Власть как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:06, доклад

Описание работы

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»

Файлы: 1 файл

семинар 2.docx

— 21.98 Кб (Скачать файл)

Власть как социокультурный феномен

Понятие власти - одно из сложнейших понятий общественной жизни. Оно развивалось на протяжении всей истории человечества. Существуют сотни определений власти и ее содержания. 
 
Феномен власти издавна интересовал и привлекал людей. Правителям, власти посвящено множество книг, статьей, драм, комедии и трагедий. Власть всегда манила людей, многим кроила голову, многих возвеличивала, а многих губила. Но несмотря ни на что, по-прежнему остается желанной целью. С момента перехода человечества к общественной форме жизни и совместному труду, то есть с момента появления власти, она завладела умами и душами многих людей. Человечество всегда пыталось понять и объяснить сущность этого феномена; выявить основы власти, понять ее механизмы, различать источники и виды, определить взаимосвязь власти с другими общественными явлениями. 
 
Власть необходима для устойчивого существования любой общественной организации. Вся история человечества, пронизана борьбой за власть, именно эта борьба — причина наиболее драматичных поворотов в жизни государств. Власть существует издавна во множестве видов, проявлений и модификаций. Властителей было множество в прошлом и есть в настоящем. Утверждение человеческого рода на нашей планете, возникновение человеческого общества, переход людей к совместной жизни и труду привели к появлению такого уникального феномена, как власть во всех ее проявлениях. « Разумный подход, ключ к организации, регулируемой совместной, коллективной жизни и труда людей, величайшая догадка, порождение интеллекта - вот что такое власть в руках высшего создания природы, в руках человека». Власть - это «подлинная вершина», дарованная человеку самой жизнью, регулятор отношений с себе подобными, его радость и боль, его источник удач и бездна его страданий. 
 
Власть — это особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества и выражающий потребность людей в саморегуляции и организации. Она представляет собой достаточно универсальный феномен человеческой жизни, с которым человек сталкивается постоянно, начиная с раннего детства и до глубокой старости; власть родителей, окружения, коллектива. 
 
И поскольку власть является социокультурным феноменом, она очень тесно связана с обществом в целом и с отдельными сферами жизни в частности, поэтому будет вполне естественным, что в соответствии с основными сферами общества (экономическая, социальная, политическая, духовная) выделяют и соответствующие виды власти. Поэтому на этой почве вырастают различные проблемы; экономика и власть (экономика власти и власть экономики), социальная сфера и власть, политическая сфера и власть, духовная сфера и власть. И каждая из наук (экономика, социология, политология, культурология, философия и т.д.) пытаются раскрыть смысл и сущность власти с точки зрения своего понимания и своих особенностей. 
 
Данная работа рассматривает проблемы взаимоотношений культуры и власти, а также пути их преодоления. 
 
 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ВЛАСТИ. 
 
Политическая культура выражается в достигнутом уровне, качестве и направленности политической жизни общества, доминирующих политических ценностей и образцов поведения и соответственно в характере развития и функционирования политических институтов, процессов, политической деятельности людей. Политическая культура влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что затрагивает проблемы власти и управления. Выбор определенной модели политической системы обычно не бывает жестко детерминированным массовой политической культурой, ибо он всегда является и результатом борьбы субкультур, прежде всего элитарных. 
 
Знания в области культуры власти отражают процессы окультуривания, углубления цивилизованности власти. В этой сфере возникают следующие вопросы и проблемы: растущая культура власти, власть культуры (культурократия), взаимодействие и взаимоотношения культуры и власти. 
 
В качестве примера можно обозначить то, каким образом, взаимодействовали властные фигуры и культурные деятели, и как происходят в наше время (т.е. как складываются взаимоотношения власти и культуры в прошлом и настоящем). 
 
«Культура власти - это признак высокого уровня развития власти, ее совершенства и цивилизованности». Она является структурным элементом политической культуры. От культуры власти будут зависеть масштабы ее влияния, ее авторитет, признание, эффективность и результативность ее действий. Но как показывает история, на протяжении долгого времени не культурой упорядочивалась власть, а сила и влияние» основанные подчас на авторитаризме и жестокости, определяли ее авторитет и эффективность. Не избавилась от этого и наша сегодняшняя власть. Нередко мы наблюдаем как не цивилизованный и культурный, а жесткий и деспотичный властитель берет вверх. Но рано или поздно, учитывая темпы и пути развития современного общества, такая практика должна сойти на нет. Демократизация, развитие правовой культуры, прогресс цивилизации, духовное и нравственное возрождение должны способствовать тому, что во властной практике возобладает культурное начало. 
 
Никакие внешние обстоятельства или статусное положение не могут так устойчиво влиять на принимаемые властями государственные решения, как их представления о пределах допустимого в политике, их убеждения и ценности, наработанные годами стандарты и приемы управления, манера исполнения служебных обязанностей, доминирование в политико-административной среде нормы межличностных отношений. Все это и многое другое как раз и составляет структурную композицию культуры власти и управления. Эти приоритеты и стандарты повседневной деятельности правящей элиты образуют некий стиль управления обществом и государством, и именно под воздействием этих приоритетов, одни и те же идеологии и институты власти не редко дают абсолютно разные политические результаты. 
 
Культуре власти необходимо расти, совершенствоваться, выражаясь в богатстве и многообразии сопутствующих власти показателей в ее деятельности и общении с людьми. Сама культура власти воплощается и отражается в манерах и приемах такого общения, его оттенках и результатах. 
 
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЛАСТИ. 
 
Конкретная политическая культура является продуктом исторического опыта данного общества в целом, а также личного опыта, полученного в ходе социализации каждого отдельного индивида. Отсутствие контроля над властью и слабость гражданского общества в России приводят не только к зависимости власти от личных качеств правителей, но и к тому, что особенности самой элиты и ее роль детерминированы статусным положением, то есть структурированием в органах власти. 
 
Специфика культуры власти определяется социальной природой ее носителей. Выделяются четыре основных класса; люмпены и люмпеноиды; бюрократия (чиновники); буржуазия (предприниматели); интеллигенция. Каждый класс характеризуется определенным типом мировоззрения, тип мировоззрения определяет тип культуры властных полномочий элиты. 
 
Для чиновника мир - это строго упорядоченная структура, существующая по принципу: каждому свое место. Он понимает, что мир – это сложная структура и для того, чтобы переместиться с нижней ступени иерархической социальной лестницы наверх, необходимо приложить много усилий. Он готов на это, ради тех наград в виде доступа к привилегиям, которые закреплены за данной ступенью. Но в отличие от люмпена, чиновник не чужд чувству социальной ответственности. На практике зачастую при продвижении чиновника по службе увеличивается объем полномочий, благ и привилегий, а ответственность умело распределяется среди подчиненных. Между чиновниками существует конкуренция, которая существенно ограничена обязательствами перед «своими». Нарушение этого кодекса чревато сходом с карьерной дистанции, что говорит о высокой степени корпоративной сплоченности. Чиновник не придерживается определенной идеологии, он скорее аполитичен и прагматичен. Он всегда государственник и почти всегда консерватор, любое насилие, в его понимании, всегда должно быть санкционировано государством, то есть в конечном итоге, направлено на поддержание и укрепление существующей системы.  
 
Предприниматели: для них мир имеет скорее горизонтальное строение, чем вертикальное. Вертикальность - частный случай, свойственный в основном взаимоотношениям работника и работодателя. В мире существуют величины, обладающие различной значимостью, но в силу изменчивости и подвижности этого мира очень трудно предугадать какими они будут завтра. Поэтому предприниматели склоны уважать любые «величины» при условии, что они самодостаточны и обладают «капиталом». В их среде присутствует конкуренция, как и среди чиновника, но наиболее ценимы предпринимателем такие качества как гибкость, умение договариваться, а также способность нести ответственность за принятые на себя обязательства – это главный залог успеха. Характер отношений между предпринимателями можно охарактеризовать как договорной, но иждивенцам в их мире места нет. Предприниматели всегда предпочитают любой идеологии конкретный интерес. Они придерживаются точки зрения, что насилие уместно только в случае крайней необходимости, если проблему нельзя разрешить с помощью переговоров. 
 
В представлении интеллигенции мир в еще большей степени горизонтален, в нем отсутствуют иерархия, отношения подчиненности, каждый имеет право голоса, здесь нет конкуренции. Для интеллигенции характерно повышенное чувство ответственности, возведенное в ранг нравственного императива. Это единственный класс, который чувствует себя ответственными за состояние мира в целом, поэтому они борются не за конкретные интересы, а за абстрактную идею. Они уверены, что если людям объяснить, то они будут действовать в интересах всего общества, отсюда, как следствие, вытекает готовность интеллигенции к самопожертвованию и отказу от собственного благополучия ради общественного. 
 
Таким образом, преобладание в элите представителей того или иного класса зависит от типа отношении, господствующих в обществе в целом. А культура власти будет зависеть от социального представительства правящей элиты, поскольку каждый из них несет во власть свои нормы, ценностные ориентации, свое понимание отложившейся ситуации и путей решения проблем, стиль властвования и язык власти, и т.д. 
 
 
 3. ВЛАСТЬ И КУЛЬТУРА. 
 
Власть признает культуру как собрание красивых картинок, бодрых текстов для музыки, складных стихотворных строк, увлекательных прозаических сюжетов, но она не любит культуру как мировоззрение, поэтому никогда не уступит первенства ей, считая свое мышление первичным, правильным и потому особенно важным. Между тем культура первична по отношению ко всему, в том числе и к формам власти и всего общественного миропорядка.  
Культура не приемлет пышных празднеств, особенно если они связаны с войной и другими кровавыми событиями. Тут у власти и культуры - неистребимый конфликт.  
 
Когда культура отвлекается от своей природной ориентации в общественных проблемах и подчиняет свой дар временным задачам власти, ее всегда постигает поражение, даже если ее, культуру, представляет гений. 
 
Культура не гибнет, если гибнет государство. Культура - это "дикорастущее существо", как сказал А. Ревич. Это вот государство гибнет, если гибнет культура.  
 
Современная журналистика часто обсуждает вопрос о том, в чем причины современных бед: власть ли виновата или, может быть, сам народ. Не удивительны отчаянные предположения культуры. А может быть, народ хуже власти? Она ведь ведет себя, как ей положено: властвует над людьми. А он? Веками позволял измываться над собою, позволял батоги.  
 
Отношение государства к культуре представляется каким-то однобоким и без достаточного почтения к ней. Говорят: надо помочь культуре, но надо бы государству обращаться к культуре как высшей инстанции за советами. Это было бы наивысшей помощью культуре. 
 
В проблеме "культура и власть" эти слагаемые не всегда находятся в только что обозначенном соотношении: негативные последствия для развития культуры и общественной морали находятся в самой культуре. Разумеется, наибольшую опасность представляет здесь не собственно культура, а то, что находится в обертке культуры, хотя, так сказать, по жанровым особенностям это именно культура. 
 


Информация о работе Власть как социокультурный феномен