Формы и методы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………. 3
1. Специфика и уровни научного познания.
Творческая деятельность и развитие человека……………………………………………..5

2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические………………………… 7
3. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории……………………………. 13
4. Заключение…………………………………………………………………………………. 16
5. Список литературы…………………………………………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

Методы научных исследований.doc

— 59.12 Кб (Скачать файл)

  Проблема - форма знания, содержанием  которой является то, что еще  не познано человеком, но что  нужно познать. Иначе говоря, это  знание о незнании, вопрос, возникший  в ходе познания и требующий  ответа. Проблема не есть застывшая  форма знания, а процесс, включающий  два основных момента (этапа  движения познания) — ее постановку  и решение. Правильное выведение  проблемного знания из предшествующих  фактов и обобщений, умение  верно поставить проблему —  необходимая предпосылка ее успешного  решения. 

  Научные проблемы следует  отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного  двигателя. Решение какой-либо  конкретной проблемы есть существенный  момент развития знания, в ходе  которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые  проблемы, те или иные концептуальные  идеи, в т. ч. и гипотезы.

   Гипотеза - форма знания, содержащая  предположение, сформулированное  на основе ряда фактов, истинное  значение которого неопределенно  и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит  вероятный, а не достоверный  характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства  выдвинутых гипотез одни из  них становятся истинной теорией,  другие видоизменяются, уточняются  и конкретизируются, превращаются  в заблуждения, если проверка  дает отрицательный результат.  

   Стадию гипотезы прошли  и открытый Д. И. Менделеевым  периодический закон, и теория  Ч. Дарвина, и т. д. Решающей  проверкой истинности гипотезы  является практика (логический критерий  истины играет при этом вспомогательную  роль). Проверенная и доказанная  гипотеза переходит в разряд  достоверных истин, становится  научной теорией. 

   Теория - наиболее развитая  форма научного знания, дающая  целостное отображение закономерных  и существенных связей определенной  области действительности. Примерами  этой формы знания являются  классическая механика Ньютона,  эволюционная теория Дарвина,  теория относительности Эйнштейна,  теория самоорганизующихся целостных  систем (синергетика) и др.

  В практике научные знания  успешно реализуются лишь в  том случае, когда люди убеждены  в их истинности. Без превращения  идеи в личное убеждение, веру  человека невозможна успешная  практическая реализация теоретических  идей.

 

 

Список  используемой литературы:

 

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV

2. Лешкевич Т.Г. «Философия науки:  традиции и новации» М.:ПРИОР,2001

3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник.  М., 1999. Гл. XII

4. Философия//под. ред. Кохановского  В.П. Ростов - н/Д.:Феникс,2000

5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко  В.С. «Философия для  технических  вузов». Ростов – на Дону.:Феникс,2001

6. Агофонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА,  2000

7. Фролов И.Т. Введение в философию.  Ч.2., М.: Политиздат, 1989. Гл. XIII.



 



Информация о работе Формы и методы научного исследования