Формы и методы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………. 3
1. Специфика и уровни научного познания.
Творческая деятельность и развитие человека……………………………………………..5

2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические………………………… 7
3. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории……………………………. 13
4. Заключение…………………………………………………………………………………. 16
5. Список литературы…………………………………………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

Методы научных исследований.doc

— 59.12 Кб (Скачать файл)

1

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Тамбовский государственный  технический университет»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: основы научных исследований

на тему: «Формы и методы научного исследования»

 

 

 

Выполнил: студент группы БРТ -11з  Гвоздева С.Н.

 

Преподаватель: Москвитин С.П.

 

 

 

 

 

 

                                                   Тамбов 2013г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3

1. Специфика и уровни  научного познания.

 Творческая деятельность  и развитие человека……………………………………………..5

 

2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические…………………………  7

3. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории…………………………….    13

4. Заключение…………………………………………………………………………………. 16

5. Список литературы…………………………………………………………………………. 19

 

Введение.

     Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

         Все это  убедительно доказывает, что основная  форма человеческого познания  – наука  в наши дни становиться  все более и более значимой  и существенной частью реальности.

         Однако  наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую  ей развитую систему методов,  принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный   метод наряду с талантом ученого  помогает ему познавать глубинную  связь явлений, вскрывать их  сущность, открывать законы и  закономерности. Количество методов,  которые разрабатывает наука  для познания действительности  постоянно увеличивается. Точное  их количество, пожалуй, трудно  определить. Ведь в мире существует  около 15000 наук и каждая из  них имеет свои специфические  методы и предмет исследования.

         Вместе  с тем все эти методы находятся  в диалектической связи с общенаучными  методами, которые они, как правило,  содержат в различных сочетаниях  и со всеобщим, диалектическим  методом. Это обстоятельство является  одной из причин, которые определяют  важность наличия философских  знаний у любого ученого. Ведь  именно философия как наука  «о наиболее общих закономерностях  бытия и развития мира» занимается  изучением тенденций и путей  развития научного познания, его  структуры и  методов исследования, рассматривая их через призму  своих категорий, законов и  принципов. Вдобавок ко всему  философия наделяет ученого тем  всеобщим методом, без которого  невозможно обойтись в любой  области научного познания.    

      Процесс познания  включает получение информации  через органы чувств (чувственное  познание), переработку данной информации  мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых  фрагментов действительности (об­щественная  практика). Существует тесная связь  познания с практикой, в ходе  которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений  людей, превращение их субъективных  замыслов, идей, целей в объективно  существующие предметы, процессы.

      Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Чувственное познание реализуется  в виде непосредственного получения  информации с помощью органов  чувств, которые прямо связывают  нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных  технических средств (приборов), расширяющих  возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу  человека в результате воздействия  факторов окружающего мира на его  органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный  механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников  и соответствующего отдела мозга, который  управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это  не только глаз, но и нервы, ведущие  от него в мозг, и соответствующий  отдел в центральной нервной  системе.

Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении  нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения – это отражение  отдельных свойств, качество предметов  объективного мира, непосредственно  воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление»[1]. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме  предметов, об их цвете, о яркости  световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать  температуру окружающей среды, воздействие  различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о  химических примесях в окружающей среде  и о составе принимаемой пищи.

Биологические и психо - физиологические  дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого  орга­низма, устанавливают различные  зависимости: например, зависимость  реакции, то есть ощущения, от интенсивности  раздраже­ния того или иного органа чувств. В частности, установлено, что  с точки зрения «информационной  способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем  слух, вкус, обоняние.

Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, родилось сомнение в его способности  познать окружающий мир. Сомнения в  способности человека через свои органы чувств познать мир оборачиваются  неожиданным образом, ибо сами эти  сомнения оказываются свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания, в том  числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимости  соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. п.).

Но главное, человек может познавать  объекты и явления, недоступные  для его органов чувств, благодаря  способности к практическому  взаимодействию с окружающим миром. Человек способен осмыслить и  понять ту объективную связь, которая  существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для  них недоступными (между электромагнитными  волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют  в камере Вильсона, и т. д.). Понимание  этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем  сознании) от ощущаемого к неощущаемому.

В научном познании при обнаружении  изменений, происходящих без видимых  причин в чувственно воспринимаемых яв­лениях, исследователь догадывается о существовании явлений невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их суще­ствование, вскрыть законы их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность ока­залась одним из звеньев причиной цепи, связывающей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему ус­мотрению и вызывая на основе знания законов ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым до­казывает истинность знания этих законов. Например, происходящие в радиопередатчике превращения звуков в электромаг­нитные волны, а затем обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт су­ществования невоспринимаемых нашими органами чувств области электромагнитных колебаний, но также истинность по­ложений учения об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому имеющихся у человека органов  чувств вполне достаточно для познания мира. «У человека как раз столько  чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько  именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его  совокупности».[2]

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления[3]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого  нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без  непосредственного воздействия  предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет  на нас воздействовал, мы можем вызвать  его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое  время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ  предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который  существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с  тем многокрасочным образом, который  мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ  обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще  большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что  нас интересует.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном  познании. Здесь представления могут  приобретать подлинно творческий характер. На основании элементов, имеющихся  в действительности, исследователь  представляет себе не­что новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами  чувственного восприятия людей.

1. Специфика  и уровни научного познания.

        Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование[4].»

         Человек  постигает окружающий его мир,  овладевает им различными способами,  среди которых можно выделить  два основных. Первый (генетически  исходный) — материально-технический  — производство средств к жизни,  труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого  познавательные отношения субъекта  и объекта — лишь одно из  многих других. В свою очередь  процесс познания и получаемые  в нем знания в ходе исторического  развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

         Каждой  форме общественного сознания: науке,  философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют  специфические формы познания. Обычно  выделяют следующие из них:  обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское,  религиозное, личностное, научное.   Последние хотя и связаны, но  не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою  специфику.

         Не будем  останавливаться на рассмотрении  каждой из форм познания. Предметом  нашего исследования является  научное познание. В связи с  этим целесообразно рассмотреть  особенности лишь последнего.

 Основными  особенностями   научного познания являются:

     1. Основная задача  научного знания — обнаружение  объективных законов действительности  — природных, социальных (обще­ственных), законов самого познания, мышления  и др. Отсюда ориентация исследования  главным образом на общие, существенные  свойства предмета, его необходимые  характеристики и их выражение  в системе абстракций. «Сущность  научного познания заключается  в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно  находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на  этой основе осуществляет предвидение  различных явлений и событий»[5]. Научное познание стремиться  вскрыть необходимые, объективные  связи, которые фиксируются в  качестве объективных законов.  Если этого нет, то нет и  науки, ибо само понятие научности  предполагает открытие законов,  углубление в сущность изучаемых  явлений.

     2. Непосредственная  цель и высшая ценность научного  познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного  познания — объективность, устранение  по возможности субъективистских  моментов во многих случаях  для реализации «чистоты» рассмотрения  своего предмета. Ещё Эйнштейн  писал: «То, что мы называем  наукой, имеет своей исключительной  задачей твердо установить то, что есть»[6]. Её задача – дать  истинное отражение процессов,  объективную картину того, что  есть. Вместе с тем надо иметь  в виду, что активность субъекта  — важнейшее условие и предпосылка  научного познания. Последнее неосуществимо  без конструктивно-критического  отношения к действительности, исключающего  косность, догматизм, апологетику.

Информация о работе Формы и методы научного исследования