Формирование личности в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Формирование личности – процесс длительный и сложный. Общество предъявляет к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему образования и воспитания оно стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии.
В силу разных объективных и субъективных особенностей в обществе формируются различные типы личностей. На это оказывают влияние различные аспекты количественного характера (социальная активность людей) и качественного (направленность активности может сознательной или стихийной, созидательной или разрушительной).

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 79.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

 

 Кафедра  гуманитарных  и  социальных  наук

 

 

 


.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 


        «Социология в строительстве»

 

 

ВАРИАНТ № 5

 

 

                                                                                             Выполнил:

                                                                                              Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование личности – процесс  длительный и сложный. Общество предъявляет  к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему  образования и воспитания оно  стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым  им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии.

В силу разных объективных и субъективных особенностей в обществе формируются  различные типы личностей. На это  оказывают влияние различные  аспекты количественного характера (социальная активность людей) и качественного (направленность активности может сознательной или стихийной, созидательной или  разрушительной). Эти характеристики определяются социальной структурой общества, его нормативной культурой и  ценностными ориентациями, а также  самосознанием, установками и стилем мышления отдельных индивидов.

Каждое общество заинтересовано в  определенном, наилучшим образом  соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в  системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Типы личности

Социальное поведение можно  оценивать количественно -- по уровню социальной активности людей -- и качественно -- по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентации, включая  нормативный канон человека, представления  о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля  мышления и самосознания отдельных  индивидов.

Социальный тип личности -- продукт  сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий  жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер  за основу типизации берет специфику  социального действия, более конкретно -- степень его рациональности, К. Маркс -- формационную и классовую  принадлежность.

Для Э. Фромма (1900--1980) социальный тип  личности как господствующий тип  характера -- это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству  членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального  характера, который различен у людей  той же самой культуры»1. Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

В современной социологии получило широкое распространение выделение  типов личности в зависимости  от их ценностных ориентации.

Традиционалисты ориентированы в  основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких  качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение  авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и  самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы  в первую очередь на получение  удовольствий «здесь и сейчас», и  эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму  удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято выделять также  модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности -- тот, который реально преобладает  в данном обществе. Идеальный тип  личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как  пожелание на будущее, например всесторонне  и гармонично развитая личность у  К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности -- тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного  развития. Иными словами, социальный тип личности -- это отражение  того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и  через них -- на его реальное поведение.

 

 

 

 

 

 

2. Общественные отношения  и личностные качества

Исследования западных социологов показали, что специфика отношений  в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и  вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера  семейной и личной жизни -- эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск  гармонии любой ценой.

В то же время хорошо известен в  социологии и обратный механизм -- влияние  личностных качеств на возникновение  и развитие общественных (в том  числе экономических) отношений  определенного типа. М. Вебер в  свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере  сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств  может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а  может, наоборот, препятствовать ему  или делать его вообще невозможным.

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих  стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный  инфантилизм», двоемыслие и широкая  практика двойных стандартов, «паразитическая  новация»

Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности -- закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним  режимов, в строго контролируемом и  регламентируемом распорядке жизни  рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого  эффекта состоит в том, что  человек, неоднократно убеждавшийся в  не подконтрольности ситуации, в невозможности  изменить своими действиями размеренный  ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера  становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной  в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или  властными структурами, а она  является лишь исполнителем и проводником  их воли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что  часто ощущение бессилия характеризует  на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько  его восприятие этой ситуации. Большинство  людей недооценивают те, пусть  и небольшие, возможности изменения  собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально  имеются. Человек уже сам стремится  избежать жизненных перемен, так  как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность  на себя, требуют поиска. 

3. Личность и общество  в переходный период

С эффектом выученной беспомощности  связан и так называемый пролонгированный инфантилизм (т.е. затянувшееся детство), который проявляется прежде всего  в боязни ответственности и в  бегстве от нее, в стремлении переложить ее на другого, передать как эстафетную палочку. Неизбежным следствием таких  жизненных установок являются громкие  требования социальной защиты и надежды  не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.

Оборотной стороной двух этих комплексов: выученной беспомощности и пролонгированного  инфантилизма -- выступает паразитическая новация. Как тип поведения паразитическая новация основана на стремлении «перехитрить государство и обдурить систему», т.е. достигать своих целей вопреки, а не благодаря системе. Такое  поведение является своеобразным способом восстановления социальной справедливости путем «мести» властям, постоянно  обманывающим население, и незаконной, но все-таки компенсацией за понесенные потери или за неосуществившиеся  возможности -- реальные или гипотетические.

Самая общая характеристика современного российского общества -- это ценностная и практическая переориентация: в  области экономики -- от планового  хозяйства с единой государственной  формой собственности к рыночным отношениям, в области политики -- от авторитаризма к демократии, в  духовной области -- от приоритета классовых  ценностей к ценностям общечеловеческим. Период, в котором мы сейчас находимся, принято называть переходным. Это  особое и качественно самостоятельное  состояние социальной системы, которое  отличается нестабильностью, кризисными явлениями, слабой управляемостью, снижением  эффективности социального регулирования, возникновением разного рода альтернативных структур.

Постоянное нарушение баланса  интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят  три реакции человека на такое  нарушение. Первая -- усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание («каждый  сам за себя, один Бог за всех»). Вторая -- усиление так называемого группового эгоизма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильственных, криминальных. Третья -- усиление стихийного процесса социального  сравнения, в результате чего возникают  особенно агрессивные типы поведения. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственного положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслуженное улучшение положения  других.

Стремительно изменившаяся ситуация в нашей стране ставит перед человеком  задачи, к решению которых его  не готовили ни сложившаяся система  воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать  в ней, лишь обладая определенными  личностными чертами и поведенческими навыками, среди которых в первую очередь следует выделить деловитость, энергичность, активность, способность  к построению альтернатив жизненного выбора и готовность к наибольшему  числу вариантов развития событий, когнитивный плюрализм, ответственность, профессионализм и компетентность. Недостаточная выраженность этих черт обеспечивала стабильность прежней  системы и породила те социальные деформации, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

   

 

 

4. Социальные  типы личности и образ жизни 

Социальный тип личности можно  определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических  условий жизнедеятельности. Классификация  различных типов – это научная  проблема, находящаяся в стадии разработки.

Выделяются типы личности в зависимости  от их ценностных ориентаций:

· традиционалистский (личность ориентирована  на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);

·         идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);

·         фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);

·         реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);

·         потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).

Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе  социальных отношений. Так, выделение  личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное  представление об их определенных социальных качествах.

Интересными в научном плане  представляются типологизации личности, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «социального характера». Так, Рисмен считал, что развитие той  или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия  формирования социального характера  в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим  и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального  характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный  на другого (в современных обществах, в которых существует тесная зависимость  личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).

Информация о работе Формирование личности в обществе