Формирование личности в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Формирование личности – процесс длительный и сложный. Общество предъявляет к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему образования и воспитания оно стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии.
В силу разных объективных и субъективных особенностей в обществе формируются различные типы личностей. На это оказывают влияние различные аспекты количественного характера (социальная активность людей) и качественного (направленность активности может сознательной или стихийной, созидательной или разрушительной).

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 79.30 Кб (Скачать файл)

Актуальным остается тип авторитарной личности, описанный в свое время  Т. Адорно, разработавшим F-шкалу для  измерения ее качеств. Признаки авторитарной личности следующие: раболепное подчинение авторитарному лидеру, слепое следование приказу, инструкции, агрессивное неприятие  инакомыслия, безапелляционное осуждение  тех, кто отклоняется от стандарта, мистическая вера в непогрешимость догматов собственной группы, убежденность в приемлемости всех средств для  достижения целей своей группы, стремление к господству путем насилия.

Материальная и духовная культура, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни личности. Образ жизни представляет собой  способ взаимодействия социальной среды  и личности, типичный для личности, группы, слоя, общества.

В образе жизни синтезируются экономические, политические, духовно-идеологические, социально-психические отношения, которые  могут приобретать различную  окраску; быть основой норм, которые  ориентируют человека, группу на тот  или иной тип использования имеющихся  материальных возможностей и тип  межличностных отношений. Образ  жизни характеризуется такими показателями как:

1)       распределение и особенности проявления социальной активности личности, группы;

2)       потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения;

3)       обычаи и привычки как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической, частной жизни.

Выделяют три стороны образа жизни:

-             уровень жизни (характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, в основном, в их количественном измерении);

-             качество жизни (характеризует качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей);

-             стиль (ориентированность) жизни (характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей, а также социально-психические черты быта и взаимоотношений между людьми, которые выражают этнические, социально-профессиональные черты общности, группы и проявляются в устойчивых манерах, привычках, вкусах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Конформизм и нонконформизм.

 

Конформизм – изменение поведения  или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение.

 

Явление конформизма связано с  группой. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек  согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение. Наоборот – если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части  они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в  коллективе – то ему будет позволено  небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые  идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или  считают идиотом, но через некоторое  время люди принимают новые решения  и спокойно пользуются всеми благами  цивилизации. Так устроен мир: Сначала  ненависть, насмешки, негодование, потом  любопытство, а следом - бурный восторг  и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением  со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек  просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда  несгибаемая позиция - результат  паралича» (Станислав Ежи Лец).

Явление конформизма исследовалось  многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Например, эксперименты про отрезки, когда человек под влиянием группы давал заведомо ложный ответ. Вспомним «третью волну» - сила в единстве. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями – так сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Но с другой стороны человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Также человек не склонен к конформизму если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции.

Теперь я перейду к самому главному: для чего нужен конформизм? Как можно использовать это явление?

Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены  группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» – основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант. Основы конформизма закладываются в детстве. Такие «истины» как: «не высовывайся, живи как все». Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор и решение человека – это его решение. Если правильно воздействовать на человека, – то даже навязанные решения он будет считать за свои. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали – и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами.

 

Заключение

В социологии личность рассматривается  на двух (макро - и микросоциологическом) уровнях. В первом случае она понимается как продукт культуры, во втором -- как исполнитель конкретной социальной роли. На макросоциологическом уровне пользуются понятием нормативная (базисная) личность. Это тип личности, который  в наибольшей степени отражает необходимость  данной культуры. Под модальной личностью  понимают человека, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство  данного общества

В процессе социализации личности определяющими  факторами являются групповой опыт и уникальный личностный опыт. При  этом личность формирует свой «Я» - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают  другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает  на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение  и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового  процесса социализации и ни одной  одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально  значимых характеристик сознания и  поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни  и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и  обязанности, приобретенные им, не говорят  о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым  аспектам он продолжается всю жизнь. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  данного процесса является отклоняющее (девиантное) поведение.

 

 

 

Задание №1. Дать определения следующим понятиям.

 

Личность - относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Социальный статус - соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально- экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением и др.

Статус Основной

– статус,  определяющий общественное положение и значение  человека, связанные с определенными его правами и обязанностями.

Статус достигаемый - положение, которое человек приобретает в обществе благодаря собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и которое является вознаграждением данного индивида за его успехи, заслуги и т.п.

Социальная роль - динамическая сторона социального статуса, проявляющаяся в устоявшихся в определенных обстоятельствах чертах поведения личности, которая связана с ее статусом и ожидается от нее другими людьми.

Ожидания Ролевые - Требования, закрепленные в системе соц. норм, предъявляемые к поведению индивида  в связи с выполнением им той или иной соц. роли.

Поведение Ролевое

1.Поведение,  соответствующее соц. ожиданиям и требованиям, предъявляемым к индивиду  определенной роли. 2. Поведение индивида в той или иной роли.

 

Социальный тип личности - продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности.

Выделяются типы личности в зависимости  от их ценностных ориентаций:

· традиционалистский (личность ориентирована  на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);

·         идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);

·         фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);

·         реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);

·         потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).

 

Нормативная личность- личность, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность – это  человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества .

Престиж - отрицательная или положительная оценка  индивидуальных качеств или эффективности. Термин  иногда используется как синоним статуса в значении 2, но предпочтительное его употребление должно сохранять отличия. Ведь "престиж"  относится только к индивидуальным качествам и эффективности, в то время  как "статус" обычно касается систем социальной стратификации или класса.

 

Задание №2. Тест.

 

1. Социальная роль это:

А. способ поведения личности в  трудной ситуации;

Б. нормативно одобренный способ поведения личности, ожидаемый окружением;

В. образ, возникающий в фантазии мечтателя;

Г. поведение фаната, подражающего своему кумиру?

2. Какой статус является естественным:

А. студент;

Б. мужчина;

В. покупатель;

Г. избиратель;

3. Примером достигнутого статуса  не является:

А. бабушка;

Б. аспирантка;

В. дочь;

Г. мать.

4. Что понимается в социологии  под термином "личность":

А. всякий человек с момента своего рождения;

Б. выдающийся деятель;

В. человек как продукт  общественного развития;

Г. существо разумное homo sapiens?

5. Социализация - это:

А. процесс познания человеком окружающего  мира;

Б. обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;

В. объективно-субъективный процесс интеграции индивида в общество;

Г. подготовка детей к взрослой жизни.

 

6. Какие из предложенных определений  характеризуют понятия 1) "социальная  роль", 2) "социальные интересы", 3) "социальная позиция" :

А. место индивида в системе социальных отношений; 3) "социальная позиция"

Б. социально значимая функция индивида;-1) "социальная роль"

В. единство выражения внутренней, т.е. деятельностной, сущности и отражения  обьективого мира?-2) "социальные интересы"

7. В каком международном документе  наиболее полно зафиксированы  права личности?

А.Устав ООН.

Б. Всеобщая декларация прав человека.

В. Заключительный Акт Хельсинкского  совещания.

 

Задание№3. Профессиональные роли оказывают существенное влияние на личность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека. Попытайтесь установить однозначное соответствие между перечисленными слева профессиональными ролями и названными справа качествами, которые они формируют.

ответ

Врач

Стремление внушить уверенность

в благоприятном исходе дела

Инженер

Забота о надежности и безопасности

Преподаватель

Проявление мыслительных и 

речевых штампов

Руководитель

Повышенная инициативность

Следователь

Внимание к деталям дела

Экономист

Стремление к особой точности

Информация о работе Формирование личности в обществе