Законы Ману как источник Древнего права Индии и влияние религиозных воззрений эпохи на их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:32, реферат

Описание работы

В законах Ману (II век до н. э.), в письменно оформленном правовом памятнике, воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении на варны (разряды, на которые разделено общество) и касты (более мелкие разряды), их неравенстве. Искусство управления, по законам Ману, заключается в умелом наказании. Наказанию отводится главенствующая роль в идеологии брахманизма, благодаря которому необходимо поддерживать существующий порядок

Содержание работы

Введение 3
1. Этические и религиозные учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 4
2. Законы Ману как источник Древнего права Индии и влияние религиозных воззрений эпохи на их содержание 9
2.1 Право собственности по законам Ману 11
2.2 Обязательственное право в Древней Индии 12
2.3 Брачно-семейное право по законам Ману 13
2.4 Наследственное право в Древней Индии 14
2.5 Уголовное право по законам Ману 15
3. Решение казуса 18
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

ИЗГП законы Ману.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Законы Ману регулировали отношения участников судопроизводства. За лжесвидетельство и неверное правосудие вина делилась между виновным, царём, лжесвидетелем и всеми судьями. Но если осуждённый виновен, грех был только на нём (ст.18,19 гл.VIII). Исходя из смысла ст.74 гл.VIII, за лжесвидетельство полагалась конфискация, также оно запрещалось многими религиозными нормами (ст.75,82,88-90,94,98-100 гл.VIII).

Несмотря на непоследовательность и примитивность норм Законов Ману, они содержали прогрессивные для своего времени институты. Норма ст.270 гл.IX напоминает сущность презумпции невиновности: нельзя казнить вора, если у него не найдено краденых вещей. Известны были понятия соучастия и пособничества, которые приравнивались к преступлению (ст.271,278 гл.IX).

Назначение наказания по законам Ману находилось в тесной связи с варновым строем и религиозными верованиями Древней Индии. Каждому человеку следовало смириться с его местом в мире и обществе, не стремиться к улучшениям и изменениям, но зато вести себя добродетельно и тем улучшать свою дхарму с расчетом на будущее рождение в более высокой варне. При нарушении этого порядка наказание являлось средством погашения вины преступника.

 

2.1 Право собственности по законам  Ману

 

Важнейшим объектом правовых отношений является земельная собственность. Ее регулирование в Индии имеет то же своеобразие, что и в других странах Древнего Востока. А именно: частная собственность на землю еще не получила всеобъемлющего развития. Верховным собственником земли считался царь. Общины, храмы и частные лица являлись всего лишь владельцами государственной земли, поэтому вполне понятно отсутствие в Законах Ману даже упоминания о формах отчуждения (т.е. продажи, дарения и т.д.) земельных участков – этого важнейшего, как выражаются юристы, объекта недвижимого имущества. Об особом правовом положении земельной собственности свидетельствуют и статьи Законов, которые предписывают царским чиновникам (а не суду) разрешать споры владельцев о границах своих земельных участков.6

С другой стороны, Законы Ману предусматривали неограниченную частную собственность на рабов, скот, зерно и другое движимое имущество. При этом в Законах перечислялись и способы возникновения частной собственности на подобного рода вещи. К ним относились покупка, дарение, наследование, завоевание и т.д. Пользование вещью не являлось доказательством права собственности.

Законы Ману самым суровым образом, вплоть до смертной казни, карали любое посягательство на частную собственность.

 

2.2 Обязательственное право в Древней Индии

 

Обязательственным отношениям Законы Ману уделяли значительное внимание. Это являлось объективным отражением сравнительно высокого уровня развития товарно-денежных отношений в Древней Индии. В основном в Законах говорилось об обязательствах из договоров. При этом подчеркивалось, что только договор, заключенный законным образом, влечет за собой правовые последствия. Недействительным признавался договор, заключенный в нарушение закона или обычая, путем обмана, по принуждению, с безумным, больным, пьяным, несовершеннолетним или престарелым. В принципе признавался недействительным и договор, заключенный рабом, но в отдельных случаях Законы допускают исключение из этого правила. Если договор сулил выгоду хозяину раба, то он его признавал.

Важное место среди обязательственных отношений занимали договоры купли-продажи и дарения, которые считались действительными только при условии, что они были заключены собственниками вещи. Лицо, продающее вещь, на которую у него нет права собственности, признается вором. Запрещалась продажа товара низкого качества и недостаточного по весу. В случае отступления от требований к предмету договора сделку можно было расторгнуть в течение 10 дней после совершения купли-продажи. Непередача проданного или отказ от купленного – также основание к расторжению договора купли-продажи. Торговля некоторыми товарами-продуктами горных разработок, солью, спиртными напитками – являлась государственной монополией.

 

2.3 Брачно-семейное право по законам  Ману

 

В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных порядков. И Законы Ману лишь отразили объективную реальность – существование большой патриархальной семьи, в которой глава семьи (отец) обладал огромной, почти неограниченной властью. По отношению к главе семьи все, состоявшие под его властью, находились на положении рабов. И жена, и дети могли быть им проданы, сданы в наем и даже убиты.7

Особенно тяжелым было положение женщины в семье. Она полностью зависела от своего мужа и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману предписывали содержать женщину под опекой в течение всей ее жизни. Считалось, что ни девочка, ни пожилая женщина не имеют права что-либо делать по своей воле даже в собственном доме. В детстве женщина должна была подчиниться своему отцу, в молодости – своему мужу, после смерти мужа – своим сыновьям. Женщина никогда не должна быть предоставлена самой себе.

Главным назначением женщины считалось воспроизводство рода. Рождение в семье дочери рассматривалось как несчастье, а сына – как благо, ибо именно на них падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Если у женщины не было сыновей, муж мог уполномочить свою жену на сожительство с деверем или другим родственником мужа для достижения желаемого потомства. Последнее, как и скот, признавалось основным видом богатства. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину.

По древним религиозным обычаям женщина не могла после смерти мужа вторично выйти замуж, в противном случае ее ожидало всеобщее презрение. Подобного рода брак не имел юридической силы. Идеалом жены в Древней Индии считалась женщина, которая после смерти мужа кончала жизнь самоубийством, восходя на костер, в котором сжигали труп ее мужа. Зато муж, почтив священными огнями умершую жену, мог вступить в новый брак. Видимо, поэтому женщины-идеалы, следующие за своими мужьями на костер, были все же редкостью.

 

2.4 Наследственное право в Древней  Индии

 

После смерти главы семьи возникало право наследования его имущества. Женщины исключались из списка наследников семейной собственности так же, как и изгои, евнухи, слабоумные, расточители, калеки. Наследственная масса делилась только между сыновьями умершего, которые должны были выделить сестрам по одной четвертой доли для приданного. При этом неравенство наследственных прав детей, рожденных от жен различных Варн, считалось естественным: сын брахманки получал четыре части, сын кшатрийки – три, сын вайшийки – две, а сын шудрянки – только одну часть. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники умершего до шестой степени родства (отец, братья отца, дети последних и т.д.). Как правило, при отсутствии всех законных наследников имущество поступало в пользу царя при одном исключении: «имущество (умершего) брахмана никогда не должно поступать в пользу царя». Имущество матери (приданое, подарки), даже если она умирала при жизни своего мужа, переходило к ее детям в равных долях.8

 

2.5 Уголовное право по законам  Ману

 

В Древней Индии право вершить суд было привилегией брахманов. Даже в высшем суде государства – царском царь обязан был вершить правосудие, привлекая опытных советников из числа ученых брахманов. Суд не был отделен от административной деятельности. Деления процесса на гражданский и уголовный не существовало.

Судебный процесс, как он представлен в Законах Ману, был состязательным. Любое судебное рассмотрение начиналось по жалобе потерпевшего. На него же возлагалось и поддержание обвинения в суде. Поводами для рассмотрения исков являлись: неуплата долга, продажа чужого, нарушение соглашения, кража, насилие и т.п. Доказательствами в суде служили документы, показания свидетелей, клятва, ордалии. Предпочтение отдавалось документам и свидетельским показаниям. Суд заранее был связан предписанием закона, каким показаниям придавать большее или меньшее значение. Например, верить взрослому и кшатрию, но сомневаться в показаниях ребенка и шудры, доверять учителю, но не верить ученику; родственники, старики, рабы и женщины – ненадлежащие свидетели. Надлежащими свидетелями считались лица, равные по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой они дают показания. Не могли выступать в суде те, кто имеет интерес к иску, друзья и враги сторон, уличенные ранее в лжесвидетельстве, люди с дурной славой и др. В исключительных случаях при рассмотрении тяжких преступлений к делу допускались и ненадлежащие свидетели, но в этом случае суд обязан был считать их показания малозначимыми. Все это дает основание утверждать о существовании в суде формальной оценки доказательств.

Из анализа важнейшего юридического памятника Древней Индии –Законов Ману – видно, что право этого периода закрепляло господство рабовладельцев над рабами, представителей высших варн над низшими, богатых над бедными, было активным орудием в руках эксплуататоров.

Согласно законам Ману, главное и почетное занятие брахмана - изучать Веды и обучать им других. Не знающий Вед брахман приравнивается к бесплодному евнуху. Жизнь брахмана, по законам Ману, делится на четыре периода: молодой брахман изучает Веды под руководством учителя; затем он женится, обзаводится хозяйством, воспитывает детей; третья часть его жизни - это жизнь отшельника в лесу; наконец четвертый период - жизнь аскета, отказавшегося от всякой собственности, питающегося подаянием.

Обожествление касты брахманов - наиболее яркая черта этого кодекса кастового строя. Касты рисуются в сборнике законов Ману, как установленные самими богами.

Много говорится в Законах Ману о власти царя. Власть эта божественного происхождения. «...Когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого (мира), извлекши вечные частицы Индры, Анилы, Ямы, Солнца, Агни, Варуны, Луны и владыки богатств. Так как царь был создан из частиц этих лучших из богов, он блеском превосходит все живые существа». Главная обязанность царя - охранять кастовый строй и привилегии брахманов. «Царь, встав утром, пусть почтит брахманов... мудрых в управлении, и поступает по их (советам). Пусть всегда чтит брахманов, пожилых, знающих Веду, чистых... Храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов - лучшее средство для царей достичь блаженства».

На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог - Брама, или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство.

По мифу, сложенному в этот период, сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи и из ног - шудры. Каждой касте сам Брахма предназначил род деятельности.

«Для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый (т. е. Брахма), для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.

 Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и  неприверженность к мирским утехам  он указал для кшатриев.

 Пастьбу скота и также  раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшьев.

 Но только одно занятие  Владыка указал для шудры - служение  этим варнам со смирением».

От древнеарийской (ведической) религии сохранилось почитание предков. В Законах Ману оно ставится по важности даже выше, чем культ богов: «Для дважды рожденных обряд в честь предков важнее обряда в честь богов...»

В эту эпоху выдвинулась одна из важных религиозных теорий, которая позже сделалась краеугольным камнем индусской религии: идея перевоплощения. В Законах Ману учение о переселении душ изложено только в последней, 12-й главе, в других же главах фигурируют вместо него представления о мучениях грешников в аду.

 

 

 

 

 

3. Решение казуса

 

Вавилонянка Нитени, имея мужем раба Щу-Амуррим, родила и вырастила двух сыновей. После смерти Щу-Амуррима его хозяин Балмунамхе предъявил иск к сыновьям Нитени об обращении их в рабство.

Каково должно быть решение судьи на основании Законов Хаммурапи?

 

Решение:

В соответствии с Законами Хаммурапи брак – это особая разновидность договора. Существовало даже правило – если нет договора, то нет и брака. Договор – письменное свидетельство.

Согласно Законам Хаммурапи свободно допускался брак свободной женщины с рабом в том случае, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Согласно статьям 175 и 176 Законов Хаммурапи, дети от таких браков считались свободными, а в случае смерти их отца его хозяину отходила половина наследства раба.

Дословное содержание ст. 175: Если либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и она родила сыновей, то хозяин раба не может предъявить иска к сыновьям дочери полноправного человека относительно рабства.9

Таким образом, согласно Законам Хаммурапи, если брак вавилонянки Нитени с рабом Щу-Амурримом был письменно закреплен, то их дети являются свободными, и Балмунамхе не имеет права требовать, чтобы дети были обращены в рабство. Он имеет право только на половину наследства Щу-Амуррима.

 

 

 

Заключение

 

«Законы Ману» (Манава-дхарма-шастра, или Ману-смрити) – самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами–индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние иска. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.

В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: «Само рождение брахмана– вечное воплощение дхармы... Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это».

Информация о работе Законы Ману как источник Древнего права Индии и влияние религиозных воззрений эпохи на их содержание