Человеческий характер в работе Эриха Фромма «Человек для себя»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Изначально тема, предложенная для написания реферата, звучала по-другому. А именно «Эрих Фромм о рыночном типе человека». Но, на мой взгляд, стоило расширить данную тему и раскрыть и другие типы человека, а также поговорить о характере человека в целом.

Содержание работы

1) Введение
2) Проблема современного человека
3) Динамическая концепция характера
4) Типы характера
а) Рецептивная ориентация
б) Эксплуататорская ориентация
в) Стяжательская ориентация
г) Рыночная ориентация
д) Плодотворная ориентация
5) Вывод

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

Современный рынок уже  не место встречи, а механизм, отличительная  черта которого –абстрактный и безличный спрос. Производитель работает на этот рынок, а не на известный круг потребителей; вердикт рынка основывается на законах спроса и предложения: и рынок определяет, какой из товаров может быть продан и за какую цену.

В наше время рыночная ориентация получила ускоренное развитие с развитием  нового – "личностного рынка", который является феноменом последних десятилетий. Клерки и продавцы, администраторы и врачи, адвокаты и художники – все представлены на этом рынке. Правда, их правовой статус и экономическое положение различны: одни – независимы, взимая плату за свои услуги; другие работают по найму, получая жалование. Но материальный успех у всех зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье.

Подобно вещи, человек должен быть в моде – на личностном рынке, а чтобы быть в моде, ему нужно  знать, какой вид личности пользуется повышенным спросом. Это знание сообщается в общем виде на протяжении всего  процесса воспитания, от детского сада до колледжа, и восполняется в семье. Однако знания, полученного на этой ранней стадии, недостаточно; оно подчеркивает только некоторые общие качества, такие, как приспособляемость, честолюбие и чуткость к меняющимся ожиданиям  других людей. Более точную картину  моделей успеха дают другие источники. Иллюстрированные журналы, газеты, кинохроника  на разный лад демонстрируют портреты и жизненные истории преуспевающих  людей. Ту же функцию выполняет и  реклама. Преуспевающий служащий, чей  портрет помещен в рекламе  мужской одежды, это образец того, как нужно выглядеть и каким  быть, если хочешь заработать "большие  деньги" на современном личностном рынке.

Поскольку современный человек  воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи  на рынке, его самооценка зависит  от условий, ему неподвластных. Если он "преуспевает" – он ценен; если нет – он лишен ценности. Степень  неуверенности, являющейся результатом  данной ориентации, трудно переоценить. Если человек чувствует, что его  ценность определяется не его человеческими  качествами, а успехом в рыночной конкуренции с ее постоянно меняющимися  условиями, его самооценка непременно будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. Если человек вынужден неуклонно пробиваться к успеху, и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. Если превратности рынка выступают мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются.

Продуктивная  ориентация

Продуктивный тип, по Э. Фромму, характеризуется честностью перед самим собой и во взаимоотношениях другими, независимостью в суждениях и поступках, горячей любовью к людям и животным, продуктивным творческим мышлением. Люди продуктивного типа часто увлекаются общественной деятельностью.

Э. Фромм считал, что общество раздирается противоречиями, результатом  чего являются одиночество, изоляция и  отчужденность. От этого состояния  человек избавляется «бегством  от себя и самообманом». Продуктивной личности удается оставаться самой  собой только благодаря трем составляющим.

Во-первых, это творческое логическое мышление. Во-вторых, это продуктивная любовь, которая дает возможность любить все живое на земле, которая наделяет человека такими качествами, как забота обо всех живых существах и особенно о близких, ответственность, уважение и знание.

И наконец, третьей составляющей является общественно полезный труд, который предоставляет человеку возможность самовыражения. Результатом  всех трех составляющих является зрелая, полноценная, целостная и продуктивная личность.

По большому счету, продуктивный тип личности Э. Фромма — это идеальный тип. Всем трем характеристикам в полной мере вряд ли кто-то соответствует, но Фромм считал, что этого соответствия можно достигнуть, если произойдет коренная социальная реформа и общество станет совершенным.

Фромм считал принадлежность характера человека к определенному  типу или, как он говорил, к определенной ориентации, постоянной, стабильной и  не меняющейся со временем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

В заключение можно сказать, что многие проблемы, присутствующие в жизни человека, существуют лишь из-за недостаточного познания человеком  самого себя. В работе Эриха Фромма «Человек для себя» раскрыты не только типы человеческого характера, но также представлены различные проблемы гуманистической этики.

Данная работа не призвана ответить нам на вопросы о том, как решить ту или иную проблему, или как развить гармонию в  своём внутреннем мире. Автор стремиться обратить наше внимание на тот личностный кризис, который является проблемой  большинства из нас. Люди должны понять, что решить наши проблемы можем только мы сами. Для этого нужно знать  не только внешние пути преодоления  проблем. Необходимо научиться смотреть «в себя», научиться понимать свой внутренний мир и в итоге действовать так, как это будет обусловлено собственным Я. Необходимо помнить, что от наших действий зависит не только наша судьба, но и направление развития всего человечества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человеческий характер в работе Эриха Фромма «Человек для себя»