Безработица в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:53, реферат

Описание работы

Считается, что в нормально функционирующем в условиях рынка обществе средний уровень безработицы может составлять 5—7%. На его величину оказывают влияние как общее состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка.

Содержание работы

Введение 1
Безработица в обществе 3
Служба занятости, ее задачи и функции 10
Государственная политика в области занятости населения 13
Состояние занятости в мире и в России 18
Индикаторы труда в России в 2002—2010 гг. 23
Заключение

Файлы: 1 файл

Безработица в обществе (курсовик).docx

— 64.48 Кб (Скачать файл)

Введение

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет[1]) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

  • Не имел работы
  • Искал работу
  • Был готов приступить к работе

Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах.

В традиционных обществах заработная плата за работу не выплачивалась, так как деньги вообще не использовались. Люди жили за счёт земли, и земля принадлежала всем, либо никому. Разделение труда было малоощутимым. Когда были изобретены деньги и началось строительство городов, люди стали зависеть от них, покупая еду у продавцов, вместо того, чтобы выращивать, собирать или охотиться на еду самостоятельно. Зависимость от работы как от источника денег для приобретения еды и жилища является основой безработицы.

Количество исторических источников, посвящённых проблеме безработицы  ограничено, так как наблюдения велись не всегда и не везде. В определённый исторический период индустриализация привела к отчуждению средств производства от работников и свела к минимуму возможность их самозанятости. Таким образом, работник, который, по каким-то причинам, не имел возможности устроиться на предприятие, не мог самого себя обеспечить работой и становился безработным. Ситуация усугубилась тем, что работники индивидуальных профессий, например врачи, фермеры, ранчеры, прядильщики, мелкие торговцы, стали образовывать крупные закрытые профессиональные объединения и тем, кто не входил в них, приходилось работать в условиях жёсткой конкуренции или становиться безработными.

Безработица как явление  стала постепенно входить в экономическую  мысль по мере усиления индустриализации и бюрократизации. Процесс формирования этого понятия можно рассматривать  на примере Великобритании, так как там он был хорошо задокументирован. В XVI веке в Англии не делалось различий между бродягами и теми, у кого нет работы, все официально именовались Sturdy beggar и рассматривались как лица, которых нужно наказать и выслать[2]. Закрытие монастырей в 1530-х годах увеличило нищету, так как монастыри помогали бедным. Кроме того, во времена Тюдоров возросло население и усилился процесс огораживания. У безработных оставалось только два выхода — голодать или нарушать закон. В 1535 году вышел закон, предусматривавший создание системы общественных работ для борьбы с безработицей, финансировавшихся за счёт налогов на прибыль и капитал. Вышедший в следующем году закон разрешал применять к бродягам телесные наказания[

 

 

 

  1. Безработица в обществе
 

Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы.     Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма, которая сопровождается сильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица — сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.

Безработица характеризует  такое состояние общества, когда  часть способных и желающих трудиться  по найму людей не могут найти  себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.

Различают несколько видов  безработицы:

  1. структурная — характеризует невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы. Ее причиной являются экономические процессы функционирования рынка, когда в какие-то периоды в отдельных регионах возникает спрос на некоторые профессии при отсутствии там соответствующего предложения рабочей силы, и наоборот;
  2. фрикционная — связана с постоянным естественным движением населения, например в связи с изменением семейного положения работника, рождением ребенка, учебой, болезнью родных или близких, переездом на новое местожительство и др. Фрикционные причины мешают работнику быстро трудоустроиться по своей профессии в соответствии с квалификацией;
  3. циклическая — связана с фазами циклов воспроизводства, в частности фазами кризиса и депрессии. Разновидностью этого вида безработицы является застойная безработица, которая имеет место в странах и регионах, пораженных экономическим спадом, когда работодатели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников;
  4. скрытая — характеризуется ситуацией в обществе, когда работник вынужден соглашаться на работу на условиях неполного рабочего времени (дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан с наличием незанятого населения в обществе по причине, как правило, экономической нестабильности, когда спрос на рабочую силу меньше предложения. Скрытая безработица иногда неверно трактуется как скрытая от регистрации безработица;
  5. добровольная — означает, что работник не желает трудиться за предлагаемую ему заработную плату или по предлагаемой профессии на предприятии, ожидая более подходящей работы;
  6. вынужденная — означает любой вид безработицы, кроме добровольной. Но в отличие от других видов вынужденная безработица характеризует такую ситуацию, когда на предприятии в соответствии с отраслевым или коллективным соглашением установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работников. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.

Кроме указанных, различают  безработицу среди наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвалидов, мигрантов и др.

В зависимости от времени  нахождения без работы безработица  может быть продолжительной, длительной и застойной.

Продолжительная безработица  наблюдается при отсутствии работы в течение 4—8 месяцев. Для продолжительной  безработицы характерны начало деквалификации работника, потеря (в определенной степени) культуры труда, появление неуверенности  в себе, нежелание искать работу самостоятельно, привыкание к низкому уровню жизни.

Длительной считается  безработица продолжительностью 8—18 месяцев. В этих условиях начинаются общая деквалификация работника, потеря трудовых навыков и способности  интенсивно работать в течение необходимого времени. Происходит утрата работником психологической уверенности в себе.

Застойная безработица продолжается более 18 месяцев. В этих условиях наступает  деградация трудового потенциала человека. Общие меры трудовой реабилитации дают незначительные результаты. Считается, что для восстановления у человека прежнего отношения к труду необходим индивидуальный, подход.

Учет лиц, потерявших работу, по длительности времени безработицы  позволяет службам занятости  вести более адресную работу с  различными слоями населения.

Время нахождения без работы учитывается также при определении  размера пособия по безработице: с удлинением этого времени уменьшается размер пособия.

Для анализа состояния  безработицы рассчитывается ее уровень. Уровень безработицы (Уб) определяется отношением числа официально зарегистрированных безработных к числу экономически активного населения (в %):

Уб = Б/ЭАН * 100%     

где Б — официально зарегистрированные безработные; 
    ЭАН —- экономически активное население, человек.

Считается, что в нормально  функционирующем в условиях рынка  обществе средний уровень безработицы  может составлять 5—7%. На его величину оказывают влияние как общее  состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка.

Безработным считается трудоспособный человек, не имеющий места работы и заработка, зарегистрированный в  службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий ее и готовый  приступить к ней. Таким образом, человек признается безработным, если он не только не имеет работы, но и  занимается ее поиском и готов к ней приступить.

Не относятся к числу  безработных: граждане, не достигшие 16 лет; лица, получающие пенсии по старости; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости  от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу — от двух предложений по профессиональной переподготовке или места работы, в том числе временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды. Человек, не зарегистрированный службой занятости, имеет право снова обратиться в нее через две недели.

Решение о признании гражданина безработным принимает служба занятости  по месту его жительства не позднее 11 дней после обращения. При обращении  с просьбой о регистрации гражданин  должен предъявить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий его профессиональную квалификацию, и справку о средней  заработной плате за последние три  месяца работы, а для лиц, впервые  ищущих работу, еще и документ об образовании.

Работа, предлагаемая безработному, должна быть подходящей. Подходящая работа, в том числе временная, соответствует  профессиональной пригодности работника, т. е. учитывает уровень его профессиональной подготовки, прежнюю работу, состояние  здоровья и транспортную доступность рабочего места. Оплачиваемая работа, требующая или не требующая предварительной подготовки, считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу и не имеющих профессии;
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания 12-месячного периода безработицы;
  • состоящих на учете в службе занятости более 18 месяцев, а также не работавших более трех лет;
  • обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.
    

Предусмотрены следующие  виды государственных гарантий социальной поддержки безработных:

  • выплата пособия по безработице;
  • выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости;
  • оплата временной нетрудоспособности граждан до их признания безработными.

Предусматривается следующий  порядок установления размера пособия  по безработице. Пособие по безработице  устанавливается в процентном отношении  к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Для граждан, ищущих работу впервые, пособие назначается  в размере минимальной заработной платы. Для остальных граждан  в размере:

  • за первые три месяца — 75% среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы;
  • следующие четыре месяца — 60% среднего заработка;
  • в дальнейшем — 45% среднего заработка.

Максимальный размер пособия  не должен превышать среднюю заработную плату по области (республике), но и  не быть ниже минимальной заработной платы.

Устанавливается срок выплаты  пособия: в большинстве случаев  — не более 12 месяцев в суммарном  исчислении в течение 1,5 года, т. е. с  учетом возможного обучения, болезни  или иной уважительной причины пособие  безработному выплачивается не более 18 месяцев.

Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации.

Выплата пособия может  быть прекращена, приостановлена или сокращен его размер.

Выплата пособия по безработице  может быть прекращена в случаях:

  • трудоустройства безработного;
  • прохождения им профессиональной подготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, т. е. с момента получения стипендии;
  • длительной неявки безработного в службу занятости без уважительной причины;
  • переезда в другую местность;
  • получения пособия обманным путем;
  • осуждения лица, получавшего пособие;
  • назначения пенсии по закону.

Выплата пособия по безработице  может быть приостановлена до истечения  трех месяцев в случаях:

  • отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
  • увольнения с последнего места работы за виновные действия, в том числе за нарушения трудовой дисциплины;
  • нарушения условий и сроков перерегистрации в качестве безработного;
  • самовольного прекращения обучения по направлению службы занятости.

Размер пособия по безработице  может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

  • неявки без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления службы занятости;
  • отказа без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу (учебу).
    

Выплата пособия по безработице  не производится в периоды:

  • временной нетрудоспособности безработного;
  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с заочным или вечерним обучением в учреждениях профессионального образования;
  • призыва на военные сборы.

Размер стипендии за время  обучения безработного определяется следующим  образом:

  • гражданам, имевшим до безработицы непрерывный стаж работы не менее 26 недель, — 75% среднего, заработка за последние три месяца работы по последнему месту работы;
  • гражданам, имеющим перерыв в работе более одного года или ищущим работу впервые, — в размере стипендии учебного заведения соответствующего профиля.

Кроме того, устанавливаются  минимальные и максимальные границы  размера стипендии. Размер стипендии может быть уменьшен на 25% или ее выплата приостанавливается до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий обучаемым безработным без уважительной причины,

Время нахождения без работы для официально зарегистрированного  безработного включается в его общий трудовой стаж.  При установлении порядка назначения и выплаты пособия по безработице во многих странах в целом применяют единые подходы. Прежде всего учитываются предыдущий трудовой стаж, средняя заработная плата работника и число иждивенцев в семье. В ряде стран порядок выплаты пособия имеет свои особенности. Например, во Франции и в Дании отсутствует государственная система обеспечения пособиями; здесь действуют частные системы страхования от, безработицы под контролем профсоюзов. В Великобритании и Германии работник должен предварительно регулярно выплачивать так называемые страховые взносы от безработицы. В Бельгии, Дании и Ирландии работник, уволенный с предприятия за участие в забастовке, не может быть зарегистрирован службой занятости в качестве безработного.

В настоящее время в  России проводится работа по совершенствованию  практики выплаты пособия по безработице  с учетом опыта, накопленного зарубежными  странами.

 

  1. Служба занятости, ее задачи и функции 
 

Регулирование рынка труда  в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой занятости  поставлены следующие задачи:

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система  службы занятости имеет три уровня подчиненности: 
       I уровень — федеральная служба занятости; 
       II уровень — региональные организации службы занятости; 
       III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.

Для решения перечисленных  выше задач каждый уровень системы  службы занятости выполняет как  общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб  занятости всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций  службы занятости частными являются функции, связанные с работой  непосредственно с гражданами: регистрация  безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор  курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально  незащищенным слоям населения. Предусматриваются  специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации  военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству  подростков, организации профессионального  консультирования различных групп  населения, включая школьников, участию  в решении региональных проблем  рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство  лиц, освобожденных из мест заключения, и др.

Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.

В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ  в областях, краях, республиках, 2390 городских  и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них  работают почти 36 тыс. человек.

Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных  на базе своих учебных центров, которые  бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками  финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости.

Деятельность учебных  центров служб занятости строится на основе следующих принципов:

  • опережающее обучение;
  • содействие самозанятости населения;
  • формирование социального заказа на обучение;
  • предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
  • предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др.

Центры оказывают как  платные, так и бесплатные услуги, в том числе такие:

  • методическая помощь в организации профессионального обучения;
  • организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе;
  • подготовка граждан для предпринимательской деятельности;
  • стимулирование деловой активности населения;
  • консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.


 

 

  1. Государственная политика в области занятости населения 
 

Постоянное поддержание  определенного уровня занятости  населения — сложная проблема для любой страны, в том числе  имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости  рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: 
    во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; 
    во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика российского  государства в области занятости  осуществляется по следующим направлениям:

  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика занятости  в стране направлена не только на регулирование  общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования  локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при  едином подходе к решению проблем  занятости, особенно в расчете на перспективу.     Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет: 
1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов: 
    совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников; 
    создание новых рабочих мест; 
    поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости; 
    поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости; 
2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов: оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного     использования богатых ресурсов регионов; поддержка традиционных видов занятости коренного населения; расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров; образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу; 
3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов: углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников; содействие развитию самозанятости населения; активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов; создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.

Государственная политика регулирования  занятости в различных странах  выработала различные подходы к  решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым  людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются  займы и субсидии, направляемые в  дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США  государство полностью освобождает  от налогов те средства, которые  направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего  использования для собственных  нужд, полностью или частично освобождаются  от уплаты взносов в фонд социального  страхования. В Великобритании работники  государственных служб занятости  заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой  переориентации работников. Во Франции  действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения  проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться  предприниматели, заключившие с  ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы  поиска работы и подготовки к ней.

При проведении государственной  политики занятости все большее  значение приобретают конвенции  и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества. 
    Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

  1. разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
  2. разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
  3. помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
  4. защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
  5. организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
  6. разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
  7. содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
  8. разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Деятельность МОТ ведется  как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера  охватывают область минимальной  заработной платы, уровень жизни  работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.

Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые  применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном  авторитете. Конвенция МОТ — это  международный договор, который  должен быть ратифицирован и соблюдаться  государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в  выработке политики, разработке национального  законодательства и практических мер  в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные  структуры, так и представители  организаций трудящихся и предпринимателей.

В настоящее время МОТ  стала, по существу, международным координатором  работ по организации труда, ведутся  работы в области охраны, гигиены  труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ  не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни  и признание принципа равенства  вознаграждения за равный труд. Уделяется  внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.

 

  1. Состояние занятости в мире и в России


В конце XX в. определились новые  тенденции, оказывающие влияние  на развитие социума. Усиливаются негативные процессы, связанные с ростом безработицы, увеличением численности неимущего  и малооплачиваемого населения. Повсюду усложняется ситуация на рынке труда. Эти проблемы зачастую выходят за рамки национальных границ.

В мировой практике применяются  разные модели управления занятостью. Так, американская модель предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью труда для значительной части трудоспособных граждан. В результате формально уменьшается безработица, но появляется обширный класс "новых бедных", т. е. работающей бедноты. Скандинавская модель ориентируется на обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными условиями труда и оплаты. Модель рассчитана только на государственные финансовые средства, при ограничении которых возможно сокращение числа рабочих мест. Европейская модель основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и соответственно росте доходов работающей части населения. Модель предусматривает создание широкой системы пособий для увеличивающегося количества безработных, требующих значительных средств. Негативными последствиями применения европейской модели могут быть длительная и устойчивая безработица и тяжелая ноша социальных и финансовых издержек, связанных с нею.

Государственное управление занятостью в различных странах  связано с темпами экономического роста, занятостью и темпами роста  производительности труда, так как  при сокращении темпов экономического роста на занятость влияют изменения  показателей производительности труда  в стране. Считается, например, что  страны, у которых к 1994—1995 гг. установился  низкий уровень безработицы, добились этого за счет потерь в производительности труда и, следовательно, в доходах  работников. В различных странах  наблюдается тенденция расширения практики неполной занятости и увеличения занятости в неформальном секторе. Неформальный сектор — это сфера  трудовой деятельности значительной части  населения, которая официально не признается и статистически не учитывается. На занятых в этой сфере не распространяются трудовое законодательство, меры социальной защиты и государственные гарантии. Примеров занятости в неформальном секторе множество: самозанятие  ремонтными услугами, туристическими, жилищно-бытовыми работами и т. п.

В условиях развития конкуренции  и дальнейшего научно-технического прогресса наблюдается естественная тенденция увеличения спроса на квалифицированную  рабочую силу. Активно развиваются  банковский бизнес, сфера профессиональных услуг, здравоохранения, образования  и другие области приложения труда, где требуются специалисты высокой квалификации.

Растет занятость в  индустрии услуг. В настоящее  время в промышленно развитых странах в этой сфере работает почти 60% всех занятых. Повсеместно  действует тенденция сокращения численности малоквалифицированной  рабочей силы. Она усугубляется новой  расстановкой сил между индустриально  развитыми и развивающимися странами. Так, в мировом производстве доля развивающихся стран стремительно растет, и острая конкурентная борьба на мировом рынке заставляет европейские  компании принимать программы по переоснащению производства, внедрению  новых технологий и повышению  производительности труда. Это, как  правило, ведет к массовым увольнениям  малоквалифицированных работников в традиционных отраслях производства.

Просматривается зависимость  безработицы от уровня образования. В начале 90-х годов уровень  безработицы среди лиц с начальным  образованием составлял 10,9%, с образованием на уровне неполной средней школы  — 8,4, полной средней школы — 5,7, с  высшим образованием (исключая университетское) — 3,9%.

В перспективе возможна серьезная  угроза для промышленно развитых стран со стороны так называемых новых индустриальных стран с  дешевой рабочей силой: из развивающихся  стран усиливается приток сравнительно дешевых товаров, что влияет на занятость  населения. Возможно активное перемещение  капиталов в страны с низкими  издержками, что повлияет на динамику количества рабочих мест. 
Новые подходы в политике занятости развитых стран, осуществляемые на макроэкономическом уровне, проявляются в повышении гибкости рынка труда, сдерживании расходов на рабочую силу, что, в частности, ведет к свертыванию социальных программ на уровне государства. Но сохраняется стимулирование активной политики занятости за счет финансирования дополнительных рабочих мест, расширения систем обучения и переобучения. Появляются проекты реформирования систем страхования по безработице, предусматривающие ужесточение условий выплаты пособий.

Меняется роль бизнеса  в решении социальных проблем, в  том числе проблем занятости. Правительства многих европейских  стран ориентируют частных предпринимателей не ограничиваться выделением средств  на социальные нужды, а более активно  участвовать в совместном регулировании социальных проблем.

Изменение внутрифирменной  политики в области занятости  связано со стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический  спад заметно усилил этот процесс. Политика предпринимателей направлена на традиционное сдерживание роста заработной платы, удлинение продолжительности рабочей  недели, более широкое использование  неполной занятости и временной  работы. В фирмах наблюдается сокращение программ социального страхования, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Вместе с тем  повышение требований к качеству рабочей силы заставляет фирмы расширять  программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации 46 работников. Предприниматели получают своего рода компенсацию, проявляя гибкость при найме, увольнении и перемещении  работников, применении различных режимов  труда в интересах фирмы. 
В России постепенно создается нормальный рынок труда, основные характеристики которого не отличаются от характеристик рынка труда других государств. Однако российский рынок имеет свои особенности:

  1. значительное снижение за последние годы числа занятых в сфере материального производства;
  2. активное развитие сферы услуг;
  3. усиление роли локальных рынков труда в стране;
  4. рост числа безработных, особенно в отдельных регионах;
  5. усиление дифференциации занятых по доходам и отраслям деятельности;
  6. высвобождение высококвалифицированных работников некоторых отраслей и видов деятельности, в частности из нерентабельных видов производства, военно-промышленного комплекса и обслуживающей его инфраструктуры;
  7. спрос на работников, способных адаптироваться в новых рыночных условиях, особенно в сфере финансовых и налоговых институтов, системе таможенных органов и социальных учреждениях;
  8. жесткие пределы в выборе места работы и в условиях приложения способностей работников.
   

 Свои особенности имеют  и локальные рынки труда страны: 
1) в Центральном и Северо-Западном регионах : 
высокая доля производств, определяющих научно-технический прогресс, например в области машиностроения, приборо-, судо- и станкостроения; 
высокая доля занятых в непроизводственной сфере, в том числе в образовании, культуре, науке и искусстве; 
значительная доля лиц пенсионного возраста; 
2) в Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Поволжском регионах: 
относительно высокий уровень промышленного производства; 
значительная скрытая безработица; невысокая занятость в личных подсобных хозяйствах; высокая вовлеченность в сельское хозяйство; длительные потери, связанные с миграцией населения; высокая доля женщин и молодежи; 
3) в Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах: 
благоприятная возрастная структура населения; высокий уровень заболеваемости и смертности; тяжелые и вредные условия труда; дисбаланс между подготовкой кадров и потребностью в них. Состояние рынка труда в России в 2002—2010 гг. характеризуется данными, представленными в табл. 1.

 

  1. Индикаторы труда в России в 2002—2010 гг. 

Показатели

2002 г.

2005 г.

2008 г.

2010 г.

1. Численность  занятых в экономике, млн. чел.

72,1

67,1

85,8

83,7

2. Среднемесячная  заработная плата, руб.

6000

430

599,3

975,7

3. Численность  безработных (по методике МОТ), млн. чел.

3,7

5,7

7,9

9,0


Как видно из данных таблицы, в 2002 г. численность занятого населения в России была меньше уровня 2008 г. По расчетам, общий потенциал безработицы определяется в 10,1 млн. человек, или 13,5% экономически активного населения. Реальный уровень безработицы составляет 12,5%, с учетом официально зарегистрированных безработных — около 13%. В настоящее время на одно свободное место претендуют в среднем 6 безработных. В перспективе уровень безработицы может возрасти до 15%.

Основными причинами безработицы  в России, которая постепенно начинает приобретать черты структурной, являются: спад производства, низкая инвестиционная активность, незавершенность институциональных  преобразований и, наконец, дефицит  федерального и региональных бюджетов.

Можно отметить еще ряд  причин, влияющих на сокращение занятости: неограниченные права работодателей, часто увольняющих работников по собственной инициативе; подмена бессрочных контрактов срочными; несоблюдение правила о предупреждении работника об увольнении за два месяца; дискриминация при найме определенных слоев населения (беременных женщин и лиц предпенсионного возраста и т. д.).

Сложное складывается положение  с занятостью населения на Северном Кавказе, особенно в Ингушетии, Дагестане  и Калмыкии, в Мордовской и Чувашской  республиках, в Ивановской, Псковской, Владимирской, Ярославской, Кировской, Костромской, Ленинградской и Архангельской  областях. В этих регионах официальный  уровень безработицы составляет от 4 до 19%. В Чувашии уровень безработицы  почти в два раза превышает  средний по стране. В этой республике наблюдаются относительный переизбыток  рабочей силы, в том числе за счет высокой плотности населения, отсутствие благоприятного предпринимательского климата и неразвитость инфраструктуры рынка, в частности банковской системы.

На высокий уровень  безработицы влияют структурные  перестройки в экономике региона, связанные со значительными масштабами конверсии, и неконкурентоспособность  значительной части продукции.

В настоящее время в  России примерно 4 млн. человек работают в режиме неполной занятости и  считаются резервом для пополнения армии безработных.

Российский рынок труда  характеризуется интенсивным движением  кадров. Ежегодно меняют работу до 14 млн. человек, или каждый пятый работник. Рынок страны является достаточно гибким даже по международным стандартам. О состоянии активности на рынке труда России в 2009 г. свидетельствуют следующие данные (в млн. человек): 
1. Трудовые ресурсы — всего 84,7 В том числе экономически активное население 72,8

2. Спрос на рабочие  места:

занятые 67,1

безработные 5,7

3. Экономически неактивное население 9,8 в том числе обучающиеся с отрывом от производства, занятые в домашнем хозяйстве и др. 7,9

В предстоящие годы ожидается, что спрос на рабочую силу будет  возрастать. Предприятия увеличат прием  на работу в связи с оживлением рынка и нормализацией экономического состояния общества.

Ожидается увеличение числа  экономически активного населения  примерно на 700 тыс. человек за счет беженцев из стран ближнего зарубежья. В 2008 г. в стране использовалось около 300 тыс. иностранных работников, особенно в приграничных районах страны. Ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет сокращения численности армии — примерно на 150 тыс. человек в год. Темпы роста безработицы несколько замедлятся, но увеличатся сроки поиска работы, которые сейчас в среднем составляют около 6 месяцев. Для полной занятости экономически активного населения в стране должно быть около 70 млн. рабочих мест, но фактически имеется лишь 66,5 млн. мест. Происходит интенсивная смена места работы по собственному желанию. Кроме того, наблюдается косвенное вытеснение работников с предприятий, испытывающих финансовые трудности.

На рынок труда влияет качество рабочей среды. Не-удовлетворительное состояние рабочей среды снижает  по-тенциальные возможности трудоустройства, в результате появляются незаполненные  вакансии. Наличие непрестижных рабочих  мест ограничивает выбор работы для  молодежи, ведет к дополнительному  давлению на рынок труда, увеличивает непроизводительные компенсационные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших от производственных травм, снижает вероятность их последующего трудоустройства, отвлекает средства бюджета, необходимые для расширения сферы приложения труда.

Следствием перемен на рынке труда, результатов приватизации в стране, возникновения финансовых проблем, задержек в выплате заработной платы и невысокого ее размера в ряде отраслей стала существенная диверсификация видов занятости. Это способствует формированию гибкого рынка рабочей силы, что дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранять ядро трудовых коллективов и предотвращать массовую безработицу.

В ближайшие пять лет ситуация на рынке труда может ухудшиться. По прогнозу, увеличивается численность  населения в трудоспособном возрасте: к 2012 г. — на 3,2 млн. человек, к 2015 г. — на 3 млн. человек. При отсутствии эффективных мер поддержки отечественных товаропроизводителей, в частности в обрабатывающих отраслях промышленности, агропромышленном комплексе и в сфере малого бизнеса, уровень безработицы к концу 2015 г. может составить 15— 20% экономически активного населения. В табл. 2 представлены прогнозные данные, составленные экспертами Министерства труда России, о состоянии рынка труда страны в 2000 г. и 2005 г.

По прогнозу, предстоит  сокращение численности работников металлообрабатывающих и машиностроительных отраслей, текстильщиков, швейников  и обувщиков. Но ожидается увеличение спроса на строителей, работников учреждений рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального  хозяйства, бытового и сервисного обслуживания, транспорта, образования (прежде всего  школьного) и здравоохранения. Много  вакансий будет для работников таких  профессий, которые требуют длительной специальной подготовки. Не предвидится  увеличение потребности в инженерно-технических работниках.

Государственная политика на рынке труда в России должна быть направлена на решение комплекса  взаимосвязанных задач:

  • повышение инвестиционной активности за счет всех источников развития предпринимательства, корректировка экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;
  • последовательная стабилизация уровня жизни, совер-шенствование социальной поддержки населения;
  • развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержания качества рабочей силы;
  • улучшение качества рабочей среды путем совершен-ствования условий труда и использования рабочего времени, организации заработной платы, стабилизации кадрового потенциала;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов и защиту внутреннего рынка рабочей силы.

Заключение 

Считается, что в нормально  функционирующем в условиях рынка  обществе средний уровень безработицы  может составлять 5—7%. На его величину оказывают влияние как общее  состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка.

Безработным считается трудоспособный человек, не имеющий места работы и заработка, зарегистрированный в  службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий ее и готовый  приступить к ней. Таким образом, человек признается безработным, если он не только не имеет работы, но и  занимается ее поиском и готов к ней приступить.

Не относятся к числу  безработных: граждане, не достигшие 16 лет; лица, получающие пенсии по старости; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости  от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу — от двух предложений по профессиональной переподготовке или места работы, в том числе временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды. Человек, не зарегистрированный службой занятости, имеет право снова обратиться в нее через две недели.

Решение о признании гражданина безработным принимает служба занятости  по месту его жительства не позднее 11 дней после обращения. При обращении с просьбой о регистрации гражданин должен предъявить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий его профессиональную квалификацию, и справку о средней заработной плате за последние три месяца работы, а для лиц, впервые ищущих работу, еще и документ об образовании.

Работа, предлагаемая безработному, должна быть подходящей. Подходящая работа, в том числе временная, соответствует  профессиональной пригодности работника, т. е. учитывает уровень его профессиональной подготовки, прежнюю работу, состояние  здоровья и транспортную доступность  рабочего места.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение   1

Безработица в  обществе     3 

Служба занятости, ее задачи и функции     10

Государственная политика в области занятости  населения   13

Состояние занятости  в мире и в России   18

Индикаторы труда  в России в 2002—2010 гг.  23

Заключение

 


Информация о работе Безработица в обществе