Формирование профессионально-важных качеств социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать комплекс профессионально значимых качеств социального работника.
Объект исследования - социальная работа как профессиональная деятельность.
Предмет исследования - комплекс профессионально значимых качеств личности социального работника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Теоретические основы формирования профессионально значимых качеств личности социального работника……………………………
1.1. Социальная работа как профессиональная деятельность………5
1.2. Профессионально значимые качества личности социального работника………………………………………………………11
Практическая деятельность по изучению профессионально значимых качеств личности социального работника
2.1. Исследование профессионально значимых качеств личности социального работника………………………………………………….16
2.2.Формы и методы развития профессионально значимых качеств личности социального работника………………………………………18
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

1.Прфессионально важные качества социального работника.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Подготовка социальных работников включает определенные требования:

- возможность освоения  принципов гуманизма и способов  проявления человеколюбия.

- творческая направленность  процесса обучения;

- вхождение в систему  профессиональной деятельности  «человек – человек»;

- обучение методам  самоорганизации;

- создание условий  для поощрения уникальности личности  будущего социального работника,  способного проявлять индивидуальный  стиль работы;

- создание условий  для формирования позитивной  «Я – концепции» личности;

- организация учебного  процесса на приобретение знания и формирование духовных свойств личности, воспитание души [6, с.249].

В процессе формирования личности социального работника  важную роль играет профессиональное воспитание.

Профессиональное воспитание социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития [14].

Цели и мотивы профессионального  воспитания способствуют стремлению занять в обществе активную жизненную позицию. Профессиональное воспитание – это понимание труда как ценности, отношение к профессии социального работника как особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности. Профессиональное воспитание – это приобщение обучающихся социальной работой к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.

Личностно-ориентированная  направленность профессионального  обучения и воспитания включает:

- профессиональное становление  будущего социального работника  формирует его внешний и внутренний  мир;

- через профессиональное воспитание происходит профессиональное самоопределение как осознание целей, жизненных смыслов, выработку философско-мировоззренческой позиции.

- признание приоритета  общечеловеческих ценностей и  ориентации на культурные традиции  России;

- практическое освоение профессии социального работника следует начинать с учебной группы, с отношений с другими людьми;

Принципы профессионального  воспитания:

- принцип творческого  саморазвития личности, включающий:

а) сочетание логического  и эвристического, рационального и эмоционального;

б) саморазвитие через  непрерывное самосовершенствование;

в) распространение собственного опыта и знаний.

- принцип самопознания:

а) ориентация на рефлексивное мышление;

б) осознание своих  сильных и слабых качеств;

в) использование сильных качеств личности;

г) анализ причины своих  успехов и неудач.

- принцип приоритета  практики:

а) понимание необходимости  изучения теории и признание принципа, что критерием истины является практика;

б) практическая реализация своих идей;

в) изучение теории с целью последующего применения.

- принцип сотворчества  преподавателей и обучающихся  как творческих и саморазвивающихся  личностей:

а) проявление доверия, терпимости;

б) решение общих задач.

- принцип историзма:

а) изучение истории социальной работы;

б) использование опыта прошлого с целью его применения.

Профессиональной особенностью социальной работы является её пограничный  характер, или знание смежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции  и др.

Посреднический характер социальной работы раскрывается в следующих направлениях:

- между клиентом и  различными социальными институтами;

- между клиентом и  другими специалистами;

- между другими специалистами,  привлекаемыми к решению жизненных  проблем клиента;

- между клиентами [6, с.251].

Профессиональная роль социального работника обусловлена местом индивида в системе объективных социальных отношений и осуществляемыми им функциями.

Уровни профессиональной деятельности социального работника (И.А. Зимняя) включают: практическую социальную работу с клиентом; организацию и координацию этой работы; управление социальной работой на уровне социальных служб; обучение социальной работе; исследование в социальной работе.

Выделяют группы профессиональных ролей социального работника: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, исследователь.

Каждая профессиональная роль имеет свои специфические особенности  и включает определенные функции. Например, функция посредника, социальный работник выступает посредником между  клиентом и социумом.

Осуществление функций  социального работника предполагает определенные условия:

-    понимание социальным работником проблем клиента;

- способность социального  работника адекватно воспринимать  жизненные проблемы клиента;

- знание социальных  ресурсов, которыми располагают учреждения и организации;

- знание возможностей  смежных профессий, для привлечения  их представителей;

- взаимопонимание различных  специалистов при посредничестве  социального работника;

- передача клиентом  своих полномочий социальному работнику;

- доверие сторон посреднику.

Профессиональные роли социального работника могут  быть дифференцированы. Так профессор  И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей.

- «Определитель клиента»  – находит клиента, устанавливает  факторы, побудившие проблемы;

- брокер – социальный  работник направляет нуждающихся  людей в соответствующие службы;

- посредник (буфер)  – социальный работник между  людьми с целью помочь преодолеть  разногласия;

- адвокат (защитник) –  социальный работник борется  за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи;

- оцениватель – социальный  работник собирает информацию, оценивает  проблемы людей;

- мобилизатор – социальный  работник собирает, активизирует, организует  действия для решения проблем;

- учитель – социальный  работник передает информацию, знания.

- корректор поведения  – социальный работник вносит  изменения в поведенческие стереотипы;

- консультант – помогает  решить клиенту проблемы;

- проектант сообществ  – социальный работник, планирующий  развитие программ деятельности;

- менеджер информации  – социальный работник собирает  информацию об окружающей среде;

- администратор –  социальный работник, управляющий  социальной службой;

- практик – конкретная  помощь социального работника  на местах.

Знание и использование  функций способствует повышению эффективной деятельности социального работника [6, с.253].

Основополагающими для  будущего специалиста социальной работы являются такие гуманистические  ценности, как человеческое достоинство  и толерантность, социальная справедливость и гуманизм, социальная активность, зафиксированные в кодексе этики, принятых профессиональными объединениями социальных работников. Социальное действие специалиста при этом является ценностным, заключающимся в поддержании, реабилитации, развитии клиента.

При формировании профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки необходимо ориентировать его на гуманистические ценности, значимые для общества, и акцентировать внимание на формирование личностных качеств специалиста социальной работы (гуманизм, тактичность, эмпатия и др.) как профессионально ценностных [1, с.76].

Формирование профессионально  важных качеств у студентов специальности социальная работа, включающая в себя теоретический и практический разделы, должно реализоваться в различных организационных формах обучения: посредством субъект-субъектной формы общения между преподавателем и студентом, групповых дискуссий, обеспечивающих развитие способности студентов к анализу своих личностных проявлений и действий, способности видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, совершенствовать её за счёт своих внутренних ресурсов, определить для себя индивидуальные методы практической работы;

- посредством телесно-ориентированных  и гештальт-терапевтических техник, способствующих активизации процесса самопознания и самопонимания;

- посредством тренингов с применением приемов психодрамы и социодрамы, комплекса специальных упражнений, направленных на развитие мотивации профессиональной деятельности, формирование положительного отношения к профессии, развитие профессионально необходимых качеств личности, самоконтроля в общении, самооценки профессиональных качеств, социально-перцептивной рефлексии, навыков поведения в конфликте и эмпатии.

Кроме личностных качеств, рассмотренных выше необходимо отметить, что социальный работник должен быть примером и образцом для подражания со стороны других в мыслях, чувствах и поступках; должен вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

 

 

Выводы:

1. Проведенное исследование показало, что большая часть студентов очной формы обучения имеет психологические характеристики близкие к характеристикам специалистов. У студентов заочной формы обучения, которые имеют непосредственное отношение к практике отмечается наличие определенных противоречий.

2. Отмеченные противоречия  есть следствие: столкновение  официальных профессиональных требований  к профессии социального работника  и требований практики; противоречий, существующих в развитии современных отечественных политических, экономических, социальных отношений

3. Формирование профессионально  важных качеств у студентов  специальности социальная работа, включающая в себя теоретический  и практический разделы, должно реализоваться в различных организационных формах обучения.

 

 

Заключение

 

Таким образом, делая  вывод следует отметить, что особенности  развития современной социальной ситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке, в связи с чем возросла потребность специалистов социальной работы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма, справедливости толерантности.

Социальная работа не только профессия, но и состояние  души. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Русский философ и богослов, ученый и священник П.А. Флоренский считал, что накопленные знания ещё не создают богатый духовный мир личности.

Флоренский писал, что  самое страшное для человека –  бездуховность. В центре спасения мира от бездуховности, по его мнению, стоит человек. [6, с.101].

В соответствии с основными  функциями профессии социальный работник должен быть профессионально  подготовленным; эрудированным в  области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативного общения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми); иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, добросовестно исполнять свой профессиональный долг, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к клиенту; уметь принимать решение в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.

Сегодня актуальны вопросы  социального обслуживания населения  в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.

Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение  оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте  на активные методы обучения будущих  специалистов в области социальной работы.

Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.

Информация о работе Формирование профессионально-важных качеств социального работника