Язычество славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Основными источниками для изучения религиозных воззрений наших предков являются древние памятники письменности, археологические раскопки, фольклор: песни, сказки, легенды, устно передаваемые из поколения в поколение.
Язычество древних славян – тема необычайно сложная и многогранная, поэтому в данной работе будут освещены лишь некоторые ее аспекты: погребальная обрядность, особенности почитания растительного и животного мира, пантеон славянских языческих богов и персонажи низшей мифологии, проблема существования язычества после принятия на Руси христианства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….2
Погребальная обрядность славян …………………………………………………3
Мифологические представления славян о животных и растениях ……………..4
Высшая мифология славян…………………………………………………………6
«Бог всех богов» Род ………………………………………………………...7
Перун – бог грозы, грома и молнии ………………………………………..8
Сварог и Дажьбог ……………………………………………………………9
Ярило – бог возрождения …………………………………………………..10
Женские божества Лада и Лель ……………………………………………11
Низшая мифология славян ……………………………………………………….12
Берегини и вилы-русалки …………………………………………………..12
Леший ………………………………………………………………………..13
Навьи и упыри ………………………………………………………………14
Судьба язычества после принятия христианства ………………………………..15
Заключение …………………………………………………………………………18
Список используемой литературы ………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Язычество славян.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Перун – бог  грозы, грома и молнии.

Особое место в пантеоне языческих  богов занимает Перун, космическое  божество, бог грома, молнии, он почитался  как бог-податель живительной воды. Языковые данные позволяют утверждать, что культа Перуна относится еще к общеиндоевропейской эпохе. Можно сказать, что Перун как бог грозы, молнии и грома почитался под сходными именами у значительной  части индоевропейских племен, но трудно определить везде ли он расценивался как верховное божество. Первенство Перуна в Киеве оформилось очень поздно, почти одновременно с рождением Киевского государства.

Внимание киевских княжеских кругов к культу Перуна не подлежит сомнению. Е.В. Аничков в работе «Язычество и Древняя Русь» пишет, что Владимир посылает Добрыню  учредить культ Перуна в Новгороде. По мнению исследователя, это служит доказательством того, что в Перуна не знали в Новгороде, и его культ должен был сплотить север и юг. Интересно, что после принятия христианства Владимир оказал Перуну особую честь: идола Перуна совлекли с Киевской горы и с эскортом в 12 дружинников проводили по Днепру до самых порогов, на остров, предположительно, Хортицу. На этом острове наши предки, возможно, и свершали обряды поклонения Перуну, о чем свидетельствуют археологические находки, сделанные в русле Днепра и на Десне. В 1975 г. Археологами был обнаружен древний моренный дуб, в ствол которого в правильном порядке было вставлено десять кабаньих челюстей. Предполагают, что этот дуб – священное дерево, которое служило для ритуальных обрядов. Характерной чертой ритуала, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которые ставили в древности идолы Перуна и его святилища.

Сварог и Дажьбог.

Еще одним божеством небесного  пантеона славян был Сварог. Функционально  Сварог связан с огнем и небесной сферой. В древности люди верили, что земной огонь порождается  небесным. Бог, или дух огня почитался  у всех славян. В славянской мифологии  Сварог – бог небесного огня и податель культурных благ. Согласно верованиям славян, Сварог первый начал ковать железо и научил этому людей; установил законы моногамной семьи; сделал первый плуг и научил людей плужьему делу; победил змея; построил мощные укрепления.

Сварог по древнему преданию предается  покою, предоставляя управление своим  детям Сварожичу и Дажьбогу. В  древнерусском пантеоне особенно тесные связи соединяли Сварога и  Дажьбога, который считался богом  солнца. 

Со временем происходит расширение значения имени Дажьбога – божества солнца, которое стало пониматься как имя бога – подателя всех благ. Среди идолов различных богов, поставленных Владимиром в Киеве, не было Сварога и Сварожича, но стоял идол Дажьбога. Это подтверждает мысль, что культ Сварога был позднее вытеснен культом Дажьбога.

Ярило – бог возрождения.

Культ Ярилы был известен не только у восточных славян, ему  поклонялись западные и южные  славяне. Ярило (Ярила), божество весеннего  плодородия, близок к античным культам  умирающего и возрождающегося бога плодородия вроде Диониса. Ярило олицетворяет собой весну, пробуждающуюся от спячки природу. У одних славянских племен день Ярилы отмечался в начале  весны, у других  - в конце. Славяне представляли его в виде красивого молодого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне в белой мантии. Считалось, что там, где проедет Ярило, вырастет богатый урожай.  Если праздник отмечался в конце весны, то Ярило изображался дряхлым стариком, символизировавшим собой состарившуюся уходящую весну.

Некоторые из исследователей отрицают происхождение такого божества, как Ярило, они считали, что у  наших предков был обряд с  участием мифологического персонажа  Ярилы. Вообще, в мифологии  одним  из наиболее

сложных и дискуссионных является вопрос о соотношении мифа и обряда. Известно, что многие мифы служат как бы разъяснением определенных обрядов. Возникает вопрос: создавался ли обряд на основе мифа или миф был придуман в обоснование обряда? Что же касается Ярилы, то данные  этнографии и топонимики свидетельствуют скорее в пользу существования мифа об Яриле как божестве плодородия у славян.

Благодаря тому, что этот культ прочно укоренился в русской  деревне, имя Ярилы сохранилось  в ряде географических названий: деревня  Яриловичи, Ярилово поле, Ярилова долина. Достаточно широкое распространение этого имени у восточных славян, отразившееся, в том числе, и в топонимии, является дополнительным аргументом в пользу существования  бога Ярилы в языческом пантеоне древних славян.

Женские божества Лада и Лель.

Имена Лады и Лели, женских божеств, связанных с плодородием, встречаются  в письменных памятниках старины  и хорошо известны в славянском фольклоре. Лада почиталась в качестве покровительницы  браков. Именно как богиню любви  и красоты, изображавшуюся в виде молодой прекрасной женщины в розовом венке, рассматривали Ладу авторы самых ранних работ по языческой мифологии славян. Однако, прежде всего, Лада являлась рожаницей. Она, как и Ярило, олицетворяла весенние вегетативные силы. Ладу и Ярилу можно считать двумя ипостасями весенних растительных сил: мужской и женской. Песни в честь Лады исполнялись в основном весной и в начале лета. Именно у Лады спрашивали разрешения пригласить, «закликать» весну. В более поздние сроки к Ладе обращаются с молениями о дожде, с просьбами о сохранении, защите первых восходов. После купальских празднеств песни в честь Лады умолкают до следующей весны, исключая новогодние девичьи гадания о замужестве и некоторые моменты свадебных обрядов, где без богини брака Лады невозможно было обойтись.

Лель по сравнению  с Ладой занимала более скромное место в языческой мифологии  славян. Часто Лель рассматривают  как божество мужского рода. Тем  не менее, этнографические данные дают нам основания считать Лель божеством женского рода. Песни, посвященные Лели, наиболее часто исполнялись в русальную неделю, посвященную благодарению духов растительности. Таким образом, можно рассматривать Лелю как богиню молодой зелени. Лель была женским божеством, дочерью Лады, олицетворением весны, весенних растительных сил, молодых всходов и молодости вообще. Как покровительница юности и молодых девушек, она была включена в любовную обрядность и являлась, наряду с Ладой, частым персонажем свадебных песен.

Лада и Лель в славянской мифологии изначально выступали как богини плодородия, вегетативных сил, причем между ними существовала мифическая родственная связь. На более позднем этапе развития мифологических представлений наших предков Лада и Лель, богини-покровительницы размножения, стали основными персонажами любовно-свадебных обрядов.

Низшая мифология.  

     Верования   наших предков в повсеместную  населенность природы разными  духами приводила к тому, что  в повседневной жизни человек  зависел больше от них, чем  от богов высшей мифологии. Связь персонажей низшей мифологии с бытовой магией способствовало сохранению представлений о них, после принятия христианства перешедших в разряд суеверий. Кроме того, они стали самыми главными персонажами сказок, быличек, составивших «сонм нечистой силы».

Берегини  и вилы-русалки. 

    Почитание берегинь уходит своими корнями  в матриархально-родовой культ духов-покровителей. Берегини – духи, оберегающие людей от злых сил, упырей. Древние славяне-землевладельцы понимали берегинь как покровительниц живительной влаги рек и источников, дождей. Предполагается, что со временем функции берегинь перешли на вил-русалок. Вилы в славянском фольклоре женские божества низшего порядка, покровительницы влаги, обеспечивающие жизнь. Как мифические существа, покровительницы жизни, вилы часто упоминаются вместе с рожаницами. Обычно вилы очень доброжелательны к людям, они защищают обиженных и сирот.   В старину существовали особые празднества, посвященные вилам-русалкам – русалии. Они были тесно связаны с молениями о дожде и приходились в основном на середину весны – начало лета.

     В более  поздние времена под влиянием  христианства мифический образ  русалок у восточных славян  трансформировался и перешел  в разряд нечистой силы. Согласно  народным поверьям, русалками становились все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие до крещения, а также взрослые утопленницы. Они имеют внешность красивых девушек и те же характер, вкусы и привычки, какие были у покойницы В русальную неделю они выходят на берег в рощи, качаются на ветвях и поют так завораживающе, что услышавший их пение человек полностью подчиняется их воле. Попавшего к ним русалки могут защекотать до смерти. Поэтому в русальную неделю опасно купаться и даже ходить по берегам рек.

    Таким образом,  в представлениях восточных славян русалки имеют двойственный характер: с одной стороны они являются подателями живительной влаги и покровительствуют плодородию, а  с другой – зловредными демоническими существами.

Леший.

         Вера в лешего была распространена в основном у жителей лесной зоны. Леший – хозяин леса и зверей. Некоторые исследователи подчеркивают, что леший – злой дух, воплощение леса как враждебного человеку пространства. 1 Он наделен отрицательными атрибутами. Неосторожного путника, зашедшего в дремучий лес, пьяного человека, леший собьет с дороги, заставит кружить на одном месте. Есть поверья, что леший может увести в лес ребенка, особенно проклятого родителями. Ребенок в лесу либо погибает, либо, вернувшись, теряет рассудок. Леший стережет лес, зверей, птиц, не позволяет рубить свои любимые деревья.

     Многие  наблюдатели отмечали, что с уменьшением  площади лесов со временем  образ лешего теряет свои специфические  черты, приобретая общие признаки  нечистой силы: это рогатый дьявол  с копытами, почти не связанный с лесом.

 

Навьи и упыри.

    Навьи (от  древнерусского навь – воплощение  смерти) – враждебные духи умерших,  первоначально чужеплеменников,  чужаков, впоследствии – души  иноверцев.  Зловредность навий  была универсальна. Они вызывали  различные болезни людей и скота, их смерть, стихийные бедствия. Некоторые славянские племена представляли навий в виде птицеобразных душ умерших, летающих по ночам и криком предвещавших смерть. Они высасывают кровь у детей и беременных женщин, у животных – молоко. Считалось, что лучший способ уберечься от навий – не выходить из дома. От жилища навий отгоняли различные заговорные предметы, изображения коней и петухов, солярные и громовые знаки, обереги.

     Очень часто  в восточнославянском фольклоре  навьи отождествлялись с упырями, тоже злыми, вредоносными духами. Однако, по мнению ученых, это отождествление произошло позднее, в силу функционального сходства упырей и навий. Представления же об упырях более архаично. В «Слове об идолах», средневековой летописи,  говорится, что славяне, еще не зная богов, почитали упырей и берегинь. В противопоставлении упырей и берегинь отразилось двойственное представление древних людей о мире. Некоторые исследователи видят  здесь бинарную оппозицию добро-зло: берегини (добрые духи) – упыри (злые духи). Древний человек делил мир по принципу отношения этого мира к нему самому: плохое составляет одну часть мира, сферу чужого, а хорошее -  другую, сферу своего. Бинарная оппозиция свой-чужой отчетливей всего проявляется в возникшем позднее на этапе патриархата культе предков, который противопоставляется злым духам чужих мертвецов – навий.

      В представлении  славян упыри – злые духи (позднее  «живые мертвецы»), пьющие кровь  у людей и животных. По мнению  Б.А. Рыбакова, вампир может быть  осмыслен как определение «чужой, иной силы».2 Позднее упырь стал пониматься как особого рода мертвец, оживающий по ночам и убивающий людей и животных. Жертва упыря тоже может стать упырем. Но обычно вампирами становились «заложные покойники» - люди умершие неестественной, насильственной смертью в молодом возрасте, колдуны, люди, родившиеся от нечистой силы. Такие мертвецы не погребались на кладбище, так как считалось, что земля не принимает нечистое тело, а возвращает его живым людям, сколь бы раз его не хоронили. Для предотвращения появления «живых мертвецов» их не закапывали в землю, а оставляли где-нибудь на пустынном месте, заложенного сучьями – отсюда название «заложные покойники». Чтобы окончательно «упокоить» упыря следовало пронзить его осиновым колом.

      Легенды  и сказки об упырях-вампирах  существовали у всех славянских  народов. От славян рассказы  о вампирах распространились  по всей Европе и вошли в  художественную литературу.

Судьба язычества  после крещения Руси. 

      Принятие  христианства на Руси – важнейший этап в духовной истории восточных славян, в результате которого прежние языческие верования уступили место навой религии. Из исторических источников известно, что христианство проникло на Русь еще до официального крещения Киевской Руси князем Владимиром. Его бабка, княгиня Ольга и многие дружинники были христианами. Обращение в христианство населения Киевской Руси было постепенным.    Христианизация языческой Руси не всегда происходила мирно. Об этом можно узнать из летописей, которые хоть и скудно, но сообщают о сопротивлении языческого населения.  Очень ярко и образно обрисовано крещение Киевской Руси Д.С. Лихачевым: «Поскольку высшее язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в воду этих идолов стоявших в Киеве. О них поплакали и о них забыли. И заметьте – не порубили, не сожгли. Проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду, доверяя ее реке. И все. Древние боги ушли».3

     И все-таки  крещение не могло перечеркнуть  предшествующую традицию язычества, господствующую тысячелетиями. Феномен слияний христианства и языческих верований получил в религиоведение название двоеверия, используемое для обозначения мировоззрения, сочетающего в себе элементы христианской догматики и языческой мифологии.

    В эволюции  двоеверия на Руси можно выделить  три этапа:

Информация о работе Язычество славян