Язык и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:13, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотреть язык как основу культуры.

Файлы: 1 файл

Реферат Культура.docx

— 44.63 Кб (Скачать файл)

V. На относительно  высокой стадии развития человеческой  культуры формируются знаковые  системы записи: письмо (система  записи естественного языка), нотная  грамота, способы записи танца  и т. д. Особенностью знаковых  систем этого типа является  то. что они возникают на базе  других знаковых систем оазговорного  языка, музыки, танца и вторичны  по отношению к ним. Изобретение  знаковых систем записи — одно  из величайших достижений человеческой  культуры. Особенно большую роль  в истории культуры сыграло  появление и развитие письма. Без письма невозможно было  бы развитие науки, техники,  права и т. д. Появление письма  ознаменовало начало цивилизации.

Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а объективная и более абстрактная  единица —- буква. Количество базисных знаков в системе существенно  уменьшается и становится обозримым. Это ведет к коренному изменению  в логике использования знаковой системы. Становятся возможными качественно  новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает возможность  искусственно увеличить словарный  состав языка. С возникновением письменности начинают складываться зыковые нормы  и правила. Это дает возможность  создание нормированного литературного  языка, обогащения и совершенствования  способов выражения мысли, на основе записи снимаются временные и  пространственные границы общения. Письменность открыла путь к тиражированию знаков — книгопечатанию.

Одним из важных направлений  развития систем записи является создание искусственных, формальных языков, играющих большую роль в современной науке и технике.

Синтетической обобщенной формой языка культуры является текст. В современной интерпретации  культурологии текст не сводим к  речевому акту или совокупности письменно  зафиксированных высказываний. Текст  — это все, что искусственно сделано  человеком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы и т. д.). Текст — это совокупность знаковых систем, наделенная определенным значением. Таким образом, всякое явление культуры есть сочиненный людьми с помощью  знаковых систем текст. С этой точки  зрения, образно выражаясь, текст  — это «плоть и кровь» культуры, а сама культура может быть интерпретирована так совокупность, определенная система  текстов. Поэтому познание культуры означает познание текста.

Текст выступает как  главный носитель информации, и для  познания того или иного культурного  явления необходимо навлечь эту  информацию. Это значит, что требуется  определить степень достоверности, содержащейся з нем информации и  увидеть за ним ту "подлинную  реальность", которую он обозначает. Это осуществляется на основе научных методов исследования.

Данный текст сопоставляется с другими текстами, оценивается  в свете исторических данных. На этой основе анализируется его место  и значение в культуре и т. д. Все  это дает возможность объяснить  к объективно оценить его содержание. Таким образом достигается объективное  познание-текста как исторического факта.

Однако каждый текст  многозначен. В нем, помимо объективной, научно фиксируемой информации, заложены тайные субъективные смыслы, выражающие особенности видения мира автора текста, психологические мотивы его  создания и т. д. Познание своеобразия  культуры, носителем которой является автор текста, невозможно объективными методами. Оно достигается на основе герменевтических процедур «понимания». Герменевтика исходит из предпосылки, что никакая читательская интерпретация  текста в принципе не может совпадать  с авторской. И не только потому, что читатель и автор — разные, неповторимые личности, существенное значение здесь имеет различие культурных контекстов, в которых воспроизводится  данный текст. Текст, попадая в новый  историко-культурный контекст, пополняется  новым смыслом, отличным от того, какой  он имел во время его создания. Таким  образом, понимание произведений культуры меняется от эпохи к эпохе. Оно  никогда не может быть окончательным, «единственно верным». Тексты живут  в истории, и в диалоге с  ними новые поколения осмысливают  их содержание заново в поисках ответа на вопросы, которые ставит перед  ними жизнь. Таким образом, благодаря  объективации в текстах, культурные ценности не умирают, потому что они  все время обогащаются новым  смыслом.

 

Заключение

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими  культурами, но также и потому, что  формирует у людей чувство  принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют  друг другу, чем посторонним. Их общие  чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Язык — явление  социальное. Им нельзя овладеть вне  социального взаимодействия, т. е. без  общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов —  кивков, манеры улыбаться и хмуриться, — язык служит основным средством  передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке  практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный  запас, правила речи и структуры  усвоены в возрасте восьми или  десяти лет, хотя многие другие аспекты  опыта человека могут быть полностью  забыты.

Хотя язык является могучей  объединяющей силой, в то же время  он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает  всех, говорящих на нем, своими, а  людей, говорящих на других языках или  диалектах, — чужими.

Язык - универсальное  хранилище национального самосознания, свойств характера в грамматических категориях. Есть языки с преимущественно  глагольным (динамическим) изображением действительности, а есть – с  именным (статическим) обозначением понятий. Этот последний тип языка характерен для становления индийской и  греческой культур и соответственно для развития поздней европейской  логики.

 

Список литературы

  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект-Пресс, 2003.
  2. Кравченко А.И. Культурология.- М.: Академический Проект, 2003. -496с.
  3. Философия культуры: Становление и развитие.-СПб.:Лань,2004.-448с.
  4. Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.: Олимп; Инфра-М, 2005. -320с.
  5. Культурология: Хрестоматия (Сост. проф. П.С. Гуревич) - М.: Гардарики,2005. -592с.
  6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.:Академический проект, 2004. - 671с.
  7. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.с.-81-86.
  8. Генон Р. Символы священной науки. М., 1997.
  9. Интернет - ресурсы

 


Информация о работе Язык и культура