Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа
Цель: раскрыть особенности  технологий   социальной  реабилитации            
    лиц  Бомж
   Задачи:
    1.Дать характеристику  БОМЖ как социального явления и социальной
   проблемы, провести  анализ  социального дна современного  украинского   
    общества
  2.Описать технологии  социальной работы с лицами БОМЖ,  пути и   
    механизм преодоления  проблемы бомжей
   3.Донести  информацию о практике  социально-трудовой реабилитации
   лиц    БОМЖ, требования  к  социальным  работникам и мероприятия по  
   социально-  трудовой  реабилитации  лиц БОМЖ
ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………….  3
РАЗДЕЛ1. БОМЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ  ПРОБЛЕМА…………………………………………………..  ………….   ..5
1.1. БОМЖ – деградация или социальная  необходимость? .............. . ….7
1.2.Анализ социального  дна современного  украинского  общества…..11
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С  ЛИЦАМИ БЕЗ  ОПРЕДЕЛЕННОГО  МЕСТА  ЖИТЕЛЬСТВА………………………… 16
2.1. Проблема  лиц БОМЖ, социальная  и трудовая  реабилитация...17
2.2. Пути  и механизм  преодоления проблемы  бомжей …………….…20
РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКА  СОЦИАЛЬНО –  ТРУДОВОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ  ЛИЦ  БОМЖ ……………………………………………………………….24
 3.1.Требования к социальным работникам при работе   с людьми
без определенного  места жительства …………………………………..27
3.2. Мероприятия по  социально - трудовой  реабилитации лиц
БОМЖ ……………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….   33
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ …………………
Все это 
- трагедия общества, с которой оно 
не должно мириться. Только вряд ли нынешние 
беспомощные государства в 
   Выводы
Каждое существо, каждое действие имеет определенную цель, определенный смысл в этой жизни. БОМЖ - трагедия общества, с которой оно не должно мириться.
1.2. Анализ социального дна современного украинского общества
Бомжи – это по существу социальное дно общества. Отсутствие у человека постоянного жилья еще не делает его бездомным. Известно, что кочевники, цыгане не рассматриваются в качестве таковых. Хотя эти люди, принадлежащие к указанным общностям, не имеют стационарного жилья, но в отличие от категории бездомных они принадлежат к своим первичным социальным группам, которые служат их эмоциональным прибежищем, дают возможность чувствовать себя дома везде, где в данный момент находится его род или племя. Люди, ведущие кочевой образ жизни, «вписаны» в систему своей общины, которая служит как бы инстанцией, закрепляющей за ними определенный общественный статус.
Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в идентификации индивида лишь тогда, когда нет инстанции, которая присваивала бы ему социально приемлемую роль в системе общественной занятости, семье, общине. Если же такой инстанции нет, то жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям [2].
Типичным признаком относимых к бомжам является разрыв прежних родственных и дружеских отношений. Это означает, что бомжи отторжены от своих первичных социальных групп, «выпадают» из этих общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Индивид, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бомжей, он интериоризует нормы и ценности, принятые среди категории населения. С целью изучения социального положения, проведенным в начале 2002 г., были охвачены все бездомные.
Анализ показал, что абсолютное большинство бездомных – мужчины (87%), и лишь (13%) – женщины; в возрастном отношении (80%) – от 40 до 50 лет; (19%) от 30 до 40 лет; (1%) – старше 50 лет.
 Большинство 
бездомных ранее работали в 
промышленности, в сфере услуг, 
на транспорте; все имели низкий 
квалифицированный, 
Наблюдения 
и неформальные беседы с бомжами 
проводились в местах их проживания 
и добывания средств 
К первой группе, условно названной нами «элитной», были отнесены бомжи, проживающие недалеко от городской свалки в землянках, когда-то вырытых и оборудованных военнослужащими. По вероисповеданию все называли себя христианами. Почти во всех землянках были холодильники, радиоприемники, самодельные электрообогреватели, электроплитки, электрочайники. Все имели необходимую посуду и постельное белье. Кроме того, в некоторых землянках бомжи оборудовали бани. За деньги приобреталась вода, которая доставлялась в специальной цистерне. Все жильцы землянок оценивали свое материальное положение как удовлетворительное и отмечали, что их питание значительно улучшилось по сравнению с периодом, когда они имели обычное жилье.
В течение длительного времени мы наблюдали этих бомжей в трудовой деятельности. Их работа была связана с графиком прихода на свалку автомашин с мусором. Хождение на свалку называлось у них «отправлением на БАМ».
Бомжи окружали привезенный мусор и начинали его «сортировать», отбирая бутылки, банки, метал, одежду. Пищевые продукты выбирались из отходов, доставлявшихся с рынков, предприятий пищевой промышленности и общественного питания (мясокомбината, хлебозаводов, молочного завода, столовых, ресторанов и т. д.). Эти бомжи могли приобретать продукты в магазинах за деньги от продажи стеклотары и обожженного металла, потребляли в основном доброкачественную пищу. Работа занимала в среднем 3 – 4 часа в день. Для удовлетворения потребностей в пище, алкоголе, табачных изделиях, моющих средствах тогда этого времени было достаточно. Остальное время проводили в праздности: потреблении алкоголя, курении в общении друг с другом. К вечеру почти все находились в состоянии опьянения. В этой группе было свое самоуправление: наибольшим авторитетом пользовался избранный староста, который нередко разрешал возникавшие конфликты, а также представлял членов группы перед милицией и другими должностными лицами. Эти бомжи презрительно относились к городским «коллегам» и не допускали их на свою территорию. Вплоть до середины 1998 г. Жизнь обитателей землянок была в какой-то мере стабильной. Интересно отметить, что иногда приехавшие из других мест родственники бомжей, у которых имелось свое жилье, также оставались жить на городской свалке, мотивируя это тем, что жизнь «здесь лучше», чем в их деревне или поселке.
Вторую группу бездомных составляли городские бомжи, проживавшие в холодное время года в колодцах теплотрасс, подвалах и на чердаках. Часть из них занимала пустующие зимой пригородные дачи. Их жизнедеятельность связана, главным образом, с собирательством утильсырья и стеклотары. Представители этой группы опрашивались и велось наблюдение за ними в процессе «трудовой деятельности», состоявшей в ежедневном неоднократном обходе мест, где находились контейнеры с мусором во дворах. За каждым бомжом была как бы закреплена определенная территория, с которой он по возможности изгонял чужаков.
Питались они исключительно тем, что находили в контейнерах. Изредка им удавалось похитить продукты или другие товары на рынках. Каждый их них рассчитывает только на себя, т.к. взаимопомощи между ними не наблюдалось, хотя проживали они, как правило, группами по 2-3 человека.
В отличие от бездомных первой группы, эти бомжи совершенно не соблюдают элементарных правил личной гигиены. Меняют одежду лишь в случае приобретения (воровства) немного лучшей. Эта группа наиболее многочисленна – (62% от общего числа).
Бомжи данной группы подвергались наибольшему риску: замерзнуть, быть избитыми или убитыми, погибнуть от болезней, поэтому для них характерен высокий уровень смертности. Недовольство горожан бомжами было направлено именно против представителей этой группы, т.к. они ночевали в подъездах жилых домов, нередко превращали их в отхожие места, взламывали кладовые, воровали все, что оставалось без присмотра, поедали домашних собак и кошек. Опрос этих бездомных был в высшей степени затруднен тем, что они практически всегда были пьяны, поэтому, а также по причине крайне низкого уровня развития, не могли понять простых вопросов.
К третьей группе мы отнесли остальных бомжей – (16%). Они локализовались в наиболее людных местах центральной части города, занимались попрошайничеством. За каждым было закреплено «его место», на которое не претендовали другие нищие. Ночевали где придется, а летом – под открытым небом. Для них больше, чем для представителей других групп, типично мелкое воровство. Эти люди являются изгоями даже среди самих бомжей.
С 1998 г. произошли существенные изменения во всех трех группах бомжей, вызванные известным финансовым кризисом. Наступившая некоторая относительная социально-экономическая стабильность в обществе сменилась в результате дефолта резким ухудшением положения большинства населения, что отразилось и на бездомных:
Вследствие снижения уровня потребления работающих групп населения уменьшилось количество отходов, ранее попадавших в контейнеры для мусора и на городскую свалку.
Основным 
средством существования этой группы 
бомжей стали сбор и продажа скупщикам 
стеклотары и металла. Вдобавок к 
этому традиционному утилю 
Анализ 
социального дна современного  
общества показывает, что границы 
между этими группами достаточно 
размыты, прозрачны. В реальной жизни 
бомжи могут легко 
Выводы
Кардинальное решение проблемы бомжей возможно только на путях глубоких преобразований всей социально-экономической сферы, общего подъема жизненного уровня народа
РАЗДЕЛ 2
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
             
В соответствии с Указом 
Сейчас сложились четыре формы социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж дома ночного пребывания рассчитаны на 25-120 человек. Предоставляется бесплатный ночлег на 10-15 суток, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения. Для обеспечения порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь в первую очередь принимаются инвалиды и старики, которые обращаются сами или направляются органами социальной защиты.
         
Специальные дома-интернаты для инвалидов 
и престарелых рассчитаны на престарелых, 
инвалидов из числа освободившихся из 
мест лишения свободы. Эти интернаты являются 
медико-социальными учреждениями. Полное 
стационарное обслуживание,  центры 
социальной адаптации предназначены для 
трудоспособных лиц, желающих улучшить 
свою жизнь. Данные учреждения решают 
вопросы бытового и психологического 
характера, а также оказывают помощь в 
трудоустройстве. Здесь проводят культурно-массовую 
и предупредительно-
        
Такие центры имеют общежития, 
где можно проживать до 6 месяцев. 
За этот период клиентам 
         Социальные 
гостиницы и приюты дают возможность 10-суточного 
бесплатного проживания, а также получения 
консультаций по вопросам бытового и трудового 
устройства, пенсионного обеспечения. 
Также оказывается медицинская помощь. 
В период проживания лица бомж получают 
бесплатные горячие обеды, постельные 
принадлежности и предметы культурно-бытового 
назначения. 
Социальная работа с лицами БОМЖ определяется причинами, которые обусловили попадание человека в данную категорию.
         
На основании регистрации в 
приютах, а также подсчета 
Выводы
Эти методы предполагают обращение лиц «бомж» за помощью в органы социальной защиты населения на основе принципа добровольности.
2.1.Проблема лиц БОМЖ, социальная и трудовая реабилитация
        
Проблема лиц без 
Информация о работе Бомжи как социальное явление и социальная проблема