Безработица как предмет социологического изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Я считаю, что тема безработицы довольно актуальна для любого современного государства, в том числе и Беларуси. Ведь безработица представляет собой огромную макроэкономическую проблему, влияющую на жизнь каждого человека. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Потеря работы для большинства означает, прежде всего, снижение жизненного уровня. Социологи изучают этот вопрос не только для определения причин безработицы, но и для совершенствования государственной политики, которая в силах, так или иначе, влиять на занятость населения. Занятость и безработица населения могут изучаться в различных аспектах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………
Безработица как социальный феномен……………………….
Виды безработицы и ее формы………………………………..
Причины возникновения безработицы и ее последствия…..
Возможности социального изучения актуальных проблем, связанных с безработицей……………………………………..
Заключение …………………………………………………….….
Список литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

моя курсовая готовая.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА 1:        Численности безработных, зарегистрированных

                              в органах по труду, занятости и социальной защите [15].

 

 

Численность безработных на конец марта 2009 г.

Март 2009 года, тыс.чел

Уровень безработицы на конец марта 2009 г., в %

Тыс.

Человек.

 

Март 2008 г.

в %.

Февраль 2009,

 в %

Зарегистрировано

безработн.

Трудоус-троено безработн.

РБ

43,9

89,8

103,4

20,2

11,3

1,0

Брестская

7,4

84,8

100,8

3,0

1,8

7,4

Витебская

7,0

87,1

103,5

3,3

1,9

7,0

Гомельская

8,0

89,2

101,6

3,4

1,8

8,0

Гродненская

5,6

84,3

103,3

2,4

1,5

5,6

Г.Минск

4,8

132,9

108,7

2,0

0,7

4,8

Минская

5,8

88,3

99,8

3,2

2,0

5,8

Могилевская

5,3

83,9

109,4

2,9

1,6

5,3


          На общественные работы в январе 2009 г. было привлечено 6,2 тыс. человек, из них 4,3 тыс. безработных, или 69% от числа привлеченных.

     Средний размер пособия  на одного безработного в январе 2009 г. составил 47,6 тыс. рублей, или  20,3% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

     На конец 2008 года  в общей численности зарегистрированных  безработных женщины составляли 60,7%, молодежь в возрасте до 30 лет  – 40,1%, сельские жители – 21,5%.

     Среди безработных  69,8% ранее работали по рабочим профессиям, 17,1% – на должностях служащих, 13,1% – не работали и ищут работу впервые.

Общее среднее образование имели 39,6% безработных, высшее и среднее  специальное образование – 25,9%, профессионально-техническое  образование – 23%, общее базовое образование – 11,5% безработных.

     Почти каждый третий  безработный (32,3%) был уволен по  собственному желанию или соглашению  сторон, 4,2% – уволены за нарушение  трудовой дисциплины, 3,5% – высвобождены  при ликвидации организаций или  по сокращению численности. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 3,1% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования – 2,3% [15].

 

 

   По предварительным данным Минтруда, состав безработных по категориям на 1 апреля 2009 года отражен на схеме 1 [16]

Схема 1.

 

 

Основные показатели

Государственной программы  выполнены.

     По оперативным данным, в 2008 году создано 162,7 тыс. рабочих мест (105 процентов к заданию), в том числе с оказанием бюджетной ссуды – 3,5 тыс. рабочих мест.

     На созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 199,3 тыс. человек, из них 130,6 тыс. – безработных (соответственно 110,7 и 104,4 процента).

     Приоритетное внимание уделялось содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Трудоустроено на постоянную работу 23,2 тыс. граждан данной категории.

     За 2008 год в органах по труду, занятости и социальной защите зарегистрировано в качестве безработных 4,5 тыс. инвалидов, оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек трудоустроено в счет брони приема на работу, на профессиональное обучение направлено 463 инвалида. Организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов (128,8 процента к заданию программы), из них 120 инвалидов, или 23,6 процента проходили ее в г. Минске.

     В 2008 году компенсированы затраты из средств Фонда социальной защиты населения нанимателям за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов на сумму более 2,5 млрд. рублей.

     Финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств оказана 2695 безработным для организации собственного дела (107,4 процента).

    Для информирования населения о наличии свободных рабочих мест в агропромышленном комплексе республики, в том числе с предоставлением жилья, на Интернет-сайте Министерства создана и постоянно актуализируется автоматизированная информационная система «Общереспубликанский банк вакансий (свободных рабочих мест)».

     Для дополнительного стимулирования граждан, переезжающих на постоянное место жительства и работы в сельскую местность из городов, и частичной компенсации их затрат на переезд  увеличен размер денежных выплат с пяти до семи бюджетов прожиточного минимума на безработного. Кроме того, выплачивается один бюджет прожиточного минимума на каждого члена семьи безработного.

     Количество семей, переселившихся из города в село, увеличилось с  73 семей  в 2007 году до  102  семей в 2008 году.

     Реализация вышеперечисленных активных мер содействия занятости населения позволила снизить  количество безработных из числа жителей сельской местности  с 9143 человек на начало 2008 года до 8029 человек на конец года (на 12 процентов).

     Государственной программой содействия занятости населения на 2009 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. №1640, определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения и предусмотрен комплекс мер на 2009 год [14].

 

 

 

Заключение

     Таким образом, высокий уровень безработицы - одна из острейших проблем современного общества, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны. Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

   Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

    Если вникнуть в суть безработицы, то можно с сожалением утверждать: когда трудовые ресурсы страны используются не полностью, - экономическая система функционирует неэффективно, следовательно, не достигает границ своих производственных возможностей, а значит, ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи. Последствия безработицы ложатся тяжелым бременем на все население страны, нанося колоссальный ущерб жизненным интересам людей и системе общественных ценностей [4, с.359].

    Но, удивительным, однако, является вывод экономической науки, безусловно признающей безработицу как несущую неисчислимые бедствия трудящемуся по найму населению и огромные издержки обществу в целом, а именно вывод о том, что рыночная экономика не может существовать без безработицы – этой циркулирующей части рынка рабочей силы, обеспечивающей:

  • своеобразный обмен между действующими структурами экономики;
  • трудовой резерв в ходе циклических колебаний, ту самую резервную армию труда, без которой невозможно развитие и усложнение рыночных структур;
  • наличие сферы переподготовки, перепрофилирования наемных работников для адаптации их структурно-отраслевой рыночной экономики [6, с.57].

 

 

Список литературы

 

  1. Арещенко В.Д., Дрозд С.С., Болтрушев Г.К. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии. Учеб. пособие. – М., 1992
  2. Генкин Б.М.

     Экономика и социология труда. Учебник для вузов по экономике

      / Б.М.Генкин -  5-е изд., дополненное. – М., Норма, 2005.- 402 с.

  1. Закон «О занятости населения Республики Беларусь»
  2. Лемешевский И.М.

    Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное

    пособие для студентов экономических специальностей высших

    учебных заведений. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576с.

  1. Маркович Данило, Ж. Социология труда: Учебник. – М.: Издат-во РУДН, 1997 г. – 512 с.
  2. Павленко В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 368 с.
  3. Ромашов, О.В. Социология труда: Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с.
  4. Соколова Г.Н. Занятость и безработица в Беларуси: проблемы социального регулирования.//Общество и экономика. - 1999.- № 1.- С.125-140.
  5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.Н.Соколова, О.В.Тощенко. – Минск: Книжный дом, 2003. – 1312 с.
  6. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н.Данилова. – Минск: Бел Эн, 2003г. -  738 с.
  7. Республика Беларусь в цифрах. – Минск, 2001.
  8. Труд и занятость. Стат. сборник. – Минск, 2001.
  9. Экономика и социология труда/ Под ред. Б.Ю.Сербинского и В.А.Чуланова. – Ростов-на-Дону, 1999. – 314 с.
  10. http//mintrud.gov.by/
  11. http//belstat.gov.by/



Информация о работе Безработица как предмет социологического изучения