Взаимосвязь керамики и дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Керамика - одно из древнейших форм искусства. По тому как она развивалась можно судить об истории всего человечества. Глина – это уникальный материал, он обладает безграничными эстетическими и функциональными возможностями, органично соединяет конструктивные, цветовые и пластические свойства. «Не так уж много ремесел, о которых можно сказать, что они в такой же степени «ручные», как искусство керамики, когда пальцы находятся в прямом контакте с сырым материалом и ощущают его податливость»1. В Современном мире, где актуальны темы экологии, живой природы, переосмысление научно-технического прогресса, интерес к художественной керамике растет с каждым днем.

Содержание работы

Введение………………..……………………………………………………………..…..2
Глава 1. Влияющие факторы на формирование новых тенденций
в искусстве керамике……………………………..………………………………………4-12
Глава 2. Эволюция предметной формы в керамике.......................................................12-18
Глава 3. Современное искусство и керамика………………………………………….19
3.1 Поп-арт ………………………………………………………………………………19
3.2 Гиперреализм………………………………………………………………………..20
3.3 Абстракционизм…………………………………………………………………….22
3.4 Минимализм…………………………………………………………………………23
3.5 Концептуальное искусство………………………………………………………… 23
Глава 4. Взаимосвязь керамики и дизайна……………………………………………24-27
Заключение……………………………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы...............................................

Файлы: 1 файл

керамика.docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

 «Гиперреализм (hyperrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.), направление в изобразительном искусстве последней трети 20-го века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Гиперреализм — художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности.»

Семедесятые-восьмедесятые годы были отмечены повышенным интересом керамистов к гиперреализму. Увлечение художниками этим направлением носило повсеместных характер и было отмечено высшими наградами на крупнейших конкурсах декоративной керамики в Фаэнце (Италия), Валорисе (Франция ) и т.д… Представленные на них композиции Г. Мариани (Италия) «Тачка», «Натюрморт», несомненно, оказали большое влияние на развитие мировой зарубежной керамики.

Свой вклад в развитие гиперреализма в керамике внесли художники А. Норниела и Х. Гонсалес (Куба). Гиперреалистические тенденции в мировой керамике активно проповедовали такие художники XX века как Д. Кохен, Я.Ван Ливен, Д. Ван ден Бош, Я. Хорстник и Д. Ван дер Майнебругге (Голландия). Например в композиции «Кострюля» (1984) М. Эккардт (Германия) воспроизводит в глине кастрюлю с раскрытой крышкой и длинную лапшу, которая свешивается через край во время варки на огне.

В первое десятилетие XXI века зарубежные художники по прежнему испытывают влияние гиперреализма. Примером служит работа британской художницы Ж. Халлиган «Спортивный натюрморт» ( 2006), которая поражает техническим мастерством, умением точно передать характер изображаемых предметов: открытой спортивной сумки, кроссовок, полотенца и т.д. Автор мастерски воспроизвела фактуру и цвет спортивного инвентаря и делает это настолько убедительно, что у зрителя возникает ощущение, что перед ним не керамическое произведение, а натуральная кожаная сумка, заполненная спортивным инвентарем. Художница умело использует широкую палитру керамических красителей: матовые глазури, цветные глины (ангобы)  и подглазурные пигменты.

Гиперреалистические тенденции характерны для творчества художника Ж. Ластовска (http://www.lastovicka.net/galerie.htm) (Чехословакия), чьи сложносконструированные арт-объекты менее всего напоминают функциональные вещи. Для этого художник использует радикальные средства формообразования, состоящие из отдельных, имитирующих металлические детали, элементов. В этом отношение типичен « Человек из Газа» (2005), который отличает парадоксальность мышления и умение художника конструировать керамическое изделие.

3.3 Абстракционизм

В современном искусстве  важную роль приобретает метефоричность мышления художника, позволяющая избавить произведение  от пошлости, дурновкусия и китча.

Подобная метафоричность широко раскрывается в  произведениях  абстрактного искусства. В основе абстракционизма лежит отрыв искусства от объективной действительности. «Понятие «абстракция» представители этого направления употребляли не в понимании углубленного всестороннего познания объективной реальности через обобщение, а в плане полного отрыва от объекта. Вместо объективной действительности абстракционисты ввели субъективный мир одного человека – художника. Они абсолютизировали мир собственных переживаний и эмоции – свое «Я»».20 Через внедрения идеологии абстракционизма керамика освободилась от рамок, сковывающих многих художников декоративно-прикладного искусства.  Керамист впервые стал свободен от функциональности своего произведения. При этом важную роль приобретает символическое, знаковое значение самого керамического предмета. В новом веке эстетический подход к формообразованию приобретает доминирующее значение самого керамического предмета, выдвигая на первый план  оригинальность мышления художника, его фантазию и дар к конструктивно-пластическому переосмыслению традиций прошлого. Основные художники, работающие в этом направлении: Г. Беккер, М. Вандерса, Д. Бея, Х.Джонгериус. Например в произведениях Р. Годфри (Англия ), работающего над ландшафтными формами и арт-объектами легко прослеживается влияние абстрактного искусства, где неожиданно считаются принципы конструктивизма – в формообразовании предмета.

3.4 Минимализм

Стоит сказать, что среди молодых художников сегодня так же популярен минимализм, предельное упрощение и лаконизм художественных средств. Примерами служат композиция П.Венаблес (Велекобритания), Т. Курода (Япония), и удивительные работы Э.Де Вал( Велекобритания) в виде инсталляции, которые находят убедительные соединение формы и пластического декора. Такая керамика характерна современностью языка, чувством меры, предельным обобщением пластики и стремлением максимально приблизить изобразительные элементы изделия к формуле знака.

3.5 Концептуальное  искусство

Еще одно направление в искусстве, которое отобразилось в керамике - это концептуализм.  Румынские художники внесли особый вклад в развитие  и формирование концептуального языка керамики. Так же в европейском искусстве известна художница-концептуалист работающая непосредственно с керамикой A. Монтсерат ( Испания), в своих работах она использует лингвистический метод концептуального искусства, вдохновляясь работами представителей романтизма XVIII века и инсталляциями современного художника – Джеймся Таррела.  В работе «Летнее солнцестояние», художница выразила свое  впечатление, вызванное природным явлением, выложив на полу 24 плитки (24 часа)  разного оттенка голубого цвета (разное состояние небо во время солнцестояния). Примерами концептуального искусства в керамики так же являются работы Т.Хиронес и Р. Аморос, последняя из них недавно выставлялась на выставке Антонио Переса « вещи, найденные в повседневности ». Работа под названием «прстранство» шокировала публику, это необожжённая глина, черный шамот кусками, выложенный на полу. Художественное произведение  навивает философские мысли о природе, кусочек родной земли в выставочном пространстве, заставляет человека задуматься о важности этого неотъемлемого элемента нашей жизни.

 

Керамика и  дизайн

Современный дизайн сегодня  предопределяет осознание художниками  двух важнейших факторов мирового процесса. С одной стороны - это научно-технический прогресс, с другой- вызванные им огромные экологические и социальные проблемы. Наука и техника в современном обществе возвысились над человеком, мышление которого все более утрачивает гуманистическую ориентацию. Развитие такой тенденции невольно приводит к критическому осмыслению роста тенденций техницизма в современном искусстве, а с ним и ортодоксального функционализма. По мнению профессора К. А. Кондратьевой «пафос критического осмысления функционализма способствовал возникновению «альтернативного дизайна», который называют по разному: антифункционализмом, метафорическом дизайном или новым дизайном»21, который оказывает определенное влияние на стилистику современной керамики. В условиях высоких технологий, компьютеризацией, язык метафоры становится важным средством коммуникаций в керамике, как язык межнационального общения, а метафора становится инструментом влияния художника на общественное сознание. Новые функции дизайна подчеркивают способность формы изделия к знаково-символической семантике, с окружающей природой.

Художнику-керамисту уже не достаточно, чтобы работа отвечала эстетическим требованиям. Необходимо,  чтобы в вещах нашли отражения визуальные, звуковые, телесные, экологические и другие аспекты бытия. «Лишь при этих условиях многие художники видят возможность обеспечения полноценной связи между человеком и его предметным окружением. Эта «сенсорная культура», противопоставляймая традиционной, рассматривается, как культура будущего, где вещи будут связаны с все более глубокими аспектами наших антропологических отношений к миру. Новые пластические свойства, связанные с метафорикой, ассоциативностью предметной формы, стали основой творческой деятельности художников.»22

Характерной чертой современной  студийной керамики стал повышенный интерес к технологии производства, декору керамических произведений, полученному в результате использования древних восточных техник обжига( «раку», использование садовых глазурий). Для молодого поколения керамистов так же характерно стремление к «интеллектуализации» форм, умение добиться ее предельного раскрытия. Дизайн в аспекте художественного осмысления входит не только в мир видео техники, но и в технические средства, способные воздействовать на зрения, слух, осязание, обоняние и вообще на весь организм человека. Это требует от художника неординарного мышления, умение ставить и анализировать проблемы, моделировать ситуации с учетом творческой фантазии, художественной интуиции, способностью к эксперименту.

«Если в период ортоаксального функционализма обезличенность в дизайне считалась достоинством, то в последнее время акценты смещаются: современные художники все больше стремятся к индивидуализации творческих решений, к их олицетворению. На место функционализма вступает поэтика, неожиданная образность живого и разнообразного языка»23. Это новый язык визуальной культуры, в которой основополагающим является не решение проблемы, а воплощение творческого замысла, где важно, какой образ остается в памяти у человека от соприкосновения с художественным произведением.

Сегодня дизайн ориентирован на художественное осмысление предметного мира. Многие художники стремятся к одухотворению мира, техники, отказавшись от традиционного понимания гармонии предметных форм, предлагают свое восприятие образа предметно пространственной среды. В художественной керамике все чаще используются такие понятия, как «таинственность» или «двусмысленность» мира символов. Взаимоотношения современного зрителя с художественным изделием становится в новом веке все более сложными и неоднозначными и требует не простого восприятия, а переживания и осмысления.

Метафора в керамике становится художественным языком, благодаря которому художники ведут диалог в материальной культуре, создавая новые арт-объекты, передающие новую художественную информацию потребителю.

Порой керамисты стремятся обогатить функциональную форму свободной импровизированной кистевой росписью, которая выступает альтернативой жесткому прагматизму формообразования. Примерами подобного решения служат «Эллипсообразная форма» художницы С.Дунстан, «Блюдо» Д. Боуена и «Большое блюдо» Э. Куртиса (все-Англия). Удивительно красивы по форме «Вазы» немецкой художницы  К. Вильхельм, которые выделяет отточенная красота форм, мажорное сочетание глазурей и медитативное отношение к формообразованию.

Дизайнерским мышлением  отмечена форфоровая композиция К. Даунинг (Англия) «Архитектурная композиция», которая предоставляет собой тонкостеные вертикальные цилиндры, постипенно набирающее высоту.

Заключение

Кажется, человечество постепенно приходит к пониманию значимости керамики как материала вечного и будущего и в этой связи возрастает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Они  различались по виду используемого  сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные  запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали всевозможные по форме и декору цветочные горшки, кувшины, миски, фляги, блюда, вазы и  многие иные предметы, необходимые  в быту. До XX века керамика существовала только в рамках декоративно-прикладного искусства, работа художника-прикладника состояла в приведении к единству утилитарной и художественной функции бытового предмета. На сегодняшний день керамист является самостоятельным современным художником, чья работа рассматривается, как полное произведение искусства со своей проблематикой и свободным творческим подходом. Утилитарность давно не является главной функцией керамики. Глиняное изделие, побывав под властью всех стихий, становятся отражением эмоциональной, интеллектуальной и астральной атмосферы времени.

ХХ столетие стало временем переоценки и переосмысления всей истории искусства и керамика в ней предстает как вполне самодостаточная, индивидуальная отрасль.

Огромный опыт накопленный в керамике последний трети XX – начала XXI века позволяет художникам успешно решить творческие задачи современного искусства: создавать декоративные композиции, скульптуры, рельефы, арт-объекты, инсталляции и монументальные произведения. Универсальность, богатые пластические и цветовые возможности керамики привлекают художников самых различных направлений и стилей. По средствам анализа можно проследить параллель обостренных поисков и обновление средств художественной выразительности, как в художественной керамике, так и в мировом искусстве XX и XXI века. Не трудно заметит, что керамика стала частью современной изобразительной культуры, что нельзя сказать о многих других видах декоративно-прикладного искусства. Большое влияние на развитие декоративной керамики Запада оказало творчество ведущих художников таких как, Бернард Лич, Пабло Пикассо, Антонио Гауди, Гвидо Мариани и многие другие представители всевозможных направлений, которые совершили невиданные перемены в области формообразования, декора и обжига произведений. Важную роль в развитии керамики первого десятилетия играют так же международные выставки, симпозиумы, конкурсы и биеннале, ведь именно они стали своеобразным полигоном для проведения творческих экспериментов с глиной и ее структурой. В своей работе я намеренно сделала акцент на керамике Запада, подчеркнув тем самым отношение к данному виду искусства, сформировавшееся в этой территориальной зоне, где зачастую и проходят наибольшее количество конкурсов и симпозиумов посвященные керамике. В связи с актуальностью темы экологии и возврата к древним традициям большой интерес к такому виду искусства, как керамика возрастает с каждым днем. Я считаю, что подобный курс развития керамики в современном мире стоит учесть и отечественным мастерам, а так же будущим искусствоведам, и не в коем случае не оставлять данный вид искусства без достойного внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Статьи по керамике - http://www.artkeramica.ru
  2. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира. Брайн Сентенс  М. 2005
  3. Энциклопедия европейской керамики и фарфора. Реджинальд Хэггар М. 2002
  4. К. Кондратьева « О предметной культуре дизайна». Сборник «Дизайн» М., 2000
  5. 6000 лет истории архитектуры и дизайна.  Джон Пайл. М 2012
  6. Masters: Porcelain.  Major works by Leading ceramists. New York/ London  2007
  7. World Clay IAC Members’ exhibition. Riga.  2006
  8. Керамика: Техника, приемы, изделия. Долорос Рос. М. 2010
  9. Статьи по керамике - http://www.artkeramica.ru
  10. История изобразительного искусства 2002. Электронный ресурс  -  arthistory/museum.htm
  11. Статьи воспоминания Александра Бенуа. Выставка Пабло Пикассо 1939 г. - Электронный ресурс    bibliotekar/kBenua/33.htm
  12. EL Articulo espanol : «Concepto, cerámica, bagaje y obras” http://www.conbarro.com/conbarro6y7/4_Montse(20_25).pdf

Информация о работе Взаимосвязь керамики и дизайна