Безработица как предмет социологического изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Я считаю, что тема безработицы довольно актуальна для любого современного государства, в том числе и Беларуси. Ведь безработица представляет собой огромную макроэкономическую проблему, влияющую на жизнь каждого человека. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Потеря работы для большинства означает, прежде всего, снижение жизненного уровня. Социологи изучают этот вопрос не только для определения причин безработицы, но и для совершенствования государственной политики, которая в силах, так или иначе, влиять на занятость населения. Занятость и безработица населения могут изучаться в различных аспектах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………
Безработица как социальный феномен……………………….
Виды безработицы и ее формы………………………………..
Причины возникновения безработицы и ее последствия…..
Возможности социального изучения актуальных проблем, связанных с безработицей……………………………………..
Заключение …………………………………………………….….
Список литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

моя курсовая готовая.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

     Во-вторых, зная размеры ущерба от безработицы, каждый работодатель не будет чувствовать себя свободным от этого ущерба.

     В-третьих, необходимо, чтобы каждый работник службы занятости имел достаточно полное представление о разнообразии и размерах ущерба от безработицы и прилагал все свои силы, знания в трудоустройстве безработного, с которым ему постоянно приходится иметь дело.

     В-четвертых, последствия от безработицы нужно изучать, чтобы определить его структуру, выявить те виды ущерба, которые поддаются количественному измерению [6, с.89].

      Наконец,  история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным, экономическим  и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Возможности социального изучения актуальных проблем, связанных с безработицей

     Активная  политика занятости проявляется  в изучении и решении проблем  связанных с безработицей. Она  направлена на помощь в трудоустройстве, содействии в профессиональной подготовке и переподготовке, помощи людям, испытывающие трудности в трудоустройстве и многое другое.

     Проблема уменьшения количества безработных граждан на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем, как для процветающих государств, так и для развивающихся. Об этом свидетельствуют существующие практически во всех странах учреждения специализирующиеся на помощи безработным, социальные программы и пр. В нашем государстве ликвидация безработицы является одной из приоритетных программ по развитию государства, и региональные управляющие органы постоянно отчитываются о проделанной работе такого рода.

     Помощь в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Информация о рынке труда сообщается населению через различные публикации, благодаря организации бирж труда и т.д. [2, с.362]. Помощь в трудоустройстве обеспечивается на основе Закона о занятости населения.

     Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Это обусловлено прежде всего высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации.

     Содействие  самозанятости и предпринимательству  направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и других это направление в наибольшей мере соответствует сути активной политики занятости.

     Содействие  в занятости групп населения  актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.

     Существуют  также проблемы включения в трудовой процесс, так как возросло значение обучения как подготовки к труду, а также значение профессиональной ориентации. В современном обществе процесс изменения профессий происходит под воздействием прогресса в области техники и технологии, который ведет к изменениям в качестве знаний, необходимых участникам трудового процесса. Технический прогресс увеличил число работ, которые требуют  от работника не только определенных способностей, но и  большей специализации и более высокого уровня профессиональной подготовки. Чтобы профессиональная ориентация отвечала своим целям, необходимо создать такие условия, при которых она сможет охватить развитие личности в целом, со всеми ее изменениями. Профессиональная ориентация должна быть направлена на то, чтобы помочь и молодежи, и людям старшего возраста, а особенно женщинам, развиваться в профессиональном отношении гармонично и соответственно производственным потребностям на протяжении всей их трудовой деятельности [5, с.305].

     Методы  борьбы с безработицей и ее  причинами определяет концепция,  которой руководствуется правительство  конкретной страны.

     Система  государственного регулирования представляет собой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных методов воздействия государства на процессы занятости населения.

 По форме участия  государства в регулировании  занятости можно выделить следующие методы:

  1. Законодательно-правовые.
  2. Социально-экономические.
  3. Административно-организационные.

     В последнее  время некоторые экономисты в  качестве самостоятельной формы стали выделять социально-психологические методы.

  Наиболее важным является законодательное регулирование занятости населения. Оно включает регламентацию отношений между работодателями и работниками по поводу найма, увольнения, оплаты и условий труда на основе закрепления в законодательном порядке организационных форм обеспечения занятости населения, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления различных уровней, предусматривает установление правового положения субъектов на рынке труда, закрепление льгот и гарантий для отдельных категорий населения    [2, с.364].

 Законодательное регулирование, прежде всего, основано на Конституции Республики Беларусь, которая юридически закрепляет право граждан на труд, выбор профессии, рода занятий и работы. Правовой базой регулирования трудовых отношений являются Трудовой кодекс, нормативно-законодательные документы по оплате и охране труда, договоры подряда, трудовые соглашения. Основным законодательным актом по регулированию занятости населения выступает закон "О занятости населения Республики Беларусь".

     В соответствии с Законом о  занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

Экономическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, направленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса [13, с.240].

Социальное регулирование направлено на формирование системы защиты трудовых прав граждан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального партнерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы страхования от безработицы. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, исключит ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы [13, с.241].

     Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  • Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
  • Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • Обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • Принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • Участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления.

     В соответствии с Законом “О занятости населения Республики Беларусь” предприятия и предприниматели обязаны “ежемесячно представлять Государственной службе занятости сведения о наличии свободных рабочих мест с указанием условий труда и его оплаты” [3] .     

     Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. анализ  и прогнозирование спроса и  предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей  о состоянии рынка труда;

2. учет  свободных рабочих мест и граждан,  обращающихся по вопросам трудоустройства;

3. консультация  обращающихся в службу занятости  трудящихся и работодателей о  возможностях получения работы  и обеспечения рабочей силой,  о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам;

4. оказание  помощи гражданам в выборе  подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая  их профессиональной подготовке, учитывающая  возраст, трудовой стаж и опыт по прежней  специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. организация  профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

6. оказание  услуг в профессиональной ориентации  и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

7. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

8. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

9. разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения [17].

 

Анализ приведенных  статистических данных

о безработице в  стране показывают следующее:

     В 2008 году, по оценке, в экономике республики было занято 4520,7 тыс. человек, что на 0,6% больше, чем в 2007 году. В общей численности занятого в экономике населения 3542,2 тыс. человек, или 78,4% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 141,1 тыс. человек.

     Организациями (кроме  субъектов малого предпринимательства  негосударственной формы собственности) в 2008 году было принято на работу 952,8 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 71,6 тыс., уволено по различным причинам 914,4 тыс. человек. Прием работников на 4,2% превышал их увольнение. Из общей численности уволенных 79% выбыло по собственному желанию и соглашению сторон, 7,3% – за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

     В 2008 году 140,9 тыс.  работников организаций (4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в 2007 году – 3,4%). В декабре 2008 г. по сравнению с ноябрем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась в 2,4 раза и составила 40 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась в 3,6 раза и составила 51,1 тыс. человек [14].

     Численность безработных,  зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец января 2009 г. составила 40,6 тыс. человек, что на 18,1% меньше, чем в январе 2008 г. и на 8,9% больше, чем в декабре 2008 г. Уровень зарегистрированной безработицы, по оценке, составил 0,9% от экономически активного населения (на конец января 2008 г. – 1,1%).

     В январе 2009 г. на  учет было поставлено 23,1 тыс. граждан,  обратившихся за помощью в  трудоустройстве, из них признано  безработными 17,9 тыс. человек, или  77,5% от числа обратившихся. Трудоустроено  за январь 2009 г. 10,8 тыс. человек, в том числе 8,8 тыс. безработных, или 81,8% от числа всех трудоустроенных.

     Данные о численности  безработных, зарегистрированных  в органах по труду, занятости  и социальной защите, по областям  и г. Минску приведены в таблице: (см.. таблица 1, с.23)

Информация о работе Безработица как предмет социологического изучения