Язычество славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Основными источниками для изучения религиозных воззрений наших предков являются древние памятники письменности, археологические раскопки, фольклор: песни, сказки, легенды, устно передаваемые из поколения в поколение.
Язычество древних славян – тема необычайно сложная и многогранная, поэтому в данной работе будут освещены лишь некоторые ее аспекты: погребальная обрядность, особенности почитания растительного и животного мира, пантеон славянских языческих богов и персонажи низшей мифологии, проблема существования язычества после принятия на Руси христианства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….2
Погребальная обрядность славян …………………………………………………3
Мифологические представления славян о животных и растениях ……………..4
Высшая мифология славян…………………………………………………………6
«Бог всех богов» Род ………………………………………………………...7
Перун – бог грозы, грома и молнии ………………………………………..8
Сварог и Дажьбог ……………………………………………………………9
Ярило – бог возрождения …………………………………………………..10
Женские божества Лада и Лель ……………………………………………11
Низшая мифология славян ……………………………………………………….12
Берегини и вилы-русалки …………………………………………………..12
Леший ………………………………………………………………………..13
Навьи и упыри ………………………………………………………………14
Судьба язычества после принятия христианства ………………………………..15
Заключение …………………………………………………………………………18
Список используемой литературы ………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Язычество славян.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)


Содержание.

Введение …………………………………………………………………………….2

Погребальная обрядность славян …………………………………………………3

Мифологические представления  славян о животных и растениях  ……………..4

Высшая мифология славян…………………………………………………………6

«Бог всех богов» Род ………………………………………………………...7

Перун – бог грозы, грома и  молнии ………………………………………..8

Сварог и Дажьбог ……………………………………………………………9

Ярило – бог возрождения …………………………………………………..10

Женские божества Лада и Лель ……………………………………………11

Низшая мифология славян  ……………………………………………………….12

Берегини и вилы-русалки  …………………………………………………..12

Леший ………………………………………………………………………..13

Навьи и упыри ………………………………………………………………14

Судьба язычества после  принятия христианства ………………………………..15

Заключение …………………………………………………………………………18

Список используемой литературы ………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Язычество – одна из первых форм восприятия мира, свойственных первобытно общинному  строю. Древний человек, считавший  себя частью природы, не всегда мог  объяснить многие ее явления. Если можно  назвать первобытно-общинный строй детством человечества в целом, что мы можем сказать, что древний человек обладал конкретно-чувственным мышлением ребенка. Это привело к тому, что все явления окружающего мира воспринимались им в материальных образах, персонифицировались, т.е наделялись человеческими чертами. Так появились боги, каждый обладающий свой функцией, так рождались мифы и легенды. Языческие верования влияли на жизнь древнего человека сильнее, чем какая-либо религия воздействует на жизнь современного человека. Это связано с тем, что древние язычники ощущали гармонию с природой, которая утерялась в наши дни, и осознавали свою зависимость от нее. Можно сказать, что язычество, это, по выражению Афанасьева, «поэтизация природы».

Изучение язычества  как религиозного и культурного явления в истории нашей страны затрудняется, прежде всего, малочисленностью источников и временной дистанцией,  отделяющей нас  от этой эпохи. Основными источниками для изучения религиозных воззрений наших предков являются древние памятники письменности, археологические раскопки, фольклор: песни, сказки, легенды, устно передаваемые из поколения в поколение.

Язычество древних славян – тема необычайно сложная и многогранная, поэтому в данной работе будут  освещены лишь некоторые ее аспекты: погребальная обрядность, особенности почитания растительного и животного мира, пантеон славянских языческих богов и персонажи низшей мифологии, проблема существования язычества после принятия на Руси христианства.

 

 

 

 

Погребальная  обрядность.

Ко времени образования Киевской Руси восточнославянское язычество прошло длительный исторический  путь, измеряемый тысячелетиями. Изменялось общество, и его организация, для некоторых племен менялась среда обитания, менялись южные соседи славянского мира: эллины и кочевники. По-разному сохранялись древние традиции, разными темпами и на разном уровне шло дальнейшее развитие славянского мира. Все это неизбежно должно было вносить пестроту в мировоззрения и религиозные представления древних славян. Мир природы оставался неизменным, но на протяжении веков менялась степень его познания, осмысления природных явлений, и в связи с этим видоизменялось отражение картины реального мира в умах людей. 

Этапы развития языческого мировоззрения древних славян четко  прослеживаются при анализе изменений, имевших место в погребальной обрядности. Эволюция погребальной  обрядности и разные, порой резко отличимые друг от друга, формы погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира, в той картине мира, которую создавал себе древний человек.

Резкий перелом в  воззрениях древнего славянина произошел  еще в праславянское время, когда  погребение скорченных трупов в земле  стало заменяться сожжением покойников и захоронением праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнской утробе; скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, перевоплощению его в одно из живых существ. Скорченность трупов как массовое явление сохраняется до рубежа бронзового и железного веков. Однако на смену скорченности приходит новая форма погребения: покойников хоронят в вытянутым положении, умерший «спит»,  оставаясь человеком и не готовясь ко второму рождению, перевоплощению в другом существе. Но самая разительная перемена в погребальном обряде связана с появлением кремации, полного сожжения трупов. Идея кремации также связана с идеей о жизненной силе, о ее неистребимости и вечности, но теперь ей находят новое местожительства – небо, куда души умерших попадают вместе с дымом погребального костра. Идея заселения неба душами своих предков появляется в эпоху усиления землевладельческого сектора хозяйства и, очевидно, связана с возросшей ролью неба, небесной влаги, которая характерна для всего землевладельческого периода.

В изменениях погребальных обрядов праславян можно увидеть  отказ от идеи реинкарнации (перевоплощения). При трупосожжении же отчетливо  проступают новые представления  о душах предков, которые, находясь на небе, содействуют всем небесным операциям (туман, снег, дождь) на благо оставшимся на земле потомкам. Трупосожжение не только торжественнее обычного погребения как обряд, но и значительно богаче по сумме вкладываемых в него  представлений. Осуществив сожжение и отослав душу умершего в сонм других предков, древний славянин после этого повторял то, что делал тысячелетиями: он хоронил прах умершего в родной земле и тем самым обеспечивал себе все магические преимущества, характерные обычному погребению: охрана земельных угодий племени, способствование рождающей силе земли.

Мифологические  представления славян о животных и растениях.

Древние люди, находясь в  неразрывной связи с природным  миром, понимали эту связь как  кровнородственную. При этом какое-нибудь животное или растение считалось  первопредком рода или племени, то есть выступало тотемом. Чаще всего тотемами являлись животные, поскольку древние люди находились в большей зависимости от фауны, нежели от других сфер природы. Считая какое-либо животное своим тотемом, люди полагали, что они, во-первых, находятся под его покровительством и заручаются его помощью, а во-вторых, люди смогут обладать теми же качествами, что и их тотемы: силой, ловкостью, быстротой и т.д.

У древних славян исключительным почитанием был окружен медведь. О медвежьем культе у древних славян свидетельствуют многие археологические находки в славянских курганах Верхнего Поволжья и Придорожья: ритуальные захоронения медведей, амулеты из медвежьих когтей, останки медвежьих лап и их глиняные муляжи.

У первобытных людей  существовало табу на охоту и тотемное животное. Охота на медведя была запрещена и у славян. Отсюда запреты и на употребление в пищу медвежьего мяса, ношение одежды из медвежьих шкур, которые настолько прочно укрепилось в сознании наших предков, что даже смена религиозных систем мало  повиляла на эти первобытные табу. Однако как и на всякое тотемное животное, наши предки периодически устраивали ритуальную охоту на медведя, а потом – ритуальное поедание всей общиной его мяса и крови, после чего остатки трапезы захоранивались. Древние охотники верили, что, съев кусочек медвежьего мяса, они обретут свойства своего тотема.

Почитанием были окружены и другие животные: кабаны, зайцы, лоси, рыси. Интересен также древний  культ волка. Сплоченность волков в  стаю, распределение функций внутри стаи напоминали древним людям их собственный коллектив. На особую почитаемость волков  у славян указывает тот факт, что в сказках славянских народов из всех диких животных волк является самым частым персонажем. Вообще в славянской мифологии волк – существо, наделенное даром всеведения. К тому же, по славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могли превращаться в волков. Тема ликантропии, т.е превращения людей в волков и обратно, очень широко распространена в славянском мире. Легенды об оборотнях существуют у всех славянских народов и имеют глубокие корни. Возможно, они восходят к тем временам, когда волк был тотемным животным некоторых племен.

Не меньше, чем животных славяне почитали растения. Из деревьев наибольшей популярностью пользовались дуб и береза. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. До сих пор в народе считается опасным в грозу находиться под дубом, так как он притягивает молнии. В языческой мифологии славян дуб -  дерево Перуна, бога грозы. Почитание берез связано с культом плодородия, с весенними праздниками воскресения яровых сил природы. Кроме   того,  культ берез имел отношение к любовной символике наших предков, что опять-таки  говорит о восприятии славянами березы как олицетворения пробуждающейся яровой плодоносной силы природы.

Очень интересны и  мифологические представления славян, относящиеся к осине, которые  носили неоднозначный характер. С  одной стороны, это дерево считалось  нечистым, связанным со злыми силами. Негативное отношение к осине, возможно, обусловлено следующими моментами: дрожанием листьев даже в тихую погоду, красноватым блеском осиновой древесины и малопригодностью ее для  хозяйственных целей. Дрожание листьев, по народным представлениям, вызывают бесы, разгуливающие под корнями осины; красноватая древесина ассоциировалась с кровью. Издавна осина считается деревом удавленников, осину использовали в колдовских целях ведьмы. Однако, несмотря на это, по представлениям древних славян осина являлась  верным средством борьбы с упырями, служила магическим средством защиты посевов от злых сил.

Культ растений и животных был самым древним у наших  предков. Первоначально у древних  людей существовало сознание своей  родственной связи с определенным животным или растением. Позже это сознание утратилось, но следы почитания животных и растений остались в аграрных ритуалах, являвшихся главными у славян-землевладельцев.

Высшая мифология  славян. 

Традиционно славянскую языческую мифологию разделяют  на высшую и низшую. Под высшей мифологией обычно понимают мифы о богах и героях, под низшей -  мифологические представления о различных духах природы, мифологических существах, не имеющих статуса божественности.

В качестве признаков  различия высшей и низшей мифологии  иногда выделяют сознательное мифотворчество в высшей мифологии и стихийное – в низшей. Высшая мифология возникает гораздо позднее низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве. Однако при изучении языческой мифологии славян, в силу малочисленности, а иногда и противоречивости источников, исследователи сталкиваются с тем, что трудно определить, являлся ли данный персонаж божеством или нет. Поэтому к разряду высшей мифологии относят только те божества, которые большинство летописцев включают в языческий пантеон славян. К низшей мифологии традиционно относятся  различные духи: домовые, лесные, водяные, полевые и другие.

«Бог  всех богов» Род 

Восточнославянское божество Род является одним из самых загадочных персонажей славянской мифологии. Мнения исследователей по поводу функций этого божества  разделились. А.Н. Веселовский считал, что Род первоначально выступал как «производитель, совокупность мужских членов племени, сообща владеющих рожаницами». По мнению В.А. Комаровича, Род является персонификацией совокупности предков данной семьи. Также существует точка зрения, что Род – домовой или демон мужской судьбы. С подобными ограничениями функций древнего языческого бога не соглашается Б.А. Рыбаков. Он считает Рода наиглавнейшим божеством восточных славян до утверждения дружинного культа Перуна, богом всей Вселенной. На основании изучения средневековых поучений против язычества и семантики древнерусских слов, имеющих корень – род – Б.А. Рыбаков заключает, что Род – творец Вселенной, бог неба и земли; он вдувает жизнь в людей, связан с водой и огнем; имеет связь с подземным пеклом, красным цветом и даже шаровой молнией. Идолы, изображающие бога Рода, как правило, имели фаллическую форму, что подчеркивает функции воспроизводства, приписываемые Род, и  были выкрашены в красный цвет.

Кроме того, в современной науке  имеет место быть  предположение  о том, что Род – это одно из нескольких имен бога-творца Вселенной (иные его имена Стрибог, Святовит). Ситуация, когда одно божество обладает разными именами, довольно обычна для различных мифологических систем. Имя выражает какую-нибудь функцию мифологического персонажа. Имя Род указывает на генетивную (родительную) функцию данного божества. Однако возможен и иной ход рассуждений. Род в известных науке документах постоянно упоминается вместе с двумя рожаницами – женскими божествами плодородия. Культ рожаниц восходит к эпохе матриархата, т.е. ко времени когда такое универсальное божество, каким Б.А. Рыбакову представляется Род, не мыслилось. Духи и боги представляли определенные процессы, явления, стихии.   Процесс рождения (для древнего человека, пожалуй, самый важный) олицетворялся женскими и мужскими божествами с подчеркнуто выраженными органами деторождения и вскармливания. Языческие боги производства новой жизни почитались не только больше всех, но и дольше всех.

Но ограничивать сферу деятельности Рода только рамками племени будет  тоже неверным. Этот бог – родитель всего живого. Он вполне мог бы быть небесным божеством, оплодотворяющим  землю. То обстоятельство, что на определенном этапе культ Рода вытесняется культом Перуна, определяется изменением социальных отношений у восточных славян, а именно становлением государственности. Очень важно отметить, что культ Рода не заменился культом какого-нибудь христианского святого. Культ Рода и рожаниц остался чисто языческим и потому всячески преследуемый христианской церковью. Эта ситуация объясняется тем, что Род и рожаницы – божества размножения, плодовитости; они никак не соответствуют аскетическому духу христианства. Христианство провозглашало греховность этого мира, а Род с рожаницами умножали этот мир, размножая все в нем, а значит, с точки зрения христианства, множили грех и зло. Тем не менее, в среде простых людей, землевладельцев и скотоводов, Род и рожаницы продолжали почитаться даже, когда языческая реформа сменилась христианской.

Информация о работе Язычество славян