Формирование фонематическиго слуха у младших школьников на уроках обучение грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Определены следующие задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по звуковому анализу слова как средство развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте в образовательной системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
2. Выделить приемы развития фонематического слуха, у младших школьников, используемые на уроках русского языка в развивающей системе обучения.
3. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в ходе экспериментальной работы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1 Научные основы развития фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения…………………………………
1.1 Особенности развивающей системы обучения в курсе русского языка для начальной школы…………………………………………………………………
1.2 .Методы и приёмы развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...
Выводы к 1-ой главе……………………………………………………………
Глава II Особенности использования звукового анализа слова в курсе русского языка в развивающей системе обучения. ……………………………
2.1 Звуковой анализ слова в курсе русского языка развивающей системы обучения…………………………………………………………………………….
2.2 Роль звукового анализа слова в развитии фонематического слуха младших школьников………………………………………………………………
Выводы к 2-ой главе………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа-кристина ашурмамедова.docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль звукового анализа слова в развитии фонематического слуха младших школьников

 

На современном этапе  развития общества среди детей, которые  поступают в школу, нет таких, которые не знали бы о существовании  букв, не видели бы их в книгах. Звуки  же, в отличие от букв, могут до обучения отсутствовать в сознании ребенка, не существовать для него. Поэтому правильно поступают  те учителя, которые до того, как  перейти к работе со звуками, проводят с первоклассниками беседу, помогающую создать у детей представление  о звуках как материи языка. Вот  таким может быть ее примерное  содержание.

Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас  окружает, из чего-то сделано: стол —  из дерева, дом — из кирпича и  бетона, тетрадь и книги — из бумаги и т. п. А из какого «материала»  сделаны слова? Обычно, на этот вопрос ученики отвечают, что из букв. В  таком ответе проявляется тот  самый буквенный фетишизм, о котором  речь шла выше.

Услышав от детей, что слова  «сделаны» из букв, учитель должен уточнить, что из букв «сделаны»  написанные слова. А слова, которые  человек произносит, «сделаны» из чего-то другого. Из чего же? Как правило, среди первоклассников всегда найдется такой, который знает, что произносим мы звуки. Чтобы все дети поняли, о чем идет речь, необходимо продолжить разговор и показать, что слова  состоят не из любых звуков, а  из звуков человеческой речи. Работу можно  организовать так, что учащиеся сами придут к нужному выводу.

— Послушайте, — говорит  учитель и стучит карандашом по столу. — Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слова?

Обобщая высказывания учеников, учитель обращает внимание детей  на то, что вокруг нас много разных звуков: грохочут машины, щебечут птицы, раздаются шаги. Но из этих звуков слов не построишь. Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Учащиеся с удовольствием  выполнят задание учителя пронаблюдать, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к  различным участкам рта и т. п.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности  ученика — фонетический разбор.

Звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. Вместе с переходом к изучению букв собственно звуковой разбор несправедливо полностью исключается из употребления. На наш взгляд, собственно звуковой разбор может использоваться на всем протяжении обучения языку в младших классах и даже применяться как особый вид фонетических упражнений в последующем обучении.

Во-первых, этот вид фонетического  разбора убеждает, что со звуками  можно работать и без букв, а  это немаловажно, для того чтобы  освободить школьника от зависимости  от буквы. Во-вторых, способы осознанного  выделения единиц звуковой последовательности и средства самоконтроля, сформированные без обращения к буквам, воспитывают  у ученика отношение к материи  языка как к некой реальности, в которой есть свои особые действия и собственные средства контроля за выполнением этих действий.

Казалось бы, если известен способ вычленения звуков из слова, если учащиеся вооружены средствами определения  основных характеристик звуков, организация  звукового разбора уже не может  представлять каких бы то ни было трудностей для учителя. Но это не так.

 

 

 

 

 

 

Вывод к 2-й главе

 

 

Что такое звуковой анализ слова?Это:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков;
  • различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)

В курсе русского языка  в рамках системы Д.Б. Эльконина  – В.В. Давыдова теме «Звуковой анализ слова» уделяется большое внимание и отводится много времени. И  это не случайно. Звуковой анализ слова  – основа будущего орфографического навыка школьника. Поэтому обучение письму начинается не с записи слов при помощи букв, а с подробного и тщательного организованного  звукового анализа. Цель данного  раздела – научить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков, различать их функциональные характеристики.

Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно  овладевают рядом умений: выделять звуки путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные  звуки от согласных, находить ударный  слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных  звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Фонематический слух формируется и развивается у детей в основном в виде непосредственного речевого общения. И уже к концу раннего детства дети хорошо разбирают слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слова на составляющее его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста. Ребенок 5-6 лет затрудняется дать анализ простейших слов,содержащих,например,3 звука( кот, еж, дом).  Обучение детей звуковому анализу слова показало, что при определенных условиях даже младшие дошкольники могут выделять первый и последний звуки в слове, а для детей среднего дошкольного возраста эта задача не представляет сколько-нибудь значительных трудностей.

   Над проблемой развития фонематического слуха работали многие ученые: Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, М.Р. Львов и многие другие.

   Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика. Ребенку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке, особенно при проведении анализа слова (см. приложения).

   Успешно проведенный звуковой анализ на уроках обучения грамоте, русского языка или письма способствует развитию фонематического слуха.         Фонематический слух, по определению М. Р. Львова, - это « различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений» [8, с. 172].

   Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.

   Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведется с полным словом.

   Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) - например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.

   В своей работе мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, рассмотрели особенности развития речевого слуха младших школьников, подачи учебного материала при работе со звуками, взаимосвязь фонетики с орфографией и орфоэпией, определили наиболее эффективные, на наш взгляд, задания и упражнения по развитию фонематического слуха.

   Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

 

 

Список литературы

 

Бушуева Л.С. и др. Изучение индивидуальных особенностей младших  школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод. Пос. для студентов педфака/ Сост. Бушуева Л. С. - Магнитогорск, 2006, с. 47.

Бушуева Л.С. и др. Обучение чтению и письму в начальной школе/ Сост. Бкшуева Л.С. - Магнитогорск, 1997, с. 28, 34, 36.

Восторгова Е.В. Краткий  методический комментарий к букварю  и учебнику русского языка для 1 класса. - М.: Вита-пресс, 2001, с. 24 - 27.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий  по русскому языку в старших классах. - М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс - В, 1999, с. 75, 80.

Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. - Томск: Пеленг, 1992, с. 7, 8, 9 - 14, 14 - 15, 18 - 19, 34, 37.

Литературная энциклопедия. -М.: 1929 -1939, т.1 - 11, с. 136.

Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 2002, с. 172.

 Нечаева Н. В. , Белорусец  К. С. Азбука. - 6-е изд., испр. - Самара: «Учебная литература», «Федоров», 2007.

Пешковский А. М. Методическое приложение к книге «Наш язык». - М.: Госиздат, 1923, с. 11.

 


Информация о работе Формирование фонематическиго слуха у младших школьников на уроках обучение грамоте