Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:07, доклад
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения.
Анализ удовлетворенности потребителей
ГБОУ СОШ № 877
образовательным процессом за 2011-2012г.
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения. Некоторые объективные составляющие качества образования могут быть более актуализированы в сознании человека, другие менее, третьи совсем не актуальны в силу опыта, культурного капитала, ценностных предпочтений. Субъективные оценки важны уже в силу того, что они могут быть дифференцированы по регионам, социальным и демографическим группам и позволяют составить объёмную картину образовательных потребностей общества. Поэтому качество образования – это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
Для определения степени 
удовлетворенности 
На протяжении нескольких лет в нашей школе периодически проводиться анкетирование родителей и учащихся всей школы. Результаты анкетирования являются барометром удовлетворенности образовательным процессом, они доводятся до преподавателей школы, обсуждаются на педсоветах, дают возможность наметить дальнейшее движение развития учебного процесса
Результаты анонимного анкетирования учащихся
В марте 2011 года в ГБОУ СОШ № 877 было проведено анонимное анкетирование обучающихся 2-11 классов с целью определения их уровня удовлетворенности качеством школьного образования.
Опрос проводился на основании выборки, в состав которой вошли учащиеся 2-11 классов. Всего участие приняли 150 школьников.
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса
(бланк анкеты - приложение № 2).
     Результаты анонимного опроса показали 
в целом удовлетворенность     
учащихся образовательным процессом  
и комфортность обучения в школе среди 
2-11 классов (выборочно). От 64 % до 100 % учащиеся 
выразили доверие преподавательскому 
составу . От 68 %до 93% учащихся в трудную 
минуту могут обратиться к школьному учителю 
за советом. От 45,5% до 80% могут свободно 
высказать свое мнение на уроке. От 72 % 
до 94,5%  испытывают уважительное отношение 
учителей. От 79 % до 93,5% учащихся не имеют 
конфликтов с учителями. К 69 % до 92%   
учащихся учителя обращаются по имени. 
От 84 % до 93% учащихся считают школу безопасным 
местом, где можно себя комфортно чувствовать. 
От 84 % до 100% в зависимости от возраста 
и класса любят свою школу и гордятся тем, 
что учатся в ней. Но есть позиции,  исследование  
которых требует более внимательного 
отношения и дополнительного изучения. 
Это вопрос о самостоятельных и контрольных 
работах. От 24 % до 58 %учащихся испытывают  
усталость из-за множества контрольных 
и самостоятельных работ. Этот вопрос 
рассматривался на педсовете и поставлен 
на контроль. 
Анализ анкетирования в % среди учащихся
2-11 классов (выборочный) показал следующее:
№  | 
  Вопросы анкетирования  | 
  ДА  | 
  НЕТ  | 
  НЕ ЗНАЮ  | 
1  | 
  Я иду в школу с радостью.  | 
  79 %  | 
  8%  | 
  13%  | 
2  | 
  К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации.  | 
  68%  | 
  4%  | 
  28%  | 
3  | 
  На уроке я могу всегда свободно высказать своё мнение.  | 
  86%  | 
  2%  | 
  12%  | 
4  | 
  В школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему.  | 
  62%  | 
  28%  | 
  10%  | 
5  | 
  На уроке учитель оценивает мои знания, а не мое поведение.  | 
  72%  | 
  12%  | 
  16%  | 
6  | 
  Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.  | 
  54%  | 
  36%  | 
  10%  | 
7  | 
  На каникулах я скучаю по школе.  | 
  39%  | 
  19%  | 
  42%  | 
8  | 
  В школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей.  | 
  12%  | 
  73%  | 
  15%  | 
9  | 
  На уроке учитель обращается ко мне по имени.  | 
  83%  | 
  17%  | 
  -  | 
10  | 
  Я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую»  | 
  84%  | 
  9%  | 
  7%  | 
11  | 
  У меня есть желание и потребность участвовать в школьных делах  | 
  69%  | 
  22%  | 
  9%  | 
12  | 
  У меня часто бывают конфликты с учителями  | 
  8%  | 
  82%  | 
  10%  | 
13  | 
  В моей школе замечают мои успехи, когда я делаю что-то полезное и важное для нее.  | 
  63%  | 
  7%  | 
  30%  | 
14  | 
  Я часто испытываю усталость в школе из-за множества самостоятельных и контрольных работ в один день  | 
  38%  | 
  27%  | 
  35%  | 
15  | 
  Я люблю свою школу и горжусь, что учусь в ней.  | 
  82%  | 
  3%  | 
  15%  | 
 
                
Результаты анонимного 
В феврале 2011-2012 учебного года было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом, качеством школьных образовательных услуг, оказываемых в ГБОУ СОШ № 877.
Целью исследования было 
изучение удовлетворённости  родителей 
качеством образовательных услу
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса (бланк анкеты - приложение №1).
Выводы о степени 
удовлетворённости родителей 
Критерий качества образования  | 
  Положительная оценка респондентов  | 
  Отрицательная оценка респондентов  | 
Родители  | ||
Психологический климат  | 
  1.Преобладание положительных 
  эмоций от нахождения в школе 
  (гордость за ребёнка,  2.Уважительное отношение учителей к ребёнку. 3.Наличие у ребёнка друзей в школе 4.Наличие условий для занятий ребёнка спортом и творчеством. 5. Достаточная информированность о деятельности школы.  | 
  1.Частые жалобы на недомогание и плохое самочувствие учащихся во время учебного процесса. 2.Отсутствие контактов с педагогами у каждого пятого родителя.  | 
Профессиональная подготовка педагогов  | 
  1.Наличие большого 
  авторитета у некоторых  2.Уважительное отношение   3. В большинстве случаев 
  учителя прислушиваются к   | 
  1. Не всегда объективно  
  и справедливо происходит  2. Недостаточно учитываются 
  индивидуальные особенности   | 
Качество знаний учеников  | 
  1. Подбор необходимых 
  методов  обучения и   2.Включение качества 
  знаний в число базовых   | 
  1.Неоднозначная оценка 
  предметной подготовки   | 
Качество материально-  | 
  1.Использование на 
  уроках современных   | 
  1. Около 30% опрошенных 
  родителей считают, что школа 
  имеет недостаточную   | 
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (см.анкеты)
Критерий качества образования  | 
  Положительная оценка респондентов  | 
  Отрицательная оценка респондентов  | 
Родители  | ||
Психологический климат  | 
  94 %  | 
  6 %  | 
Профессиональная подготовка педагогов  | 
  86 %  | 
  14 %  | 
Качество знаний учеников  | 
  81 %  | 
  19 %  | 
Качество материально-  | 
  82 %  | 
  18 %  | 
Общие выводы и тенденции
В целом по результатам 
анкетирования потребителей образовательных 
услуг  наблюдается тенденция 
удовлетворенности качеством 
Вопрос утверждение к учащимся 2-11 классов из анкетирования
«Я люблю свою школу и горжусь, что учусь в ней» ответили «да» в %
Из результатов анкетирования можно сделать вывод о достаточно высокой степени удовлетворенности образовательными услугами, но образовательный процесс не стоит на месте, он требует постоянного движения, развития, анализа , контроля, самоконтроля, в котором положительную роль играет регулярное анкетирование всех участников образовательного процесса.
В качестве общих рекомендаций по повышению удовлетворённости качеством образования приведём изменения, необходимость которых была озвучена респондентами в настоящем исследовании:
Заместитель директора школы по УВР А.Ш.Сидельникова
Приложение №1
Анкета для родителей 
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, 
вашим мнением об образовательном процессе 
в школе. Прочитайте внимательно каждое 
утверждение. Каждое из положений анкеты 
просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:
ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ:
Вопросы | 
  Да | 
  Нет | 
  Трудно сказать | 
1.Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: · Уровнем преподавания;  | 
  |||
· Организацией школьного быта;  | 
  |||
· Питанием в школе;  | 
  |||
· Состоянием школьных помещений;  | 
  |||
· Оформлением классов;  | 
  |||
· Материально-техническим обеспечением школы;  | 
  |||
· Отношениями между школьниками в классе;  | 
  |||
· Вашими отношениями с педагогами;  | 
  |||
· Вашими отношениями с администрацией;  | 
  |||
· Отношениями вашего ребенка с педагогами;  | 
  |||
· Отношением вашего ребенка к школе в целом  | 
  |||
2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?  | 
  |||
3. Получаете ли вы 
  достаточную информацию об   | 
  |||
4.Узнаете ли вы что-нибудь 
  важное о личности вашего   | 
  |||
5.Может ли ваш ребенок 
  сказать: «Моя школа лучше   | 
  |||
6.Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?  | 
  |||
7.Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?  | 
  
8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?