Центры помощи семье и детям как субъекты социальной защиты женщин, испытывающих насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование проблемы насилия над женщиной и содержания технологий социальной работы с женщинами, испытывающими насилие.
В соответствии с поставленной целью, а также опираясь на круг доступных нормативных источников и юридическую литературу в данной работе предполагается решение следующих задач:
Рассмотреть насилие над женщинами как социальную проблему общества;
Изучить понятие насилия и его основные виды и формы;
Дать характеристику социальным проблемам женщин, подвергшихся насилию в семье;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Анализ состояния проблемы насилия по отношению к женщине…….
Насилие над женщиной: виды, формы и масштабы распространенности…..
Анализ причин и факторов насильственного поведения по отношению к женщинам..
Глава 2. Центры помощи семье и детям как субъекты социальной защиты женщин, испытывающих насилие………………………………………………………………….
2.1 Нормативно-правовые основы защиты женщин испытывающих насилие…………
2.2 Основные направления и формы помощи женщинам испытывающим насилие в социальных службах…………………………………………………………………………..
2.3 Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам (различный опыт)…………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Проблемы насилия над женщиной и содержание технологий социальной работы с женщинами, испытывающими насилие.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

С насилием наиболее часто связывают  четыре социально-психологических  фактора: стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность к насилию.

Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Среди множества  проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать  такие как разногласия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.

Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы  социальной поддержки увеличивают  риск насилия. Избиваемых женщин мужья  часто изолируют от окружающих, контролируют все их контакты с семьей и друзьями, запрещают им проходить обучение или устраиваться на работу.

Супружеские побои также связывают с употреблением алкоголя и наркотиков: одни исследователи считают, что они снимают контроль над инстинктами, другие – что служат оправданием. Исследования показали, что алкоголь и наркотики действуют неодинаково. Было замечено, что маленькая доза алкоголя не влияет на агрессивность, увеличение же дозы может привести к агрессии. В случае принятия наркотика увеличение дозы не приводит к агрессии, а действует даже наоборот – размягчает и растормаживает. Люди применяют насилие не потому что они приняли наркотики, а потому что они не могут их принять. Поэтому некоторые случаи насилия вызваны попыткой родственников добыть деньги для покупки наркотиков и алкоголя.

Причины возникновения насилия над женщиной условно разделяются на три группы:

Причины, вызванные особенностями  личности мужчины и историей его  жизни; причины, вызванные историей жизни женщины и ее личностными особенностями и причины, обусловленные особенностями супружеских отношений.

Каждая из них может стать  определяющей, однако, как правило, к внутрисемейному насилию приводит комплекс причин. К наиболее типичным причинам семейного насилия, связанным  с личностью мужчины, относятся: родительский сценарий, в котором отец бил мать; мужчина в детстве сам был жертвой домашнего насилия; наличие жесткого традиционного взгляда на положение мужчины и женщины в семье;

уверенность мужчины в безнаказанности  своих действий; тревожность, беспокойство, неуверенность мужчины в своем доминирующем положении, стремление утвердится в роли «хозяина» с помощью демонстрации превосходства физической силы; постоянное употребление алкоголя или наркотиков; низкий уровень самоконтроля, неумение сдерживать свои импульсы; бедность поведенческого репертуара, отсутствие навыков социально приемлемого решения конфликтных ситуаций, неумение добиваться желаемого ненасильственными способами; психопатология, ярко выраженное желание нанести другому человеку ущерб.

Для женщин причины, связанные с  неблагоприятной жизненной ситуацией в родительской семье, также выступают как факторы риска. Сильная привязанность девочки к родителю-насильнику, острое желание завоевать родительскую любовь и нежность побуждает взрослую женщину удовлетворить эту потребность со своим партнером в супружестве. Таким образом, женщина бессознательно, ориентируясь на отцовскую фигуру, выбирает мужчину с агрессивным поведением.

Если девочка растет в семье, в которой отец регулярно избивает мать, то она бессознательно усваивает данную модель отношений между мужчиной и женщиной, оценивает ее как приемлемую и демонстрирует согласие с насилием уже в своей супружеской жизни.

Значительную роль играют особенности  поведения и личности женщины, которые могут провоцировать и подкреплять физическое насилие над ней, такие как, сильная психологическая зависимость женщины от мужчины, которая характеризуется такой чрезмерной пассивностью, что женщина позволяет мужчине принимать ответственность за ее жизнь. Часто психологическая зависимость женщины сочетается с ее низкой самооценкой (в данном случае, женщина абсолютно не верит в свои силы, сомневается в своих способностях, предпочитает, чтобы решения по всем вопросам принимал муж); полная экономическая зависимость женщины от мужчины;

физические недостатки женщины, особенно, если они появились в процессе совместной жизни (полнота и другие).

К третьей группе причин домашнего  насилия по отношению к женщине относят факторы, обусловленные супружескими отношениями: высокий уровень конфликтности отношений, непримиримость жизненных позиций, сопровождающаяся агрессивными высказываниями или действиями; длительная борьба за власть, доминирование и подчинение в семье; восприятие и оценка физического насилия как допустимой нормы человеческих отношений (конгруэнтность взглядов); низкий социально-экономический статус семьи.

В большинстве случаев при насилии, особенно физическом, у женщин появляется острое желание уйти от мужа. Однако они не могут этого сделать из-за ряда причин, что усугубляет их внутренний дискомфорт.

Наиболее типичными причинами этого являются: страх ухода – женщина, рискнувшая уйти, боится возмездия («найдет, где угодно, не оставит в покое или просто убьет»); незнание собственных прав и возможностей – многие женщины не имеют представление о тех законах, которые могли бы обеспечить им безопасность и необходимые для нормального развития условия жизни; отсутствие собственного жилья, невозможность расселения или обмена общей с насильником квартиры; экономические проблемы – невозможность обеспечить себе и своим детям необходимый материальный уровень, абсолютная экономическая зависимость женщины от мужчины, отсутствие работы; неверные социальные установки относительно семьи и брака: развод – признак поражения женщины; насилие есть во всех семьях, только все члены семей скрывают это; семья – это женское предназначение и только женщина несет ответственность за то, что происходит в семье; «на самом деле он хороший и без меня он пропадет»; необходимо жертвовать собой и все терпеть ради детей; «если бьет, значит любит»; обращаться за помощью бесполезно, никому не нужны чужие проблемы.

Обобщая сказанное о причинах и  факторах насилия в семье, можно  отметить, что существует большое  количество причин, вызывающих или  влияющих на проявления насилия. Но какими бы ни были причины насилия, оно всегда влечет за собой отрицательные последствия, с которыми жертва насилия чаще всего не в состоянии справиться самостоятельно.

 

2. Центры помощи семье  и детям как субъекты социальной защиты женщин, испытывающих насилие

2.1 Нормативно-правовые основы защиты женщин испытывающих насилие

 

До не давнего времени большинство  международных документов о правах человека истолковывались настолько  узко, что их нельзя было приспособить ко многим проблемам касающихся женщин, в частности насилия в семье.

В последние годы проблема гендерного насилия стала рассматриваться  как политическая проблема на национальном и на международном уровнях. Это  отражено во многих документах и резолюциях, принятых международными организациями с целью искоренения насилия в отношении женщин. В течение последних 15 лет Организация Объединенных Наций, Совет Европы и Европейский Союз были инициаторами следующих программ, направленных на искоренение насилия в отношении женщин: Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW): важнейший инструмент международного законодательства – Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, однако в Конвенции нет непосредственного упоминания о насилии в отношении женщин. Этот документ является основой дальнейших резолюций по искоренению всех форм насилия в отношении женщин. Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны отчитываться перед Комитетом конвенции каждые четыре года. С целью усиления Конвенции Комиссия по положению женщин ООН (CSW) одобрила дополнительный (факультативный) протокол, в который был включен ряд процедур подачи жалоб. Это дает возможность отдельным лицам подавать жалобы непосредственно в Организацию Объединенных Наций в случае нарушения положений Конвенции. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. К концу ХХ века ее ратифицировали более ста стран, включая Российскую Федерацию (Конвенция ратифицирована Президиумом ВС СССР 19 декабря 1980 г., а Российская Федерация как правопреемник СССР обязана выполнять международные обязательства).

Другим международным документом является Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: протокол открыт для подписания и ратификации резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 6 октября 1999 г. Протокол, предусматривающий признание компетенции Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (группа из 23 независимых экспертов, которая заседает дважды в год, принимает и рассматривает сообщения от жертв нарушения прав, изложенных в Конвенции), подписан Россией 12 апреля 2001 года, ратифицирован в 2004 г.

Немалое значение в области нормативно-правовых документов по насилию в отношении  женщин имеет Венская Декларация: на Всемирной Конференции по правам человека ООН, которая состоялась в  Вене в 1993 году, насилие в отношении  женщин рассматривалось как нарушение прав человека. В финальном документе конференции, Венской Декларации, отмечается, что Конференция подчеркнула «важность работы по искоренению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, а также всех форм сексуального домогательства, эксплуатации и сексуальной торговли, гендерных предрассудков в сфере правосудия и устранение любых конфликтов между правами женщин и последствиями определенных традиционных практик; культурных предрассудков и религиозного экстремизма».

Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин также является крупнейшим международным документом в области защиты женщин. В декабре 1993 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию по искоренению насилия в отношении женщин. Она обращается к государствам с призывом разработать национальные планы действия по защите женщин от всех форм насилия (как в семье, так и в общественной жизни), а также обеспечить соответствующее финансирование существующих инициатив и программ. В Декларации также подчеркивается важность женских организаций и необходимость их поддержки и сотрудничества с ними. Декларация является первым международным документом, давшим широкое толкование термина «насилие в отношении женщин». В документе содержатся определения основных видов насилия, а также главные области его проявления – в семье, в обществе, со стороны государства. Декларация – не соглашение, не конвенция и не договор: она не требует ратификации и не предусматривает механизма контроля за ее выполнением. Многие страны и общественные организации, в том числе российские, выступают за преобразование Декларации в Конвенцию, что сделает выполнение ее положений обязательным и подлежащим контролю ООН.

В 1994 г. на конференции в Пекине, которая состоялась в 1995 году, была принята Платформа действий, заключительный документ V Всемирной конференции ООН по проблемам женщин, включающий в себя подробную информацию о проблеме насилия в отношении женщин и о мерах по искоренению насилия. Согласно Платформе действий, термин «насилие в отношении женщин» означает любой совершенный на основании полового признака акт насилия, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психологическому здоровью женщины или страдания, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни. Этот документ призывает государства к разработке и реализации национальных планов по искоренению насилия в отношении женщин – в частности, домашнего насилия и других форм насилия.

В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию по искоренению насилия. Этот документ призывает государства «разработать и реализовать судебные механизмы и процедуры, соответствующие потребностям женщин, подвергающихся насилию, и обеспечивающие правосудие в этих случаях». В настоящее время в 89 государствах действуют законодательные положения, в которых конкретно говорится о бытовом насилии. Шестьдесят из этих государств приняли специальные законы о бытовом насилии; семь государств имеют законы о насилии в отношении женщин; одно государство имеет гендерно-нейтральный закон о насилии; в четырнадцати государствах действуют конкретные положения о бытовом насилии, содержащиеся в их уголовных кодексах; пять государств разработали гражданские процедуры, согласно которым виновных удаляют из дома; в конкретном законодательстве о бытовом насилии двенадцати государств содержатся ссылки на насилие в семье. В 102 государствах не приняты конкретные положения о домашнем насилии. В двадцати странах проекты законов о бытовом насилии находятся на стадии разработки, еще четыре государства выразили намерение разработать конкретное законодательство или законодательные положения о бытовом насилии.

Кроме того ООН предлагает модельное  законодательство о насилии в  семье. Оно может быть взято за основу для разработки законодательных актов в области насилия в семье в разных странах.

Целями модельного законодательства являются: способствование соблюдению международных стандартов в области  прав человека, в особенности тех, которые сформулированы в Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, определившей насилие в отношении женщин как «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, сексуальный или психологический вред или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни»; признание того, что насилие в семье является серьезным преступлением против личности и общества, которое не извинимо и не терпимо; установление законодательства, запрещающее насилие в отношении женщин – домочадцев или женщин, находящихся в близких отношениях, защищающее жертв насилия и предотвращающее дальнейшее насилие.

Кроме того здесь предлагаются механизмы  подачи жалоб на насилие в семье исходящих от жертв насилия. Подробно описываются действия сотрудников полиции, социальных работников, судебных органов.

Международной и российской законодательную базу в области защиты прав женщин, можно условно разделить на законодательные акты в области прав человека вообще, и на акты касающиеся прав женщин.

Информация о работе Центры помощи семье и детям как субъекты социальной защиты женщин, испытывающих насилие