Формирование фонематическиго слуха у младших школьников на уроках обучение грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Определены следующие задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по звуковому анализу слова как средство развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте в образовательной системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
2. Выделить приемы развития фонематического слуха, у младших школьников, используемые на уроках русского языка в развивающей системе обучения.
3. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в ходе экспериментальной работы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1 Научные основы развития фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения…………………………………
1.1 Особенности развивающей системы обучения в курсе русского языка для начальной школы…………………………………………………………………
1.2 .Методы и приёмы развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...
Выводы к 1-ой главе……………………………………………………………
Глава II Особенности использования звукового анализа слова в курсе русского языка в развивающей системе обучения. ……………………………
2.1 Звуковой анализ слова в курсе русского языка развивающей системы обучения…………………………………………………………………………….
2.2 Роль звукового анализа слова в развитии фонематического слуха младших школьников………………………………………………………………
Выводы к 2-ой главе………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа-кристина ашурмамедова.docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

3. Смешение  звуков. Это явление  характеризуется  неустойчивым употреблением  целого ряда звуков  в различных словах. Ребёнок может  в одних словах употреблять звуки правильно, а в других -  заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так. Ребёнок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях, например, «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

4. Недоразвитие  фонетического слуха  отрицательно влияет  на формирование  у детей готовности  к звуковому анализу  слов.

 Дети  затрудняются:

  • в выделении первого гласного, согласного звука или называют первый слог;
  • в подборе картинок, включающих заданный звук.
  • в предлагаемый ребёнку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, шапка, кошка, душ;
  • в самостоятельном придумывании и названии слов с заданным звуком.

5. Чаще  источником фонематической  дисфункции становится  дефект артикуляционного  аппарата (закрепившаяся  ошибка артикуляции,  что затрудняет, а  то и вовсе блокирует  слуховое различение. Иначе говоря, звуки  речи не различаются  из-за того лишь, что они не разведены  в произношении).

6. Недоразвитием  фонематического  слуха является  недостаточное раскрытие  ротовой полости,  в результате чего, заглушаются звуки.

7. На  недоразвитие влияет  замена и смешение  звуков, пропуски  и перестановки  букв, разделение  слова на части,  не дописывание  букв.

      Важно обратить  внимание и на  состояние восприятия  тех звуков, которые  ребёнок произносит  правильно. Нередки  случаи, когда нарушается  или не нарушается  в должной степени  восприятие так  называемых «сохранных»  звуков.

      У детей с фонетико – фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанная речь, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией, дислалией – акустико-фонематической и артикулярно - фонематической формы.

    Для них характерно  неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они  хуже, чем нормально  говорящие дети, запоминают  речевой материал, с большим количеством  ошибок выполняют  задания, связанные  активной речевой  деятельностью. Раннее  выявление детей  с фонетико-фонематическим  недоразвитием является  необходимым условием  для успешной коррекции  недостатков и  предупреждения нарушения  письма.

     У детей, входящих  в эту группу, при  внешне благополучном  произношении наблюдаются   значительные  затруднения в  восприятии звуков, которые без внимательного  изучения могут  остаться не замеченными.  Именно такие дети  часто неожиданно  для окружающих  оказываются неуспевающими  по письму и  чтению.

     Дети, у которых  нарушения произношения (смешение  и замены фонем)  сочетаются с недостаточностью  фонематического  восприятия, составляют 20-25 % от общего числа  детей.

     Характер ошибок, связанных с неправильным  произношением и  нарушением фонематического  восприятия, у учащихся  разнообразен: замены, пропуски согласных  и гласных, пропуски  слогов и частей  слова, перестановки, добавления, раздельное  написание частей  слова.

 

 

 

 

 

1.2.Методы и приёмы развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

 

Когда ребенок  осваивает речь, он вначале учится отличать речевые звуки от всех других звуков, а затем начинает улавливать признаки звуков, благодаря которым мы различаем слова и формы слов, то есть овладевает системой фонем родного языка. Как известно, фонемы русского языка образуют две большие группы — гласные и согласные.

Объясняя различие между гласными и согласными, учителя  используют в общении с первоклассниками такие формулировки: звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая никакой преграды, называются гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называются согласными.

Сравните это объяснение с тем, что дает М. В. Панов в  экспериментальном учебнике, подготовленном научным сотрудниками Института  русского языка: «Гласные — ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные — ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот...».

Развитие речевого слуха  связано также с формированием  умения характеризовать согласные  по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения  выполняет звонкость — глухость и твердость — мягкость. Для  того, чтобы научиться характеризовать  согласные по этим признакам, учащиеся должны осознать их. Лучше всего  выделяет человек эти качества звуков при сопоставлении пар слов, в  которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство: «Если два разных звука встречаются в одном и том же окружении, но в двух разных словах, то это два полноценных, настоящих различителя слов» .

Так как парные по звонкости—глухости согласные по характеру артикуляции  практически идентичны и отличаются лишь наличием — отсутствием голоса, то произнесенный шепотом звонкий  шумный воспринимается как парный ему  глухой.

Широко используемый прием определения звонкости  — глухости согласных путем прикладывания руки к горлу особенно полезен для определения звонкости—глухости непарных согласных, не имеющих оппозиции по этому признаку: Ц, X, Щ.

Одним из условий успешного  освоения фонематически значимых характеристик  согласных является правильная постановка учебных задач в работе со звуками . Если задача поставлена верно, а затем учитель грамотно смог подвести детей к решению этой задачи в начале знакомства с фонемным составом русского языка, то в дальнейшем это будет служить хорошей базой для дальнейшего обучения.

Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения слова как  верного, так и неправильного, никаких  следов не остается. Поэтому психологи  и методисты стремятся найти  средства искусственно «остановить», зафиксировать звучание слова и  при этом обойтись без букв. Отсюда разнообразные схемы, модели, условные значки, используемые на занятиях по фонетике.

В обучении грамоте применение слоговых и звуковых схем стало уже  традиционным. В последующем обучении о них часто забывают, считают  их использование излишним, ненужным. Между тем применение небуквенных средств передачи звучания слова помогает «остановить» и «зафиксировать» выделенный звук, материализовать действие звукового разбора и, в конечном счете, помогает осознать различие между звуком и буквой.

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слеза на слоги и находить ударный слог. (Слоговая схема вводится одновременно с формированием самого понятия о слоге). Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам .

Проанализировав каждый звук в слове мама, дети делают вывод, что в нем два ртооткрывателя и два ртосмыкателя. Поэтому при  произнесении этого слова рот открывается два раза. Далее обсуждаются значки для гласных и согласных. Моделируется последовательность ртосмыкателя и ртооткрывателя в первом слоге слова мама.

Проанализировав подобным образом  слово мост, дети выяснят, что в  нем только один ртооткрыватель и  три ртосмыкателя. Поэтому при  произнесении второго слова рот  открывается один раз. Отсюда следует  простой вывод: сколько в слове  гласных (ртооткрывателей), столько  и слогов.

Работа с не озвученными моделями

Составление звуковых моделей  при последовательном выделении  каждого звука (то есть без предварительно составленной слоговой модели).

Детям предлагается поделить на слоги слово по его модели, при этом неизвестно, к какому слову  составлена данная модель. В этой ситуации ребенок не может опереться на свое произнесение слова, звучащего образа слова нет. При чтении ребенку необходимо выделить слоги в слове и затем прочитать его. Поэтому ученик должен уметь видеть всю слоговую структуру слова до того, как слово будет прочитано, озвучено. Таким образом, перед ребенком возникает сложнейшая задача разделить слово на слоги до его произнесения. Тщательно работая с моделями слов, можно научить ребенка ориентироваться в слоговой структуре слова до его прочитывания, ученик может овладеть действием слогоделения, своеобразной послоговой «разметкой» слова без его озвучивания. В этой работе нам видится возможность формирования механизма чтения на материале звуковых моделей задолго до реального чтения.

Основную проблему в слогоделении представляют слова с сочетанием согласных звуков. На этом этапе  заключается с детьми простой  договор: в таких случаях мы будем  присоединять один согласный к предыдущему  гласному звуку, а второй согласный  — к последующему гласному. Для  фиксации действия выделения слогов в слове применяются особые графические  средства: точки под гласными, фиксирующие внимание на них, и дужки, объединяющие звуки в слог, В результате слово будет поделено на слоги вертикальными линиями.

Экспериментально доказано, что типичным для русского языка  является открытый слог (см.: Л. В. Бондарко. Звуковой строй русского языка. - М.: 1977) при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно так и делится само собой: ТЕ-ТРАДЬ, а не ТЕТ-РАДЬ. Именно такое естественное деление па слоги надо закреплять у детей.

Так как в каждом слоге  есть «ртораскрыватель», стоит подложить  руку под подбородок, на каждом «ртораскрывателе»  будет открываться рот, а подбородок — касаться руки. Так можно проверить, верно ли сосчитаны слоги.

Вместе с обучением  детей членению слова на слоги  происходит работа по нахождению ударного слога. Для того, чтобы облегчить  нахождение ударного слога, учителя предлагают первоклассникам «позвать» или «спросить» слово, то есть применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Есть еще один прием, помогающий научить безошибочно находить ударный слог, но, к сожалению, редко используемый. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, перемещая ударение со слога на слог, можно считать, что у него сформировался способ определения ударного слога в слове. Нужно сказать, что овладеть таким действием для детей непросто. Некоторые учащиеся вначале могут сказать слово не так, как привыкли, только путем имитации речи учителя или товарищей. И, как всегда, лучшее средство помочь младшему школьнику — включить его в игровую ситуацию так, чтобы овладение учебным умением стало залогом успеха в игре.

Применение звуковых моделей  помогает совершенствовать фонетические знания и умения учащихся, так как создает дополнительные предпосылки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. При этом работа с моделями может вестись в двух направлениях: от слова к модели и, наоборот, от модели к слову.

Не стоит забывать, что  чем более конкретный характер имеет  звуковая модель, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подобранных слов. Причем ученик не просто принимает или «бракует» слово, но и объясняет, в чем ошибка товарища.

Со звуковыми схемами  слов можно проводить самые разнообразные  упражнения. Особенно привлекательны для младших школьников упражнения с моделями, если они предлагаются в форме игр.

Говоря об объективных  трудностях изучения фонетики, мы упоминали  о фонетических процессах, которые  приводят к появлению в словах звуков, не поддающихся изолированному произнесению (без специальной фонетической подготовки). Чтобы правильно выбирать материал для разбора, учитель должен уметь давать фонематическую оценку звуковому составу слова.

Информация о работе Формирование фонематическиго слуха у младших школьников на уроках обучение грамоте