Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:42, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что. В в современном мире феномен коммуникации проявляется как одинним из важнейших и фундаментальных компонентовв системы глубинных,е имманентных связей человека с природой, культурой и обществом. Культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе, но коммуникационные явления и процессы полиструктурны и полимодальны в динамике своего формирования и развития, поэтому требуют глубокого и тщательного изучения в контексте сложившейся современной социокультурной ситуации.

Файлы: 1 файл

Феномен социокультурной коммуникации в современной художественно.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)


На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

Грачев Владимир Иннокентьевич

 

 

 

 

 

ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.

(информационно – аксиологический анализ)

 

 

 

 

Специальность 24.00.01

«Теория и история культуры»

 

Автореферат диссертации на соискание ученой

степени доктора культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008

 

Работа выполнена на кафедре гуманитарных наук Института телевидения, бизнеса и дизайна: г.Санкт – Петербург.

 

 

Официальные оппоненты:

 – доктор культурологии, профессор О.В.Шлыкова

 – доктор культурологии, профессор Г.М.Бирженюк

 – доктор философских наук, профессор Н.Г.Багдасарьян

– Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

 

 

 

Защита состоится «2 июня» 2008 г. в 11.00 час. на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, а с авторефератом на сайте университета.

 

 

 

Автореферат разослан «____»________________2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор                           Малыгина И.В.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется тем, что. В в современном мире феномен коммуникации проявляется как одинним из важнейших и фундаментальных компонентовв системы глубинных,е имманентных связей человека с природой, культурой и обществом. Культура и  человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе, но коммуникационные  явления и процессы полиструктурны и полимодальны в динамике своего формирования и развития, поэтому требуют глубокого и тщательного изучения в контексте сложившейся современной социокультурной ситуации.

Социокультурная ситуация, переживаемая современной Россией - это время отрицания и переоценки прежних ценностей, поиска новых способов сохранения и трансляции культурного опыта, связанных с распадом традиционных и одновременным возникновением нетрадиционных социокультурных и художественных структур, что ставит разработку теоретико-методологических основ изучения и адекватного объяснения информационно - коммуникационных  процессов и явлений, происходящих в современной культуре, в ряд актуальных проблем культурологии.Социокультурная ситуация в сегодняшней России это время отрицания и переоценки прежних ценностей, поиска новых способов сохранения и трансляции культурного опыта, связанных с распадом традиционных и одновременным возникновением иных социокультурных и художественных структур, что ставит исследование теоретико-методологических основ изучения и адекватного объяснения информационно -коммуникационных  процессов и явлений, происходящих в художественном пространстве современной культуры в ряд актуальных культурологических проблем.

Наряду с множеством дефиниций, современное культурологическое знание определяет культуру как ценностно-смысловое, нормативно-регулятивное и символико-информационное содержание любой сферы общественно значимой деятельности (А.Я.Флиер). Именно такая трактовка культуры близка позициям автора диссертационного исследования.

Художественная культура, в культурологии понимается как исторически детерминированная система конкретно-чувственного образного познания и выражения в образах опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни людей; закрепления его в художественных ценностях, накапливаемых в виде художественных произведений; это область кумуляции, тиражирования, распространения художественных ценностей (И.М.Быховская, Э.А.Орлова, В.М.Розин).

Традиционно к художественной культуре относят сферу создания материальных и духовных художественных ценностей, то есть, в первую очередь, сферу искусства. На наш взгляд, – это ограниченный и узкий подход оставляющий за «бортом» всё многообразие культурогенных и аксиогенных текстов культуры, информационных, коммуникационных процессов и явлений происходящих в современной художественной жизни.

В соответствии с представленной в диссертации концепцией аксиологической коммуникологии художественной культуры, предлагается следующие определение. Художественная культура – это результативная продуктивно-репродуктивная деятельность по созданию её субъектами (индивидами, социальными группами и обществом в целом), художественных ценностей и анти-ценностей транслируемых в социальном пространстве и времени с помощью художественных коммуникаций. Под художественными коммуникациями нами понимается система взаимодействия между художником (автором), произведением искусства, корпусом критики, различными художественными институциями (музеи, галереи, арт-центры и т.п.) и, главное, зрителем, слушателем, читателем как реципиентами воспринимающими искусство.

Наше понимание и определение художественной культуры усиливает значение интегративной функции социокультурной коммуникации. Это более широкое понятие, чем художественная коммуникация, поскольку включает в себя не только процессы взаимодействия в художественном пространстве культуры, но и другие виды коммуницирования в социальном мире культуры, в целом.

Социокультурная коммуникация в современной культурологии трактуется как процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Она выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта (А.Я.Флиер).

Научные представления о культуре как особом синкретическом материально-духовном единстве материального и духовного,в человеческой деятельности, создающемго, сохраняющем и передающемго смыслы, артефакты, ценности и идеалы человеческой жизни позволяют утверждать, что социокультурные коммуникации и являются основанием этого культурного единства. Следовательно, именно социокультурная коммуникация, является основой современной мозаичной и синкретичной художественной культуры.

С этих позиций социокультурная коммуникация может быть определена как универсальная информационно-коммуникационная синергетическая система субъектного взаимодействия в социальном пространстве культуры на основе коммуникативно-познавательных процессов обмена, хранения, освоения и трансляции культурных ценностей в их духовном выражении и материальном воплощении.

 Стремительно меняющиеся условия жизни, постоянные авангардные, новаторские поиски самого искусства, а также использование новых информационно-коммуникационных технологий, несомненно, должны привести и приводят к коренным изменениям традиционного понимания художественного пространства.

Культурное пространство, согласно современной научной парадигме, детерминируется языком, его носителями, системой сложившихся в хронотопном континууме культурных ценностей. Художественное пространство как более локальное, подчас характеризуется специалистами, как свойственная произведению искусства, глубинная связь его содержательных частей, придающая произведению особое внутреннее единство и способствующее превращению его в эстетическое явление. Это связь всех элементов произведения в некое внутреннее, ни на что другое не похожее единство, и придание этому единству особого, ни к чему иному не редуцируемого качества (И.П.Никитина). По-видимому, это несколько ограниченное понимание подлинных масштабов и содержания художественного пространства. Художественное пространство, на наш взгляд, включает в себя собственно художественную среду, произведения искусства, социокультурные и художественные коммуникации в искусстве. В условиях компьютерных технологий и глобальных телекоммуникационных сетей оно предстает практически целостным и единым.

Важно подчеркнуть, что искусство всё больше становится сферой репрезентации и коммуникации художественных ценностей в информационно-аксиогенной сфере современной художественной культуры, а не только искусством создания художественных произведений. Искусство сегодня уже не столько творение, сколько сотворение смыслов

Одним из феноменов сегодняшней художественной культуры можно назвать постепенную замену традиционных средств взаимодействия в художественном пространстве новыми способами коммуницирования. На смену традиционным коммуникациям приходят современные способы взаимодействия зрителя и предметов искусства, когда произведение искусства становится неким информационным посланием или виртуальной репрезентацией искусства.

Возникновение разных, ранее не известных видов, жанров и форм искусства, появление интерактивной культуры, влияние информационно-коммуникационных технологий на искусство, оригинальные и непривычные формы представления художественных произведений и оценка взаимодействия с ними реципиентов искусства требуют новых методологических подходов к их изучению. Эта проблематика сближается с коммуникационными проблемами информационного общества, в которое стремительно вступает Россия

Информация становится сегодня одновременно предметом, средством, орудием, целью и результатом труда. В информационном обществе в отличие от традиционного, индустриального и даже постиндустриального общества, где названные категории являются отдельными самостоятельными составляющими трудового процесса, операции обработки, поиска, оценки, хранения и распространения информации представляют некий единый синкретический процесс, в чём заключается уникальная особенность информационного труда и информационной культуры в новом обществе. Информационные и коммуникационные процессы в таком обществе пронизывают все его структуры, а производственные отношения становятся, по сути, не только и не столько экономическими, сколько информационно-коммуникационными, что оказывает сильнейшее влияние на все его сферы и на сферу художественной культуры, в частности.

Трудности теоретического изучения и использования системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре заключаются в недостаточности методологических подходов для объяснения сущностных  явлений, связанных с ценностными характеристиками и оптимальной реализацией информационно-коммуникационных процессов

Природа коммуникации делает необходимым её изучение на стыке различных научных дисциплин и обусловливает целесообразность рассмотрения сущности социокультурной коммуникации с позиций ряда наиболее продуктивных научных подходов: информационного, системного, структурно-функционального, семантико-семиотического, синергетического и некоторых других. Это требует разработки новых методологий и поиска продуктивных научных подходов. Именно с таких позиций автор диссертации подходит к многоаспектной, инновационной и сложной разработке теоретико-методологических основ изучения и адекватного объяснения информационно-коммуникационных  процессов и явлений, происходящих в художественном пространстве современной культуры.

Одним из ранее неизвестных и впервые используемых научных подходов и методов, может стать предлагаемый в данной диссертации информационно-аксиологический анализ социокультурной коммуникации в современной художественной культуре.

Проблема исследования заключается в следующих противоречиях:

1. Противоречие между объективными потребностями в познании, объяснении и прогнозировании сложных и противоречивых коммуникационных процессов происходящих в современной художественной культуре и недостаточностью сложившихся традиционных исследовательских подходов, их неадекватности реалиям культурной жизни общества.

2. Противоречие между потенциально высоким познавательным уровнем информационно-аксиологического анализа социокультурных явлений и степенью его реализации в исследовательской теории и практике современной культурологии.

Сложившиеся противоречия между реальным состоянием системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре и ее потенциальными возможностями в оптимизации информационно-аксиогенных процессов делают ещё более актуальным данное диссертационное исследование.

Объект  исследования – социокультурная коммуникация в современной художественной культуре.

Предмет исследования – информационно-аксиогенные факторы и условия формирования системы социокультурных коммуникаций и её реализации в современной художественной культуре.

Назревшая актуальность и необходимость изучения феномена социокультурной коммуникации в аксиогенной сфере современной художественной культуры определила цель исследования – разработать теоретико-методологические основы информационно-аксиологического анализа, определить его познавательный потенциал и на этой научной базе исследовать феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре. Для реализации данной цели необходимо было поставить и решить ряд следующих взаимосвязанных, но относительно самостоятельных задач.

Задачи исследования:

1. Изучить основы генезиса коммуникации в современной культуре.

2. Раскрыть феноменологические особенности информационно-коммуникационных процессов происходящие в современной культуре.

3. Обосновать  и апробировать метод информационно - аксиологического анализа социокультурной коммуникации в современной художественной культуре.

4. Выявить аксиогенные аспекты социально-коммуникативной деятельности в информационно-коммуникационном пространстве современной художественной культуры.

5. Определить информационно-аксиогенные факторы и условия формирования системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре.

Информация о работе Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре