Зрелища и представления в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается тема зрелищ и представлений в Древнем Риме, их место в римском обществе. Мы поэтапно рассмотрим все виды представлений и общественных игр, которые устраивались в Античном Риме. Главная задача этого исследования состоит в том, чтобы подробнее познакомиться с культурой Древнего Рима и менталитетом его жителей, оценить уровень их нравственности.

Содержание работы

1. Введение.
2. Игры и представления.
2.1. Цирковые игры.
А) Возникновение цирковых игр.
Б) Возницы.
В) Цирковые Игры. Бега на колесницах.
В) Устройство цирка.
2.2. Сценические представления.
А) Римский театр. История и развитие Римского театра.
Б) Здания Римского театра.
2.3. Гладиаторские бои.
А) История возникновения гладиаторских сражений.
Б) Гладиаторы. Школа гладиаторов.
В) Гладиаторские бои.
Г) Амфитеатры.
2.4. Игры на стадии.
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

 

План.

 

1. Введение.

2. Игры  и представления.

2.1. Цирковые  игры.

А) Возникновение  цирковых игр.

Б) Возницы.

В) Цирковые Игры. Бега на колесницах.

В) Устройство цирка.

2.2. Сценические  представления.

А) Римский театр. История и развитие Римского театра.

Б) Здания Римского театра.  

2.3. Гладиаторские  бои.

А) История возникновения  гладиаторских сражений.

Б) Гладиаторы. Школа гладиаторов.

В) Гладиаторские  бои.

Г) Амфитеатры.

2.4. Игры  на стадии.

3. Заключение.

 

 

1.Введение.

 

В данной работе рассматривается тема зрелищ и представлений в Древнем Риме, их место в римском обществе. Мы поэтапно рассмотрим все виды представлений и общественных игр, которые устраивались в Античном Риме. Главная задача этого исследования состоит в том, чтобы подробнее познакомиться с культурой Древнего Рима и менталитетом его жителей, оценить уровень их нравственности. В настоящее время существует множество исторической литературы, которая позволяет нам окунуться в повседневную жизнь античного общества. Авторы достаточно подробно описывают, что и как происходило в те времена: историю возникновения различных видов представлений, как проходили те или иные зрелища, что происходило на сцене в зрительном зале. Порой, как раз реакция зрителя на происходящее имеет большее значение. Ведь узнав о том, как зритель относится к тем или иным представлениям, что представляет для него наибольший интерес, можно понять характер общества в целом. Так, в изученной мной литературе этот аспект освещается довольно широко. Помимо этого, немалый интерес представляет значение общественных игр и представлений и в политической жизни Древнего Рима, и этой темы авторы тоже касаются и, возможно, даже придают ей особое значение. Тема представлений и зрелищ и в наши дни является актуальной. Ведь, не смотря на то, что за многие века общество претерпело множество изменений и жизнь в наше время, казалось бы совсем другая, люди все так же стремятся удовлетворить свою потребность в зрелищах и ярких впечатлениях, и в наших умах звучит все тот же призыв, написанный еще в те далекие времена: «Хлеба и зрелищ!». Так вот, что этот призыв означал для человека, живущего когда-то в Древнем Риме, мы и попытаемся понять в данной работе.

 

2. Игры  и представления.

 

Ни для кого не секрет, что зрелища и представления  составляли неотъемлемую часть жизни древних римлян. Посещение различных общественных игр и представлений составляло чуть ли не главное удовольствие римского народа. Не только мужчины, но даже женщины и дети присутствовали на этих зрелищах. Вспомнить хотя бы известное всем выражение, написанное когда-то Ювеналом: "Panem et circenses!", что в переводе с латинского означает: "Хлеба и зрелищ". "Римский народ одержим поставками продовольствия и зрелищами. В его глазах успешная организация спортивных состязаний и развлечений столь же веское доказательство хорошей деятельности правительства, как и серьезные государственные дела. Когда пренебрегают важными делами, возможен значительный ущерб, но гнев народа беду несет неизмеримо большую, если по вашей вине он ощутит нехватку развлечений. Группу, называемую Plebs Frumentaria, ублаготворяют от случая к случаю подарками. Их вручают отдельным людям поименно, но за представления страстно и агрессивно борются все, поскольку они приносят счастье каждому"1 - так Фронтон, друг и воспитатель императора Марка Аврелия, комментировал эту знаменитую теперь фразу, доводя до нас ее смысл. Изначально общественные игры устраивались как религиозные праздненства в честь известного божества, но со временем утратили свой религиозный характер. Игры по своим видам делились на:

 

а) цирковые, даваемые в цирке ludi circenses

б) сценические, даваемые в театре ludi scenici

в) гладиаторские, даваемые в амфитеатре ludi gladiatoriiх

Из сценических  представлений больше всего римляне  любили комедию, но еще больше их привлекали игры в цирке и в амфитеатре. Далее мы подробно рассмотрим все виды общественных мероприятий в Древнем Риме.

 

 

 

2.1. Цирковые игры.

 

Наиболее древние  из игр - Цирковые. Главное состязание Цирковых игр составляла гонка на колесницах. Обыкновенно Гонки устраивали в Большом Цирке (Циркус Максимус). Это был самый знаменитый и большой из римских ипподромов. Его расширили и украсили монументами в те времена, когда республиканский период уже близился к концу. Цирк, согласно расчетам, был 650 х 125 метров и имел гордый фасад из трех аркад, облицованных мрамором. Под арками толпились торговцы, разносчики, лоточники с едой, астрологи и продажные женщины.

Бега представляли собой часть государственных  торжеств по случаю религиозных праздников и потому сопровождались священными ритуалами в честь римских богов, чтобы обеспечить поддержку свыше городу и империи. Количество праздников быстро увеличивалось, поскольку императоры постоянно добавляли к ним торжества в связи со значительными событиями, как дома, так и за морями: от дня рождения императора до побед на границах, словом, всякий раз, когда могло понадобиться покровительство божества или следовало возвести благодарственные молитвы богам.

 

А) Возникновение цирковых игр.

 

В глубокой и  узкой долине между Авентином  и Палатином со времен незапамятных справлялся в честь бога Конса, охранителя сжатого и убранного хлеба, веселый сельский праздник, существенной частью которого были бега лошадей и мулов, находившихся под особым покровительством Конса, так как это были животные, свозившие урожай. Бега были не праздным развлечением, а религиозной церемонией, и ударение лежало именно на этом; кто победит, было не так уж важно. Эти бега оказались тем зерном, из которого развились «цирковые игры». Место, где происходили конские бега, римляне называли «цирком», имея в виду форму этого места (circus обозначает всякую фигуру без углов, будь то круг или эллипс).

 

Б) Возницы.

 

Главными действующими лицами в дни цирковых игр были возницы. Эта профессия чаще всего  переходила от отца к сыну. Иногда опытный кучер обучал юнца. Учиться этому делу следовало смолоду. «Кресцент, победитель в сотнях состязаний, выехал на арену в тринадцатилетнем возрасте, и ученик хранил благодарную память о своем воспитателе. Он рос среди конюхов и возниц, ловил их рассуждения и рассказы, их интересы заполняли его душу. Он знакомился с их мечтами, мыслями и желаниями в те годы, когда впечатления окружающего мира и его уроки врезываются в душу неизгладимо и на всю жизнь. Победа в цирке представляется ему пределом человеческих достижений; он не знает на земле славы ослепительнее, чем слава возницы-победителя. Конюшня для него — и родной дом, и школа жизни, и университет: здесь он изучает все тонкости и хитрости своего нелегкого ремесла, усваивает технический жаргон цирка и его идеалы. Они ограничены цирковой ареной: на беговой дорожке его ждет все, чем красна ему жизнь, — победный венок, неистовые рукоплескания многотысячной толпы, богатство, громкое имя, которое перекатится, может быть, даже за пределы Италии. Он ведет счет своим победам и наградам с точностью ученого педанта и увековечивает в длинных надписях виды упряжек, количество заездов, имена своих лошадей. Он упоен не только славой и успехом, он пьянеет от риска и опасности. Каждый раз, выезжая на арену, он выезжает на встречу со смертью; и его победа — это очередное торжество над ней. Гордость собой, удаль и молодечество переполняют его существо; он чувствует себя выше обычных людей и выше законов, которые для них, простых смертных, обязательны. Его нравственные понятия очень невысоки: чувство товарищества ему незнакомо и недоступно; товарищ по профессии для него только соперник, у которого надо вырвать победу, и он не задумывается над средствами, с помощью которых он ее вырвет, — собственная хитрость или помощь злых сил — не все ли равно? Важно победить».2

 

В) Цирковые Игры. Бега на колесницах.

 

Древним римлянам очень нравилось наблюдать цирковые представления, поэтому каждый раз  начало игр ожидалось ими с  нетерпением: «По мере приближения бегов город все больше и больше охватывался лихорадочным волнением. Повсюду происходили разговоры, споры, устраивались пари. Дело доходило до того, что обращались к прорицателям, чтобы узнать, кто возьмет приз. Думали, что разные колдуны действительно имели влияние на бег лошадей; поэтому на лошадей вешали звонки, чтобы оградить от всяких козней и чар. В день бегов уже на рассвете толпа начинала прибывать в цирк; многие целыми часами еще до зари простаивали перед входом».3

Перед началом  игр проходила религиозная церемония. Длинная процессия спускалась с Капитолия, пресекала форум и входила в цирк. Во главе ее шествовал магистрат, которому предстояло председательствовать на играх. Если это был жрец или консул, он становился на высокую колесницу в одежде триумфатора. Впереди него шел отряд музыкантов, а вокруг него шли его дети и клиенты. Процессия продвигалась под звуки флейт и труб. Изображения богов несли на носилках или на тронах или же ставили на роскошные колесницы, которые везли мулы, лошади или слоны, их сопровождали коллегии жрецов. В процессии несли также изображения обоготворенных императоров и членов императорской фамилии. Толпа продвигалась, рукоплескала, кричала, поручая себя благосклонности богов, которые проходили перед ней.

После этого  начинались бега. В начале Империи в день бывало 10, 12 бегов. В 37м году, при исключительных обстоятельствах, состоялось 20 бегов в первый день и 24 во второй. С тех пор это стало правилом, которое редко нарушалось. Колесницы были заражены парой или четверкой, иногда тройкой; искусные кучера охотно правили шестью, семью и даже восьмью лошадьми. Беговые колесницы были маленькие и очень легкие. Четверка запрягалась, как правило, в ряд. Возница правил лошадьми стоя. Он был одет в короткую тунику без рукавов цвета той партии, к которой он принадлежал; головной убор, напоминающий каску, покрывал его лоб и щеки - он должен был, в случае падения, смягчить силу удара. В руках он держал бич. Вожжи были привязаны к поясу. С ним был нож, которым он мог их обрезать в случае опасности.

В древние времена граждане не стыдились сами править колесницами, хотя иногда и поручали это рабам. Позднее ремесло возницы стало исключительно достоянием людей низкого звания. Впрочем, оно было довольно прибыльным. В самом деле, победителям давали не только пальмовые ветви и венки; они получали также деньги и драгоценные материи. Победитель получал в награду пальмовую ветвь и часто, кроме того, значительную сумму. Иногда посел игр предлагали народу угощение, раздавали ему подарки ( преимущественно в императорское время), чем страсть его к играм в цирке поддерживалась еще более.

Заведующий  играми подавал знак, бросая белый  платок на арену. Тотчас раскрывались ворота сараев, откуда колесницы устремлялись на ипподром поднимая облако пыли, хотя арену перед этим и поливали. Возница, наклонившись вперед, понукал своих лошадей криком. Надо было объехать круг семь раз, что составляло расстояние приблизительно семь километров. Наибольшую трудность составлял поворот обеих мет, поставленных на концах арены. Здесь нередко бывали несчастные случаи. Колесницы сталкивались друг с другом или же разбивались о мету, задерживая те, которые ехали за ними, и мало-помалу арена покрывалась обломками и окровавленными телами.

Самое интересное зрелище представляли собой сами зрители. На их лицах живо изображалось страстное внимание, с которым они следили за всеми перипетиями борьбы. Они били в ладоши и кричали не своим голосом, вскакивали с места, размахивая платками и тогами, ободряли, энергично жестикулируя, посылали по адресу неумелых возниц ругательства, вступали друг с другом в спор или же предавались необузданному ликованию победителей. Так продолжалось до самого вечера, за исключением четырех перерывов, из которых главный приходился на полдень.

Зрители группировались по цирковым фракциям и яростно поддерживали какой либо из четырех гоночных клубов: Белых, Красных, Синих или Зеленых. «Люди связали свои интересы с определенной «партией», переживали ее успехи и неудачи, как личные, собственные; «любили тряпку, благоволили к тряпке, и если в самый разгар состязаний состязающиеся могли бы обменяться своей цветной одеждой, то зрители обменяют и предмет своей горячей приязни и сразу покинут тех возниц и тех лошадей, которых они узнают издали, чьи имена они выкрикивают».4 Кажется его социальное и политическое напряжение большого города выплескивалось на гонках. Бега были раем для букмекеров: на каждый заезд заключались пари. Правая рука Августа, полководец Агриппа, изобрел способ утешения проигравших: он бросал в толпу зрителей полные кошельки, продукты и билеты вещевой лотереи, в которую можно было выиграть корабль, дом или ферму - неплохой утешительный приз.

 

Помимо соревнования на колесницах в цирке проходили  также и гимнастические состязания:

- бег в запуске cursus

- прыгание saltus

- борьба lucta

- кулачный бой pugilatus

- бросание диска discus

 

В) Устройство цирка.

 

По своему устройству Большой цирк представлял собой  прямоугольную арену. По всей ее протяженности  с обеих сторон были расположены  повышающиеся рядами места для публики. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота.

Любопытной  особенностью цирковой арены была спина  — широкая и невысокая каменная стена, которая, разделяла арену  на две половины. Тем самым спина  препятствовала произвольному переходу состязавшихся лошадей с одной части арены на другую. Стену украшали памятники — обелиски, статуи и небольшие статуи римских богов. Здесь же находилось и остроумное приспособление, благодаря которому зрители всегда знали, сколько заездов совершили уже колесницы. Об этом приспособлении следует рассказать несколько подробнее.

На поверхности  спины, около каждого ее конца, были сооружены постройки из четырех  колонн. На плоской крыше одной  из них покоилось семь металлических  позолоченных яиц, а на другой — столько же позолоченных дельфинов. Всякий раз, как передняя колесница завершала очередной заезд, снималось по одному яйцу и по одному дельфину. Такие «счетные единицы» были связаны, по понятиям римлян, с божествами, покровительствовавшими цирку, — Нептуном и братьями Диоскурами. Первому посвящались конные состязания вообще, так как полагали, что грозный бог морей владел самыми лучшими лошадьми, стремительно носившими его по водной глади. Кроме того, прямое отношение к Нептуну имели дельфины, которых считали олицетворением самого божества. Что же касается Диоскуров, то, согласно легенде, оба они родились из лебединого яйца, причем один из братьев, Кастор, прославился впоследствии как смелый укротитель диких коней, а другой, Поллукс,— как отважный кулачный боец.

Оконечности спины  представляли полукруглые поворотные столбы. Именно здесь от каждого  возницы требовалось больше всего  ловкости и выдержки: при приближении  к метам надо было убавить скорость ровно настолько, чтобы не промчаться мимо столбов, не зацепиться за них и не опрокинуться при резком повороте, а в случае падения — не быть растоптанным лошадьми соперников. Разумеется, у каждой меты можно было описать и большую дугу, но безопасность эту, приходилось оплачивать потерей нескольких секунд, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий противник. Чтобы возницы уже издали имели в виду опасную цель, к которой они направлялись, каждую мету украшали три высокие позолоченные колонны конических форм.

 

 

 

 

2.2. Сценические  представления.

 

Театр в Риме был связан с государственными праздниками. Однако в Риме театр не имел такой тесной связи с религией, как некогда в Греции. С того времени как римский театр становится нам известным, он выступает перед нами как чисто светское учреждение, хотя внешне и связан с религиозными праздниками.

Театральные представления  ставились не только в дни общегосударственных  праздников, но и по инициативе того или иного знатного лица. Пьесы  могли ставиться по случаю победы, одержанной полководцем, кандидатами  на соискание общественных должностей, или на похоронах какого-либо знатного гражданина, а также и при освящении храма. В эпоху республики сценические игры происходили на нескольких праздниках. Прежде всего драматические представления ставились на древнейшем празднике, установленном в честь капитолийских богов — Римских играх, происходивших в сентябре. Сценические игры также происходили во время Мегалесий, справлявшихся в начале апреля в честь великой матери богов Реи-Кибелы. С 173 года в конце апреля — начале мая справлялись Флоралии. Это был праздник в честь Флоры, богини цветов и весны. Во время Флоралий двери домов украшались венками из цветов и все предавались веселью: женщины наряжались в пестрые платья, что в другое время строго запрещалось. На этом празднике происходили представления мимов. Должностные лица, ведавшие организацией игр, договаривались с актерскими труппами и следили за порядком во время представлений. Костюмы, бутафорию и все прочее доставляли специальные подрядчики, которым эдилы (выборное должностное лицо в Древнем Риме, которому вменялось в обязанность наблюдение за общественными зданиями, храмами, рынками и дорогами) сдавали подряд на поставку костюмов. Актерами в Риме были рабы или вольноотпущенники. Они составляли труппы с особым хозяином во главе. Хозяин труппы, с которым, собственно, и договаривался эдил, был нередко в то же время и первым актером труппы. Актеры занимали в Риме чрезвычайно низкое общественное положение. За плохое исполнение пьесы актера-раба подвергали порке. Только позже отдельным актерам удавалось добиться почетного положения в обществе.

Информация о работе Зрелища и представления в Древнем Риме