Человек,индивид,личность: сущность понятий и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы:
- организм - морфофизиологическая организация;
- личность - социально-психологическая организация.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)
  1. Человек, индивид, личность : сущность понятий и их взаимосвязь.

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы: 
- организм - морфофизиологическая организация; 
- личность - социально-психологическая организация.

Обе системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие организма в значительной степени запрограммировано генетически и зависит от образа жизни, что определяется как раз социально-психологической организацией человека. Но, в свою очередь, социально-психологическое развитие зависит от включения человека в различные виды общественной деятельности в конкретной социальной и исторической общности.

Человек — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек - существо биологическое.

Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим – яркая, неповторимая, творческая.

Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане. В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников. С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы - доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»: 
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» .Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А.Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня: 
- первый уровень - низший - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.); 
- второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.); 
- третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения); 
- четвертый - высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности - совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Таким образом, с точки зрения современных представлений, понятие «личность» означает индивидуальность в ее социальных отношениях и связях. Но и сегодня ученые спорят, как отделить понятие «личность» от «индивидуальности», биологическое от социального… Сложность заключается в том, что любая особенность человека, любая черта его внешности или строения тела может быть безразличной по отношению к его личности, а может быть весьма существенной. Все зависит от того, как относится он сам и окружающие его люди к этим особенностям и как они влияют на положение человека среди других. Здесь мы сталкиваемся с субъективностью оценок, что усложняет решение подобной проблемы.

Характерным примером может служить отношение человечества к идеалам красоты, существовавшее в разные исторические эпохи и зачастую резко противоположное. Достаточно посмотреть на живописные образы красавиц эпохи Возрождения, выполненные великими мастерами живописи. С точки зрения современных взглядов, основанных достижениях медицины, они свидетельствуют о физической патологии этих образов. То же можно сказать о татуировках, которые с доисторических времен и поныне у ряда народов имеют мистическое обрядовое предназначение. В Росси они до недавнего времени были символом криминального прошлого их обладателей, а сегодня повсеместно используются наряду с атрибутами косметики.

 

Да и среди народов, живущих в одну историческую эпоху, эталоны красоты зачастую прямо противоположны. В доказательство можно привести специальные приемы по уменьшению размера ноги, и по сей день кое-где применяющиеся женщинами Японии. Они носят обувь в виде деревянных колодок, уродующих стопу, лишь бы соответствовать принятым в данном сообществе стандартам. А жители некоторых островных государств удлиняют свои шеи (иногда до 40 см.), надевая специальные обручи.

Существует полушутливое утверждение, что если бы нос Клеопатры был несколько длиннее (или короче), то история человечества пошла бы другим путем. (Клеопатра (I в до н.э.) — последняя царица эллинистического Египта, обладавшая, согласно преданию, сказочной красотой, прославленная благодаря драматической истории любви к ней двух римских полководцев: Антония и Цезаря). В этом утверждении заключена мысль о том, что внешние характеристики человека неотделимы от его природы, а все вместе это влияет как на его судьбу, так и на судьбы окружающих и, в конечном итоге, общества в целом.

Есть масса примеров того, как инвалиды детства превращались либо в неординарные личности, либо в закомплексованных людей, озлобленных на весь мир. Такие наблюдения, в частности, проводил русский советский психолог А. Леонтьев. Таким образом, предпосылки развития личности, по существу, безличностны. Но так происходит только до тех пор, пока не включается тот образец, который в данное время в данном месте служит идеалом личности. В обществе лучше всего себя чувствует тот, кто наиболее точно вписывается в существующий стереотип внешности, поведения и даже – мыслей. Но тут опять приходим к противоречию. Если это так, то является ли данный индивид личностью? Как видим, в этой области знания вопросов больше, чем ответов.

В 30-ые годы М. Горький выдвинул идею создания Института человека, который бы занимался комплексным изучением данной проблемы. В 50-ые годы в СССР был создан Совет по комплексным исследованиям человека, который позже распался. Дело в том, что в научных кругах существует достаточно большое число тех, кто является противниками комплексности, поскольку предпосылки и выводы конкретных дисциплин зачастую несовместимы. Это еще раз подчеркивает сложность проблемы и многообразие подходов к ее решению.

Так, экономика допускает, что человек способен к рациональному выбору, а психология опирается на тот факт, что мотивы человеческого поведения в значительной мере иррациональны (не поддаются разумному объяснению). Социология рассматривает человека как пластическое существо, способное к различным общественным адаптациям. Психологи же наоборот, опираются на стабильные характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведения личности внутри любой эпохи. Биологи доказывают неизменность человеческой природы на протяжении тысячелетий, историки интересуются тем, как под влиянием культуры преображается человеческое существо.

Как и любое знание, представление о сущности человека не может быть конечным. Но, все более детально изучая отдельные аспекты ее проявлений, опираясь на новые научные знания, человечество все больше приближается к пониманию этой сущности во всем ее многообразии.

 

 


Информация о работе Человек,индивид,личность: сущность понятий и их взаимосвязь