Формирование религиозной идентичности в обществе риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:33, реферат

Описание работы

Риск существовал всю историю человечества. Человек всегда придумывал, как защитить себя от несчастного происшествия, как объяснить непонятные явления внешней и внутренней природы. Он прибегал к различным ритуалам, магии и колдовству, чтобы защититься от неизвестности, и объяснял все происходящие с ним вещи склоняясь к неизвестной сверх реальности. Переносил ответственность за свое существование с помощью религии, но та же нередко сводила всю причинность на «греховного» человека. Первые религии были фантастичны и эмоционально наполнены, так как все было неизвестно, а значит сверх естественно, но и сегодня существуют древние формы религий (как исключения в мировом социальном пространстве). Среди первобытных людей был распространен так называемый «мизонеизм» – так антропологи называют глубокий суеверный страх нового, тождественный реакции дикого животного на нeблагоприятную ситуацию.

Файлы: 1 файл

риски и религионая идентичность.docx

— 22.79 Кб (Скачать файл)

формирование  религиозной идентичности в обществе риска

 

 

Риск существовал всю  историю человечества. Человек всегда придумывал, как защитить себя от несчастного  происшествия, как объяснить непонятные явления внешней и внутренней природы. Он прибегал к различным ритуалам, магии и колдовству, чтобы защититься от неизвестности, и объяснял все происходящие с ним вещи склоняясь к неизвестной сверх реальности. Переносил ответственность за свое существование с помощью религии, но та же нередко сводила всю причинность на «греховного» человека. Первые религии были фантастичны и эмоционально наполнены, так как все было неизвестно, а значит сверх естественно, но и сегодня существуют древние формы религий (как исключения в мировом социальном пространстве). Среди первобытных людей был распространен так называемый «мизонеизм» – так антропологи называют глубокий суеверный страх нового, тождественный реакции дикого животного на нeблагоприятную ситуацию. «Цивилизованный» челoвек, реагирует на новые идеи таким же образом, создавая психoлогические барьеры, чтобы зaщититься от шoка встречи с чем-то новым, и быть уверенным в том, что есть причинность на все происходящее. И чтo бы защититься от этого страха совершалась передача опыта (обычаи и традиции) от старшего поколения к младшему, создавая тем самым преграду от риска, но не исключая его существования.

В любом обществе существовала и существует религия, даже там, где  от нее отказываются. Причем с развитием общества развивается и религия, то есть от формы социально-экономических отношений зависит вид религии, но есть и другое мнение – от религии, как доминирующей социальной нормы зависят общественные отношения, следовательно, происходит возникновение предполагаемого риска, который во многом определяется как событие заранее не определеное, то есть оно может произойти, а может и не произойти.

Одним из критериев идентичности в истории человечества выступает религия. Именно религиозное сознание человека поддерживает развитие общества. Формирование религиозной идентичности в современном обществе риска, заключается в том, что либо риск формирует религиозные взгляды, либо религия создает условия для увеличения риска. Но и история, и современность дает примеры для обоих случаев. Крестовые походы в средние века и терроризм на религиозной почве в современности являются ярким примером социального риска. Но тут же Христос любящий, А Аллах милостивый. Поэтому, так или иначе, необходимо рассматривать обе стороны риска, но есть и общая закономерность, говорящая о том, что при интенсификации (увеличении) риска в обществе увеличивается количество верующих, так например во время Великой Отечественной Войны происходил религиозный подъем, люди верили в лучшее и надеялись на спасение от этих ужасных событий, риск увеличивался – увеличивался уровень веры, тогда как во времена застоя снизились показатели религиозности населения, а в 90 –е произошел снова подъем религиозных настроений [1]. Но абсолютного отсутствия религии также незамечено, если не считать доминирующий атеизм Советского Союза, который заменялся другими формами верований, например культ личности Сталина, или материалистическая идеология, как догма, а значит религия.

«Риск является результатом  модернизации и актуализируется  процессами глобализации» [2]. Современное общество имеет отличие от предыдущих обществ ускоренной динамикой развития, неустойчивостью культуры и отсутствие нормативной составляющей общества. По мнению многих ученых риск является скорее вероятностным и воспроизведен под воздействием, каких либо причин, например, развитый капитализм имеет основную форму регуляции общественных отношений в виде манипуляции правящими слоями всего остального общества, используя для этого в первую очередь СМИ.

 Само техническое, индустриальное, информационное развитие способствует повышению риска. Атомное оружие, выхлопные газы, химические выбросы – все это достижения современного информационного общества. Но из-за существования природного инстинкта самосохранения человека одновременно придумывает, как защитить себя от своих «созданий». Еще Бердяев говорил в начале двадцатого века, что техническое развитие опережает духовное и материальное встает впереди духовного, что способствует деморализации общества. Он же предлагал представителям «духовного общества» познать и укротить технику. Это еще более актуально в сегодняшнем дне, когда все больше знаний, живущих где-то отдельно от человека, но все меньше познания отдельным человекам. Поэтому религии можно разделить на те, которые включаются в общественные, экономические, научные, политические отношения и те, которые не принадлежат к данным институтам и отстранены от всего этого.

Встает вопрос: включение религии в различные сферы общества приведет к уменьшению риска или увеличению? Обращаясь к истории, мы снова увидим оба случая. Единственное, что можно осуществить – это создать отношения доверия между религиозными организациями и другими структурами общества, о чем говорил Гидденс [3].

 

Список использованных источников.

  1. Кырлежев А. Религиозные итоги ХХ века : [сайт] ноябрь 2001, URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/resume/resume/ (дата просмотра: 21.06.2013)
  2. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Кaнон-Пресс-Ц 2010. С. 189
  3. Гидденс Э. Социология,  М.: Эдиториал УРСС. 1999, 515 с.

Информация о работе Формирование религиозной идентичности в обществе риска