и накапливают опыт. Другая функция конфликтов - интеграция. Они  способствуют объединению людей. Возникновение, развитие, а главное разрешение конфликта  сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп  и индивидов, а поиск единомышленников ведет к объединению людей, то есть к интеграции. Это были перечислены  конструктивные функции конфликтов. Однако они неотделимы от деструктивных  функций. Конфликт - фактор социальной дифференциации - оборотной стороны  интеграции. Это выражается в расколе  общества на полярности, группы, которые  соперничают в конфликте.

 

    1. Типология конфликтов.

 

Классификация конфликтов позволяет  разработать стратегию и тактику  распознавания конфликтов, их регулирования  и разрешения.

Ю. Запрудский, доцент кафедры политологии философского факультета Ростовского госуниверситета, предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:

1. по причинам конфликта:  порожденные объективными и субъективными причинами;

2. по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта:  антагонистические и неантагонистические;

3. по времени действия  конфликта: продолжительные и  кратковременные;

4. по наличию последствий  для общества: успешные и безуспешные;

Субъектами социальных (общественных) конфликтов выступают личности, группы, союзы, этнические общности, государства. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутриклассовые и межклассовые, этнические, международные. Данакин и Дятченко, доктора социологических наук, профессора, отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: глобальные, межгосударственные, региональные, групповые, семейные, межличностные.

Противостоящие субъекты существуют в различных подсистемах  общественных отношений и деятельности. Из этого следует классификация  конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности: экономические, социальные, политические, религиозные, нравственные.

В зависимости от характера  интересов, ценностей, взглядов противоборство может быть антагонистическим, враждебным и неантагонистическим.

Важно также деление конфликтов по времени существования: одни из них  длительные, другие - кратковременные  Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы», М.,1990.

 

Глава 2. Этапы  развития и причины конфликта.

2.1 Возникновение  конфликта.

 

Различаются следующие стадии конфликта:

- возникновение;

- развитие;

- завершение (разрешение, затухание).

Конфликт возникает при  наличии конфликтной ситуации. Конфликтная  ситуация - первоначальный, предконфликтный этап. Выражение конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях субъектов. Напряженность свидетельствует об осознании субъектами назревшего противоречия и потребности его разрешения. Начало конфликтного действия предполагает наличие мотивов. Мотив - не причина, а совокупность намерений субъекта. Он формируется на основе оценивания конфликтной ситуации. Реализация конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов, или внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт - инцидент. Это - действие одной из сторон конфликта, вызывающий ответную реакцию другой. Инцидент следует назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне связан с конфликтным взаимодействием, если же инцидент является внешним по отношению к противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода. Провокационный акт со стороны, желающей скорейшего начала конфликта, будет не причиной, а поводом.

 

2.2 Причины возникновения  конфликта.

 

Анализ процесса возникновения  конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит  в его основе. Л. Козер, американский социолог, отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность мирного решения противоречий.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания  участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики, которым мы не придаем большого значения. Главную  роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия) способные привести к конфликту. Все конфликтогены можно отнести к одному из видов: стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма. Рассмотрим подробнее каждый из представленных типов.

1. Стремление к превосходству.

Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства с оттенком доброжелательства (например: "как можно этого не знать?", "Вам ведь русским языком сказано".); хвастовство; категоричность, проявление излишней уверенности в своей правоте (например: "Все мужчины подлецы", "Все воруют".). Именно категоричность вызывает протест; навязывание своих советов. Совет следует давать лишь тогда, когда об этом просят. В этой ситуации советующий занимает позицию превосходства; Перебивание собеседника. Этим показывается, что его мысли более важны, и именно его нужно слушать; подшучивание; упоминание о какой-либо проигрышной ситуации для собеседника;

2. Проявление агрессии.

Агрессия может проявляться  как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. Людей агрессивных от природы - меньшинство. У подавляющего большинства природная  агрессивность в норме, а проявляется  лишь ситуативная агрессивность. Человек  с повышенной агрессивностью - конфликтоген, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. Иными словами, он разрешает свои внутренние проблемы за счет других людей. В то же время полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, поскольку обозначает отказ от борьбы. Ситуативная агрессивность возникает как ответ на неприятности, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности на работе, плохое настроение, самочувствие, полученные конфликтогены.

3. Проявление эгоизма.

Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, так как эгоист добивается чего-либо для себя. При этом он относится к другим людям как к объектам и средствам достижения собственных целей Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосиб.,1983.

Информация о работе Функции и причины конфликтов. Типы конфликтных ситуаций