Безработица как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ рынка труда, а также проблем безработицы и путей их решения.
Объектом исследования являются безработные.
Предметом исследования является социальная защита безработных.

Файлы: 1 файл

ДОК.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Закон РФ «О занятости населения Российской Федерации» определяет правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту.

Закон выделяет три большие категории граждан:

  • занятые граждане (ст.2);
  • те, кто не могут быть признаны безработными (данная категория является исключением из ст.2 ФЗ- п.3 ст.3);
  • безработные граждане (все остальные). Безработные граждане - это особый правовой статус граждан, который отвечает требованиям п.1 ст.3 ФЗ и не соответствует ст.2. Статус безработного незанятый гражданин получает только с момента регистрации его таковым органами службы занятости. Поэтому с правовой точки зрения можно выделить еще одну категорию граждан, как «незанятые». К сожалению, закон не выделяет данную категорию.

В соответствии с существующим законодательством  разрабатываются Программы содействия занятости населения. Цель данных программ - способствовать динамичному развитию рынка труда в условиях повышения  требований работодателя к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого  роста зарплаты и эффективному его  функционированию путем оперативного обеспечения граждан работой, а  работодателей - необходимой рабочей  силой.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современная ситуация на рынке  труда.

 

2.1. Деятельность социальных служб по защите безработных.3

 

Безработица, как свидетельствуют многие социологические  и социально- психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп  и слоев, для семей, для каждого  человека.4Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д.

Люди  остро переживают невостребованность своих знаний, производственного  опыта, переход из одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы  основные психологические качества безработного: невысокий уровень  социальной смелости, уступчивость комфортность, пессимистичность и осторожность в  поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное  состояние.

Поэтому главным в социальной политике является (т.е. должно быть) предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием  общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость  в пределах 2-5%. Хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяется программа социальной защиты и т.д.

По статистическим данным на конец января 2009 года безработица  в РФ составила 6,1 млн. чел., официально безработными было признано 1млн. 708тыс. чел. Если исходить из того, что экономически активное население составляет 75млн.700тыс.чел. то уровень безработицы составляет 8.1%. Это значительно превосходит нормативную безработицу.

Местные власти, руководители предприятий и  учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже  выше мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий  населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий  день, неполная рабочая неделя), практикуются и отпуска без сохранения заработной латы, оказание финансовой помощи для  развития самозанятости, предпринимательства, а так же новых форм занятости, установление квоты приема отдельных  категорий населения (молодежи, инвалидов  и т.д.) на предприятиях. Очень важна  такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятия, создающим дополнительные рабочие  места для женщин и молодежи, других категорий граждан.

Используется  проведение общественных работ для  отдельных категорий населения (освобожденных  из мест заключения, бомжей и т.д.) как  правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной  профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах и т.д. Их финансируют  предприятия, для которых выполняются  эти работы, а так же используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

В связи  с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты  службы занятости. Они имеют разветвленную  сеть. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы  службы занятости подчиненные в  своей деятельности вышестоящим  органам службы занятости и соответствующим  органам исполнительной власти. Они  финансируются за счет средств фонда  занятости.

Службы  занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и  рекомендациями, разработанными и принятыми  МОТ, созданной в 1991г. и соответствующими законами и нормативными актами РФ.

Центы занятости  всех уровней (типов) решают следующие  основные задачи: сбор и распространение  информации о спросе и предложении  на местном рынке труда; консультирование работников по вопросам профессионального  обучения и трудоустройства; профессиональная ориентация всех групп населения; выплата  пособий по временной не занятости; Консультирование предпринимателей по вопросам занятости и использования  рабочей силы; оказание помощи в  кадровом планировании предприятий; организация  переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Служба  занятости обязана принять решение  о признании гражданина безработным  не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке  за последние 2 месяца по последнему месту  работы.

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями  в экономике, закрытием или перепрофилированием  производства закон предусматривает  сохранение стажа и среднего заработка  в период трудоустройства, но не более  трёх месяцев.

Ситуация  на рынке труда усложняется. Высвобождение  большого числа работников, конверсия  военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений  на первый план выдвигают следующие  задачи: оказание этим категориям населения  социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональную ориентацию с другой.

В настоящее  время основная цель пофориентационной  работы службы занятости – содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места  работы с учётом их личных интересов  и потребностей рынка труда путём  профессионального и информационного  консультирования, психологической  поддержки.

Профотбор проводится в целях выявления  лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С  помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также  с использованием банковых психологических методик определяются возможности личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определённым критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

В некоторых  центрах занятости проводятся так  называемые ярмарки учебных мест для молодёжи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приёма, сведения о факультетах  и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находя ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов  и других специалистов.

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет  снизить общий уровень социальной напряжённости, повысить уровень социальной адаптации у населения к современным  условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создана в 1991 году  на основе закона «О занятости населения» Государственная  служба занятости.

Помощь  государственной службы занятости  осуществляется преимущественно по двум направлениям:

1. Через  государственную поддержку материальных  источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;

2. Через  трудоустройство тех безработных,  которые к этому способны и проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность.

Созданная в 1993 году в соответствии с Законом  РФ «О занятости населения» (1991 г.), Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗ) включает Государственный комитет по занятости, Государственные комитеты по занятости республик в составе РФ, Центров занятости в других субъектах Федерации и Центров занятости в районах и городах. Подразделения службы занятости в пределах своей компетенции разрабатывают и осуществляют программы занятости с участием представителей организаций предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся5.

Деятельность  органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета.

По положениям данного приказа  средства направляются, в частности,1на:

— мероприятия  по профориентации, профподготовке и  переподготовке безработных;

— организацию  общественных работ;

— выплаты  пособий по безработице, компенсацию  материальных затрат безработным в  связи с их добровольным переездом  в другую местность по предложению  службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а  также тем безработным, которые  потеряли право на пособие по безработице  в связи с истечением установленного срока его выплаты;

— мероприятия  по сохранению, созданию новых рабочих  мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся  в социальной защите (инвалиды беженцы  и пр.), по развитию предпринимательской  деятельности безработных  др.

Служба занятости выполняет  следующие функции:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.
  4. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  6. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
  7. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  8. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости,  определяют тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места,  заключают с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
  9. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
  10. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
  11. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  12. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  13. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  14. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения6.

Информация о работе Безработица как объект социальной работы