Чарльз Миллс как исследователь социальных проблем американского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть суть критики
Ч. Миллсом стратификации американского общества.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- описать жизненный путь Ч.Р. Миллса;
- изучить методологические принципы социологии Ч.Р. Миллса;
- раскрыть основные работы Ч.Р. Миллса;
- проанализировать исследование социальных проблем американского общества Ч. Миллсом

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ Ч.Р. МИЛЛСА…………………………………………………………………
1.1 Краткая биография Ч. Миллса……………………………………………..
1.2 Методологические принципы социологии Ч. Миллса……………………
2.ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА Ч.Р. МИЛЛСОМ…………………………………………………..
2.1 Изучение социальной структуры американского общества…………….
2.2 Отражение проблем взаимоотношения власти и элиты в работах Ч. Миллса…………………………………………………………………………..
2.3 Значение творчества Ч. Миллса для социологической науки…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 69.66 Кб (Скачать файл)

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

Регистрационный №_____

от "____" _____________ 20____ г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История социологии» на тему:

"ЧАРЛЬЗ МИЛЛС КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА"

Специальность 020300 (040201.65) – "Социология"

Выполнила: студентка 3 курса

очного  отделения 

Пожарницкая Е.А.

Научный руководитель:

Чуднова О.В., ст. преподаватель

Работа защищена "____" __________ г.

         с оценкой ____________________

 

 

Южно-Сахалинск

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ Ч.Р. МИЛЛСА………………………………………………………………

1.1 Краткая  биография Ч. Миллса……………………………………………..

1.2 Методологические принципы социологии Ч. Миллса……………………

2.ИССЛЕДОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АМЕРИКАНСКОГО  ОБЩЕСТВА Ч.Р. МИЛЛСОМ…………………………………………………..

2.1 Изучение  социальной структуры американского  общества…………….

2.2 Отражение  проблем взаимоотношения власти  и элиты в работах Ч. Миллса…………………………………………………………………………..

2.3 Значение  творчества Ч. Миллса для социологической  науки…………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ.

Чарльз Райт Миллс (1916—1962), американский социолог и публицист. Последователь  М. Вебера и К. Манхейма. Выступил с  резкой критикой социальной структуры  современного американского общества («Властвующая элита»). В своих работах  он рассматривал правящую элиту, существующую в условиях развитого индустриального  общества, главным образом на примере  современных ему США. Как утверждал  этот социолог в состав правящей элиты  входили те, кто занимал руководящее  положение в важнейших иерархических  организациях современного общества. К числу таких организаций  Миллс относил аппарат государственного управления, армию и крупные промышленные корпорации.

Несмотря на то, что Чарльз Миллс  написал за свою не слишком долгую жизнь довольно много научных  трудов – например, Новые люди власти: лидеры Америки в сфере труда (1948) или Белые воротнички: американский средний класс (1951) – скандальную  известность ему принесли две  работы, написанные в последний период его жизни. Это Властвующая элита (1956) и Социологическое воображение (1959). Обе эти работы имели ярко выраженную критическую направленность: первая критиковала социальный строй  США, вторая – американскую социологию.

В своем исследовании Миллс обратил  особое внимание на социальные условия, которые обеспечивали единство правящей элиты. Как подчеркивал Миллс, представители  элиты происходили из одних и  тех же социальных групп, которые  принадлежали, по меньшей мере, к  верхнему слою среднего класса либо к  еще более обеспеченным слоям. Все  эти люди обучались в одних  и тех же престижных университетах  и помимо сходства по социальному  происхождению и образованию  их отличали общие взгляды, ценности, моральные нормы. По мнению Миллса ни в одном другом социальном слое американского  общества не было столь ярко выраженного  классового самосознания как в среде  правящей элиты.

Резко критикуя американскую социологию, Ч. Миллс предлагал искать выход из кризиса социологической науки, возвращаясь к традициям классической социологии времен О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера и др. Чтобы не впасть в «абстрактный эмпиризм» или не увлечься «большими теориями», ученый должен заниматься изучением индивидуумов с учетом структуры общества и того места, которое занимает это общество в общей истории человечества. Иначе говоря, Ч. Миллс выступал за объединение трех подходов в социологии – изучения биографий, исследования общества и его истории. Совокупность этих трех подходов и есть «социологическое воображение».

Наряду  с  Т.  Парсонсом   и   Р.  Мертоном,  Р.  Миллса  относят  к   классикам  мировой  социологии.  В послевоенное   время он  являлся самым   читаемым  социологом   в мире.  И хотя  его часто называли   социальным  философом   и идеологом от   социологии,  труды   Миллса воплотили в себе   идеал настоящей социологии ,  восходящей   к работам Вебера   и Дюркгейма. Обаяние его идей   ощущали   представители многих  поколений.  Не  случайно   на   лекции   в Америке   и   Польше  приходило   столько народа,  сколько   не   ходило  на   выступления, известных проповедников,  а по частоте цитирования он не  уступал Парсонсу  и Мертону.

Актуальность данной работы обусловлена значимостью работ Ч. Миллса в исследованиях стратификации американского общества как для социологии в отдельности, так и для общества в целом.

Объектом исследования данной работы является творческая деятельность Ч.Р. Миллса.

Предметом исследования является исследование социальных проблем американского общества Ч. Миллсом.

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть суть критики

Ч. Миллсом  стратификации американского общества.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- описать  жизненный путь Ч.Р. Миллса;

- изучить методологические принципы социологии Ч.Р. Миллса;

- раскрыть основные работы Ч.Р. Миллса;

- проанализировать исследование социальных проблем американского общества Ч. Миллсом;

- описать  значение творчества Ч. Миллса  для социологической науки.

При написании данной курсовой работы были использованы монографии следующих  авторов:

Коровин В.Ф., Дж. Ритцер, Баразгова Е.С., Е.И. Розенталь, Л. Г. Рошаль, В.Л. Кон, Цыпник Л.А., Кареев Н.И.

А также учебных изданий:

«Социологическое воображение» пер. с англ. О.А. Оберемко, Миллс Ч.Р. «Социологическое воображение», «Зарубежная социология XX века» В.Г. Городяненко.

Научные статьи: Кравченко А.И. «Социологическое воображение Р. Миллса», Козлова Л.А. «Социоанализ Ч.Р. Миллса», Морджинская Е.Д. «Прогрессивное явление в современной американской социологии», Ашин Г.К. «Массовое общество и его критики».

 и справочная литература:

Большой толковый словарь, Социологическая  энциклопедия, Философский энциклопедический  словарь.

Исходя из цели и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, включающие 5 параграфов, заключение и список литературы.

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ Ч.Р. МИЛЛСА.

    1. Краткая биография Ч. Миллса

Чарльз Миллс родился 28 августа 1916 в Уэко (штат Техас) в типичной семье американцев среднего класса (его отец был страховым брокером, а мать – домохозяйкой). Свое образование будущий социолог начал с технической специализации (в 1934 он закончил Далласскую техническую среднюю школу со специализацией по архитектуре и инженерному строительству), однако никакого удовлетворения от этих занятий юноша не получал. В 1935 он перешел в Университет штата Техас, где очень быстро стал выдающимся студентом. Его внимание привлекла философия социологии, во многом основанная на прагматизме Джорджа Герберта Мида. К окончанию магистратуры Миллс уже имел публикации в довольно солидных социологических журналах.

После получения степени бакалавра  и магистра философии в 1939 Миллс  переезжает в Университет штата  Висконсин, где увлекается изучением  теорий Макса Вебера и Карла Маркса. В 1941 Ч. Миллс защищает докторскую диссертацию (на ее высокую не повлиял даже тот факт, что строптивый соискатель отказался учесть сделанные рецензентами замечания), посвященную проблемам прагматизма. Уже тогда больше всего его интересовали социальная стратификация и моральная роль интеллектуалов, описанные Максом Вебером. [5; 24]

Миллс стоял на позициях интеллектуального просветителя, верящего в самостоятельную силу интеллигенции и видящего в радикальном слове основную силу, способную низвергнуть господство "властвующей элиты" - союз промышленной, политической и военно-бюрократической элит. Концепцию "властвующей элиты" выдвигал в противовес марксизму. [18]

С ранних лет американский социолог отличался очень бурным и неуживчивым  характером. Его просто тянуло на критику  окружающей действительности – и  общественного строя родной страны, и своих коллег-социологов. Эта неугомонность отразилась и на личной жизни Миллса. В 1937 он женился на Дороти Хэлен Джеймс, а в 1940 развелся с нею, но уже в 1941 году вступил с ней в повторный брак, и… снова (уже окончательно) развелся в 1947. Впоследствии Миллс был женат еще дважды, причем в последний брак он вступил незадолго до смерти; несмотря на проблемы со здоровьем, от каждого из браков он имел детей.

После успешного окончания докторантуры Миллс получил свой первый академический  пост в Университете штата Мэриленд. А в 1945 он начал работать в исследовательском  Бюро Колумбийского университета (Нью-Йорк), которая занималась прикладными социальными исследованиями. Работа под руководством знаменитого Дж. Ландберга была хорошей школой полевых исследований. Дотошный молодой ученый стремился не просто руководить эмпирическими исследованиями, но и везде побывать лично. Благодаря этой работе, в его руках скопилась обширная социологическая информация (так, только в штате Нью-Йорк он изучил около 30 городов). Работа в Бюро закончилась тем, что Миллс был уволен, провалив порученный ему проект. Однако ему удалось остаться в самом Колумбийском университете – одном из ведущих университетов США.

В 1946 ученый получил должность доцента. Чарльз Миллс был членом Американского  Социологического Общества, а в 1947–1948 являлся его вице-президентом. Несмотря на то, что должность профессора он смог получить только в 1956 (скорее всего, такая отсрочка объяснялась левыми взглядами, которых придерживался  ученый), Миллс тем не менее игнорировал все предложения о смене места работы, считая именно Нью-Йорк центром интеллектуальной деятельности.

Его тяжелый характер с годами так  и не улучшился. Среди коллег у  него практически не было не только друзей, но и просто хороших знакомых. Например, отношения с его соавтором, а также бывшим учителем по Висконсину, Хансом Гертом закончились тем, что тот назвал Чарльза «отличным дельцом, наглым мальчишкой, многообещающим молодым человеком, стремящимся к наживе, и техасским ковбоем с ружьем и на коне». [5; 26]

В начале 1950-х годов он вместе с  Хансом Гертом опубликовал книгу "Характер и социальная структура", где его ранние прагматистские установки были вытеснены идеей обусловленности характера и поведения надличностными социальными структурами. С этого времени Миллс стал считать себя последователем "классической традиции" в общественной мысли. Своей приверженностью идеям Вебера он обязан прежде всего X. Герту, вместе с которым издал в переводе на английский язык сборник эссе великого немецкого социолога.

В 1956 г. Миллс получил звание профессора Колумбийского университета, хотя ему так и не разрешили преподавать социологию на старших курсах. Признание пришло к Миллсу уже после смерти, в 1960-е годы, когда на волне "критики социологического разума" он стал одним из героев "новых левых".

Апогей профессиональной карьеры  Миллса пришелся на 1950-е годы, когда  социологическая наука приобрела отчетливые институциональные очертания.

В центре научных интересов Миллса — проблема распределения власти в современном обществе. Он был последовательным критиком капитализма и считал, что западная демократия представляет собой власть олигархии. В книгах "Новые люди у власти" (1948), "Белые воротнички: средние классы в Америке" (1951) и "Властвующая элита" (1956)1 он показал взаимопроникновение финансового капитала, политической власти и стандартов престижа. "Властвующая элита" стала одной из самых популярных книг, написанных в жанре социологической публицистики. [2; 4]

В работе Властвующая элита (1959), Миллс осуществил институциональный анализ современной ему Америки. Как он указывает, среди всех сфер жизни общества главенствующее место занимают три – экономическая, политическая и военная. Именно здесь и надо искать корни реальной элиты общества. Миллс сделал вывод, что во главе Америки находится более или менее постоянная группа семей. У представителей этой «правящей элиты» настолько много общего (начиная с религии и образования и заканчивая членством в одних и тех же клубах), что они представляют собой единую группу, постепенно концентрирующую в своих руках всю полноту власти. Хотя эти люди состоят в разных партиях, у них сходные интересы и взгляды. В результате это приводит к тому, что выборы президента или конгрессменов – это, по сути, фикция, не имеющая существенного значения. Таким образом, страной в своих интересах правит узкая властвующая элита, которая занимает самую верхнюю ступень в структуре власти. Нижнюю же ступень в этой структуре занимает большинство граждан, которые якобы являются опорой демократии, но на самом деле подчиняющиеся воле элиты. Единоличное правление властвующей элиты, как утверждал Ч. Миллс, не только представляет угрозу для демократии, но и может спровоцировать третью мировую войну. Резко критикуя засилье элиты, Ч. Миллс возлагал позитивные надежды на интеллектуалов, которые, по его мнению, должны были стать тем стержнем, который укрепит американское общество, вернув его к демократическим истокам. [5; 38]

В 1958 г. Миллс опубликовал книгу "Причины третьей мировой войны", в 1959-м  – "Социологическое воображение", в 1960-м – "Слушайте, янки", в которой в ярких красках убеждал американцев в демократическом характере кубинской революции и доказывал необходимость сближения капитализма и социализма. В 1960 г. под редакцией Миллса вышла небольшая хрестоматия "Марксисты", сыгравшая важную роль в пропаганде леворадикальной идеологии. В этой книге рассматриваются идеи Маркса, Троцкого, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна, Хрущева, Че Гевары, и завершается она вопросом, адресованным Коммунистической партии Советского Союза: "Используются ли идеалы классического марксизма лишь в качестве идеологии для циничного прикрытия власти или они воспринимаются правящей элитой вполне серьезно как направление политики и цель, к которой действительно следует стремиться". [2; 5]

Информация о работе Чарльз Миллс как исследователь социальных проблем американского общества