Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить систему социальной работы группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями «группы риска»
Задачи:
1) Определить сущность неблагополучия семей «группы риска»;
2) Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями;
3) Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска.
4) проанализировать деятельность ГКУ «СРЦН г. Выкса;
5) Разработать практические рекомендации специалистам по социальной работе с семьей группы риска

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Научно - теоретические основы социальной работы с семьями
«группы риска»………………………………………………………………….7
Причины формирования семьи «группы риска»………………………7
Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с семьей….12
1.3 Особенности работы с семьями группы риска…………………………15
2. Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»….21
2.1 Технологические аспекты в работе с семьей «группы риска» ………..21
2.2 Технологии социальной работы органами УСЗН на примере
ГКУ «СРЦН г. Выкса»………………………………………………………….30
2.3 Содержательные моменты профилактической работы
с семьями «группы риска»………………………………………………………34
2.4Практические рекомендации специалистам по социальной
работе с семьей «группы риска»……………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемых источников …………………………

Файлы: 1 файл

курсовая технология ср.docx

— 96.01 Кб (Скачать файл)

Коррекционно-профилактическая  работа с родителями в учреждении проводится в следующих формах:

  1. индивидуальных встреч, занятий, консультаций и т.д.;
  2. в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных индивидуальных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступают зав. реабилитационным отделением, воспитатель, социальный педагог и психолог учреждения);
  3. в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие — воспитатель и психолог);
  4. в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий — психолог учреждения, а также специалисты здравоохранения: врач-нарколог, мед. психолог ) и т.д. и т.п.

Самой главной и довольно сложной задачей сотрудников центра на данном этапе является мотивация родителей на участие в процессе коррекционно- профилактической работы.

Здесь очень важно понять, что зависимый человек оказывает влияние на всех близких тем, что прекращает выполнять роли, отведенные ему в семье. Он перестает быть супругом (супругой),  хозяином (хозяйкой) дома, не выполняет своих родительских обязанностей и т.д. Однако и семья влияет на него. Отстаивая свои желания пить принимать наркотики, зависимы человек может брать на себя роли обидчика, жертвы, козла отпущения (объекта нападок). Созависимые члены семьи вынужденно принимают на себя функции, которые не выполняет зависимый человек, а также могут становиться пособниками больного в продолжение алкоголизма или употребления наркотиков. Временами они выступают в роли спасительниц, обвинителя, жертвы, святых, умиротворителей.

Ниже приведен алгоритм работы с родителями:

  1. Шаг первый. В первую очередь сотрудник Центра должен помочь всем членам семьи сделать самое главное  - признать существование проблемы. В семье очень неохотно соглашаются с тем, что их близкий человек – алкоголик или наркоман, и что его болезненное пристрастие ведет к очень серьезным последствиям.
  2. Второй шаг – самый трудный, но единственно верный: необходимо уговорить зависимого человека лечиться.

Вместе с тем следует учесть: что непосильно для одного – может удаться нескольким.

3. Шаг третий. Сотрудник Центра принимает максимальное участие в организации и контроле процесса прохождения родителями курса лечения (в зависимости от серьезности ситуации).

4. Шаг четвертый. После предоставления родителями документов, доказывающих прохождение курса лечения, сотрудник Центра предлагает им закрепить результат и представляет дальнейший план действий. Главное убедить семью не останавливаться на достигнутом, а продолжать сотрудничать с работниками центра и принимать активное участие в мероприятиях, подобранных специально для них. Нужно как можно подробнее объяснить родителям важность и нужность каждого из предложенных в плане занятий, при этом расставив соответствующие приоритеты.

Коррекционно-профилактическая  работа с родителями в учреждении опирается на следующие   принципы:

1) Принцип объективации поведения — поведение участников переводится на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим это сделать, является обратная связь. Задача ведущего — организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение других о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые он вызывает, и на этой основе сознательно изменять свое поведение.

2) Принцип партнерского общения — участники учатся обсуждать волнующие их проблемы, принимать решения, учитывая состояние и потребности другого человека, признавая его ценность как личности, учитывая его мнения и интересы, а не только исходя из собственных целей.

3) Принцип исследовательской активности — в процессе работы группы создаются такие ситуации, в которых участникам необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, формирование умения идти своим путем.

4) Принцип творческой активности — общение в группы организуется таким образом, чтобы каждый участник имел возможность попробовать новые способы поведения, поэкспериментировать с собственным ролевым репертуаром, по-новому проиграть и прочувствовать различные ситуации своей жизни.

5) Принцип добровольности участия — работа родителей в подобной группе будет иметь эффект только при соблюдении условия обязательной добровольности участия каждого.

Ожидаемые результаты проведения коррекционно-профилактической работы с семьей:

1) умение чувствовать и понимать себя, навыки рефлексии своих эмоциональных состояний, вызванных взаимодействием с ребенком;

2) внутренняя личностная свобода самих родителей (в частности от зависимости) и их собственная позиция по отношению к жизни;

3) навыки эффективной  обратной связи в общении с  ребенком;

4) расширение ролевого репертуара родительского поведения.

Проводится промежуточная диагностика педагогом-психологом центра после окончания  каждого блока реабилитационно-профилактического Промежуточная диагностика позволяет наиболее тщательно отследить результативность проводимой с семьей работы, вовремя скорректировать деятельность специалистов центра в зависимости от изменившихся обстоятельств.

Далее проводится текущий консилиум, он является  подитогом  проводимой работы. На очередное заседание членами консилиума выносится информация  о промежуточных результатах работы с семьей, полученные данные обсуждаются, и выносится решение о дальнейших действиях сотрудников центра относительно конкретной семьи. Текущий консилиум несколько дублирует цель промежуточной диагностики, но при этом позволяет проконтролировать коррекционно-профилактическую работу с семьей более расширенно, с разных ракурсов. Все обсуждаемые вопросы и принятые решения протоколируются. Протокол текущего консилиума имеет такую же форму, что и протокол первичного, только в строке «Вид консилиума» выбирается слово «текущий», а первым вопросом обсуждается выполнение ранее принятых решений.

Этап 4. Итоговая диагностика. Итоговый консилиум.

Итоговая диагностика.  По окончании коррекционно-профилактической  работы с родителями проводится итоговая  диагностика, целью которой является оценка уровня влияния проведенной в полном объеме  коррекционно-профилактической работы на ситуацию в семье. Полученные показатели сравниваются с данными входной диагностики, анализируются и выносятся для обсуждения на итоговый консилиум.

Итоговый  консилиум. На консилиуме обсуждается информация об итогах проделанной работы, которую сообщают представители всех отделений центра (члены консилиума), участвующие в процессе коррекционно-профилактической деятельности с семьей. Рассматривается вопрос о том, насколько изменились результаты предыдущей входной диагностики и изменились ли вообще. В конце обсуждения принимается соответствующее решение о проведении усиленного патронажа. Все данные протоколируются.

Этап 5. Контрольный патронаж.

Разработка и осуществление дополнительной помощи семье

Контрольное сопровождение проводится согласно положения о патронаже ГКУ «СРЦН г. Выкса».

Длительность процесса проведения реабилитационно-профилактической работы с родителями определяется индивидуально для каждой семьи.

    1. Практические рекомендации специалистам по социальной работе с семьей «группы риска»

В работе с неблагополучной семьей важно использование структуры  деятельности, построенной на дифференцированном  педагогическом подходе к содержанию и технологиям социальной работы с семьей, которая включает в себя:

- наличие у специалиста  собственных представлений о  содержании поддержки семьи как  клиента и о представлениях  клиента о содержании этой  поддержки, а так же о форме её оказания;

- разработка программы  социальных воздействий на семью  коррекционно воспитатетельной деятельности с семьей

- отслеживание результатов  деятельности с семьей и внесение  необходимых изменений.

В практике работы с семьями «группы риска» необходимо использовать следующие формы работы:

  • Регулярное проведение педагогического консультирования с родителями
  • Организация деятельности психолого – педагогических практикумов
  • Разработка и реализация новых программ по работе с семьей.
  • Использование новых технологий в работе с родителями.
  • С целью повышения педагогической компетентности необходимо разработать информационные буклеты

Применение этих рекомендаций повысит эффективность реализации технологий работы специалистов.

Эффективность организации социальной работы с семьей и детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, зависит от степени информированности по данной проблеме, имеющегося опыта работы и профессионального мастерства работника.

 

 

Заключение

Выдвинутая гипотеза, что социальная работа как практическая деятельность организована не достаточно эффективно подтвердилась.

Определяя место социальной работы с клиентом, надо просматривать главную линию: взаимодействие с самой семьей и выработка совместных с ней решений. Задача специалиста - реализация взаимодействия на основе взаимопонимания и мотивации семьи на изменения в себе и своей жизни. В том случае, когда работа в диаде с семьей оказывается недостаточной, начинаются контакты с другими субъектами социальной поддержки и помощи, в том числе с ведомствами, которые можно привлечь.

Эффективность организации социальной работы с семьей и детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, зависит от степени информированности по данной проблеме, имеющегося опыта работы и профессионального мастерства работника. Сложность, нестандартность социальных ситуаций в жизни детей и семьи, с которыми сталкиваются работники специализированных учреждений, необходимость принимать грамотные решения в интересах детей, интенсивность труда предъявляют высокие требования к специалисту по социальной работе.

Решение проблемы семей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, требует максимальной реализации возможностей и имеющихся ресурсов. Такой подход предусматривает одновременное использование различных стратегий оказания помощи, построение эффективных моделей социальной работы, и, прежде всего, социально-реабилитационной работы, способствующей комплексным изменениям в жизни семей групп особого риска.

Широкое распространение различных форм социальной работы, ее оформление как объективно необходимого общественного явления и стало одним из основных путей решения современных социальных противоречий, обеспечения социального прогресса в целом.

Основная задача работников службы – помочь члену семьи (не зависимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств - осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

В ходе работы был изучен и обобщен опыт социальной работы с семьями и детьми «группы риска». Разработанная модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска , которая включает в себя основные принципы, методы и формы работы. Модель поможет скоординировать деятельность специалистов в учреждениях социальной помощи и поддержке неблагополучных семей, и будут являться эффективными в решении проблемных моментов.

Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения.

 

Список используемых источников

 

  1. Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М,- 2005. – 640 с.
  2. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2002. -192 с.
  3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.
  4. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М., 2003. -42c.
  5. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,- 2002. – 240 с.
  6. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2003.
  7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
  8. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб., 2004.-132c.
  9. Отчет о деятельности ГКУ «СРЦН г. Выкса за 2012 год
  10. Организация социально-реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (из опыта работы)./Сост. Л.Н. Лысенко, Г.А. Лукичева, А.Л. Павлов. - Вологда, 2005
  11. Социальная работа: история и современность (региональный аспект): коллективная монография/ Под ред. Профессора Р.И. Даниловой.- Архангельск.
  12. Сборник «Проблемы исследования социальных процессов в современной России»: РИК им. Русанова 2006.- 106 c.
  13. Семейная воспитательная группа. Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних.- Москва, 2002 – 39 c.
  14. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
  15. Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.
  16. Холостова Е.И. Социальная работа- М., 2004г.

Информация о работе Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»