Анкетирование и интервьюирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:11, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является разностороннее рассмотрение опросных методов «анкетирование» и «интервьюирование» как наиболее часто используемых в исследовательской практике для изучения особенностей социально-экономических и политических процессов. Задачи:
Изучить проблему использования опросных методов для исследования социально-экономических и политических процессов; Охарактеризовать опросные методы исследования «анкетирование» и «интервьюирование»; Рассмотреть требования к использованию опросных методов; Сделать выводы об особенностях и целесообразности использования рассмотренных опросных методов в ходе исследования социально-экономических и политических процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика опросных методов 5
2. Анкетирование как форма письменного опроса 8
3. Интервьюирование как форма устного опроса 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

реферат. Анкетирование и интервьюрирование 57%.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Интервью может быть стандартизированное, когда все вопросы сформулированы заранее; нестандартизированное – вопросы формулируются    ходе интервьюирования; полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью26. Методика нестандартизированного интервью характеризуется особой гибкостью и варьированием в свободных пределах. Интервьюер при этом может руководствоваться только общим планом опроса, задавая вопросы в соответствии с данной конкретной ситуацией и ответами респондента27.

Раскрывая специфику данного исследовательского инструмента, многие авторы28293031 указывают, что интервью отличается от обычного разговора тем, что его содержание разворачивается вокруг довольно узкой темы, касающейся опыта, мнения, отношения респондента. Особенностью интервью является также специфическое распределение ролей и обязанностей между интервьюером и респондентом. Это связано с асимметричностью позиций партнеров: исследователь выступает, как правило, в роли задающего вопросы и слушающего, а его собеседник в роли отвечающего.

В отличие от других методов социологического обследования, содержанием которых также выступают получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика интервью заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это важное преимущество данного метода, позволяющее исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это, прежде всего невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им информацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и т. п.

В то же время наличие  непосредственного контакта при  проведении беседы значительно усложняет  ситуацию опроса для самого исследователя, поскольку предъявляет существенно  более высокие требования к его  профессиональной квалификации, чем, например, заочное анкетирование.

Успешное интервью базируется на основе использования обширных знаний, актуализации определенных установок, способностей и особых умений, определяющих эффективность процесса взаимодействия исследователя с респондентом. Одной из необходимых способностей, требуемых от исследователя при проведении интервью, является умение создать психологический климат, содействующий легкому протеканию процесса коммуникации. Большую роль при этом могут играть особенности личности самого исследователя: коммуникабельность, сензитивность, «направленность на другого», тактичность и др.

Помимо названных выше способностей к профессионально  важным качествам, определяющим успешность проведения интервью, относятся следующие3233:

  • способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста;
  • умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов;
  • умение увидеть и учесть факторы, которые  вызывают защитную реакцию респондента, препятствуют его включенности в общее направление взаимодействия;

Вопрос является основным элементом беседы и главным средством получения необходимой информации от респондента.

В интервью процедура «спрашивания» не сводится только к технике опроса. По существу, формулирование каждого вопроса является для исследователя своеобразной мини-задачей, успешное решение которой возможно лишь при учете множества факторов и их тончайших оттенков, составляющих целостную ситуацию беседы.

Рассматривая различные  характеристики вопросов34, в числе первых выделяют такой параметр, как открытость—закрытость.

Закрытыми являются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ, испытуемый должен выбрать тот, который в большей степени подходит ему и соответствует его мнению. Примеры таких ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать».

Открытыми называют вопросы, которые предполагают ответ, который дается в относительно свободной форме, избираемой самим испытуемым. Ответы на такие вопросы обычно подвергаются качественному, а не количественному рассмотрению.

Вторым важным параметром вопроса является мера его непосредственной направленности на интересующий исследователя предмет. С этой точки зрения различают прямые, косвенные и проективные вопросы.

Прямые вопросы непосредственно направлены на выяснение исследуемого предмета. Открытые прямые вопросы используются, как правило, для получения фактической информации и при изучении простых установок и отношений.

Косвенные вопросы используются для изучения эмоциональных реакций и отношений в тех случаях, когда существует опасность внушающего воздействия на человека при прямом опросе или когда можно прогнозировать возникновение защитных реакций и искаженных ответов при обсуждении тем, связанных с культурными нормами и табу.

Проективные вопросы в еще большей мере маскируют преследуемую исследователем цель. Для этого респондента просят сообщить не о своих собственных переживаниях, а проинтерпретировать чувства и предсказать действия гипотетического человека. Обычно в вопросах этого типа конкретная ситуация используется для выявления общих установок отвечающего35.

Следует иметь  в виду, что существенный недостаток интервьюирования – его низкая оперативность, существенные временные  затраты, необходимость большого числа  опрашивающих, невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых  опросов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщив  материалы  по рассмотрению проблемы использования  опросных методов для исследования социально-экономических и политических процессов, можно сделать вывод, что опрос – устное или письменное обращение исследователя к респондентам с целью получения информации по изучаемой проблеме – весьма распространенный и эффективный метод исследования.

Качество результатов любого опроса напрямую зависит от соблюдения требований к проведению данной совокупности методов, в т.ч. от оптимальности выбора формы опросного метода и условий его проведения, от компетентности исследователя и грамотного подбора группы респондентов, от оптимальной мотивации респондентов и создания благоприятной психологической атмосферы во время опроса и т.д. Такие требования достаточно подробно описаны в социологической литературе.

Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса целесообразно  использовать, в первую очередь, в тех случаях, когда при изучении социально-экономических и политических процессов недостаточно документальных источников (или они не дают должного ответа на вопрос исследования), или когда предметом изучения являются элементы общественного или личного сознания (отношение, мотивы и т.п.), а также в качестве дополнительного метода.

Таким образом, оба метода приемлемы для проведения исследования в области социально-экономических и политических процессов и явлений, но требуют обязательного соблюдения требований к их проведению. Кроме того, исследователь должен обязательно поставить цель исследования, грамотно определить выборку, сформулировать гипотезу. Если исследователь не чувствует уверенности в своих профессиональных способностях для проведения интервьюирования, лучше выбрать метод анкетирования или привлечь специалиста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. – М.: «Социолог», 1993. – 149 с.
  2. Богачкина Н.А.  Психология. Конспект лекций. – М., 2007. – 160  с.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.
  4. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005. – 632 с.
  5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999. – 624 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник. – 2004. – 384 с.
  7. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
  8. Алехин Э.В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие. – Пенза, 2008. – 160 с.
  9. Макарова Л.С., Круковер В.И. Практическая социология. – М.: "Гамма пресс-2000", 2003. – 270 с.
  10. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  11. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с. (115 – 128)
  12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с.
  13. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 364 с.
  14. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.:ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.
  15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

1 Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 364 с.

2 Алехин Э.В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие. – Пенза, 2008. – 160 с.

3 Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. – М.: «Социолог», 1993. – 149 с. (Стр. 42)

4 Макарова Л.С., Круковер В.И. Практическая социология. – М.: "Гамма пресс-2000", 2003. – 270 с.

5 Гидденс Э. Социология. – М .: УРСС, 2005. – 632 с. (С. 474 – 477)

6 Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.:ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.

7 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999. – 624 с.

8 Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.:ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.

9 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с. (Стр. 146 – 150)

10 Богачкина Н.А.  Психология. Конспект лекций. – М., 2007. – 160 с.

11 Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

12 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник. – 2004. – 384 с.

13 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

14 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с. (Стр. 146 – 150)

15 Зимняя И.А Педагогическая психология. Учебник. – 2004. – 384 с.

16 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

17 Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

18 Гидденс Э. Социология. – М .: УРСС, 2005. – 632 с. (С. 474 – 477)

19 Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

20 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.  – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

21 Алехин Э.В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие. – Пенза, 2008. – 160 с.

22 Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.:ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.

23 Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

24 Алехин Э.В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие. – Пенза, 2008. – 160 с.

25 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник. – 2004. – 384 с.

26 Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. – 2007. – 160 с.

27 Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.:ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.

28 Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.:ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.

29 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник. – 2004. – 384 с.

30 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник. – 2004. – 384 с.

31 Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

32 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с. (115 – 128)

33 Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

34 Алехин Э.В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие. – Пенза, 2008. – 160 с.

35 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с. (115 – 128)


Информация о работе Анкетирование и интервьюирование