Взаимосвязь керамики и дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Керамика - одно из древнейших форм искусства. По тому как она развивалась можно судить об истории всего человечества. Глина – это уникальный материал, он обладает безграничными эстетическими и функциональными возможностями, органично соединяет конструктивные, цветовые и пластические свойства. «Не так уж много ремесел, о которых можно сказать, что они в такой же степени «ручные», как искусство керамики, когда пальцы находятся в прямом контакте с сырым материалом и ощущают его податливость»1. В Современном мире, где актуальны темы экологии, живой природы, переосмысление научно-технического прогресса, интерес к художественной керамике растет с каждым днем.

Содержание работы

Введение………………..……………………………………………………………..…..2
Глава 1. Влияющие факторы на формирование новых тенденций
в искусстве керамике……………………………..………………………………………4-12
Глава 2. Эволюция предметной формы в керамике.......................................................12-18
Глава 3. Современное искусство и керамика………………………………………….19
3.1 Поп-арт ………………………………………………………………………………19
3.2 Гиперреализм………………………………………………………………………..20
3.3 Абстракционизм…………………………………………………………………….22
3.4 Минимализм…………………………………………………………………………23
3.5 Концептуальное искусство………………………………………………………… 23
Глава 4. Взаимосвязь керамики и дизайна……………………………………………24-27
Заключение……………………………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы...............................................

Файлы: 1 файл

керамика.docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

О важности международных  симпозиумов для развития декоративной керамики свидетельствует их огромная популярность среди ведущих художников-керамистов мира. Часто именно на симпозиумах рождались новые и оригинальные творческие идеи, оказавшие затем влияние на ход развития мировой керамики.

В своей книге «Современная керамика Мира» В. А Малолетков отмечает 5 основных  европейских симпозиумов сыгравших немалую роль в развитии керамики:

  1. Симпозиум в Сопоте ( Польша) – Международное триеннале керамики (1973г) Интерсимпозиумы в Сопоте способствовали активному развитию самобытной керамики Польши, которая заняла собственное место в европейском декоративном искусстве.
  2. Сипозиумы керамики в Шиклоше( Венгрия) они были посвящены реализации программы «Керамика в саду» и организации ландшафтной среды городского пространства. В этих проэктах кроме керамистов Венгрии учавствовали художники из Чехии и Польши. Международные симпозиумы в Шиклоше показали возросший интерес художников к проблемам синтуза декоративной керамики с ландшафтной средой. Участники этих творческих встреч демонстрировали оригинальные творческие идеи и способность талантливо воплощать их  в конкретной городской среде.
  3. Международный симпозиум керамики в центре керамического искусства французского города Борн
  4. Симпозиумы керамики в Бехине ( Чехословакия )
  5. Симпозиумы Майолики в Каниже (Югославия)10

 

«Сами художники - участники симпозиума утверждают, что симпозиумы - это процесс "столкновения чувств первоначального керамиста, познающего тайны ремесла и правящего живым огнем и современного художника, для которого глина является эстетической субстанцией, через руки художника языке образа говорит о его эмоциональном и интеллектуальном мире , синтез которых создает определенное философско-спонтанное состояние первооткрывателя»11.      

Огромное влияние на формирования именно современной зарубежной декоративной  керамики  первого 10-летия XXI века имеют художественные выставки, специализированные арт-проекты, конкурсы, посвящённые керамике. Крупными смотрами зарубежной керамики начала столетия стали международные выставки  «Talante» (Мюнхен, ФРГ) и «Искусство керамики» ( Лондон, Велекобритания), организованная Ассоциацией керамических ремесел и Королевским колледжем искусств. Подобные керамические смотры позволяют выявить новые тенденции, наиболее характерные черты и технологии производства современной керамики. Выставка « Искусство керамики» стала местом обмена творческим опытом современных художников-керамистов. На ней так же были представлены новые технологические эксперименты в области формообразования, декора и обжига керамики.  Показанные здесь работы молодых художников,  наряду с известными мастерами отражают свежие творческие идеи и одновременно восстанавливают  древнейшие технологии обжига («раку») в новых исторических условиях. Помимо английских мастеров здесь экспонируют работы художников Австралии, Германии, Франции, ЮАР, Японии, Бельгии, Дании и т.д.

 

 

Эволюция предметной формы в керамике

 

Выставки современной  керамики подтверждают, что поиски новых средств художественной выразительности  приводят к постоянной эволюции предметной формы. Они отражают стремление нового поколения  керамистов заново утвердить свое отношение к керамике, открыть в ней новые пути развития. В XXI веке изменились оценки качества предметной формы,  что без сомнения, заметно влияет на стилистику современных керамических произведений. «Ныне особенно актуально максимально свободная трактовка наследия прошлого, лишенная прежних прошлых трактовок понимания стиля. При этом важную роль приобретает символическое , знаковое значение  самого керамического предмета. В новом веке эстетический подход к формообразованию приобретает доминирующее значение, выдвигая на первый план оригинальность мышления художника, его фантазию и дар к конструктивно-пластическому переосмыслению традиций прошлого».12 Особенно заметную эволюцию сейчас перетерпевают традиционные, отработанные веками формы керамических изделий.  Например Метафорический характер отличает композицию «Воспоминание о вазах» (2005) Б. Адамса (Англия)                            , лишь внешними силуэтами напоминающую формы ваз и также воспринимаемую арт-объектом, по новому выражает образно-аллегорическое мышление автора  в понимании традиционной формы предмета. Основной акцент художник делает здесь на выявление разнообразных фактур, значительно обогащающих изделия.

Неожиданные результаты приносят эксперименты художников, работающих над формообразованием чайников, в которых предлагается совершенно иной подход к образу и конструированию предмета. Для керамистов  привычная форма чайника становится поводом для фантазии, поиска нового художественного языка в новых исторических условиях. Например современной импровизацией на тему функционального изделия считается арт-объект «Чайник» ( 2005 ) Д. Николса, создавшего обострённо-жесткие формы носика и ручки чайника, по своим конструктивным качествам приближенные к металлу. Лишенный функционального назначения чайник воспринимается как эстетизированный фетиш, весьма частый в творчестве многих современных западных керамистов для которых эксперименты становятся теперь генератором рождения новых идей в керамике. Многие из них используют как, новый метод  в керамике, имитацию свойства других материалов. Авторская игра с материалом открывает новые грани соединения керамической формы,  цвета и фактуры.

С помощью древней техники  «раку» многие современные авторы достигают  легкости восприятия тяжелой глиняной материи, превращая  романтический  образ произведения в материальное воплощение авторского мировозрения.  Так работы  К. Сталей (Великобритания) выражают идею силы и мощи материи, чувство упругости глины и в то же время ее поддатливости. Его произведения сочетают в себе естественную первозданность материала и явные следы движения руки человека, которые делают форму эргономичной. Характерные особенности мастерства – виртуозное владение материалом, умение использовать приемы декора.

Многие современные керамисты упорно изучают возможности глины, что позволяет им исключить понятие «технологического брака» в современной керамике. Любое проявление материала художники используют теперь в качестве творческого приема, добиваясь не только технически, но и эстетически, нового восприятия качества произведения. К примеру , Х. Хаус (Канада), прекрасно владея техникой работы с фарфором, показывает все нюансы этого пластичного, податливого, но капризного материала. Деформация, вмятины, следы прикосновения, подтеки, недопустимые в работе с фарфором но, она превращает это в критерий качества. Работы мастера при всей стихийности формообразования обладают композиционным построением. Цветовое решение при этом играет вспомогательную роль, но является неотъемлемой частью общего замысла. Современную керамику запада отличает многообразие стилей и большое число персоналий, утверждающих свои художественные взгляды. В зарубежной критике принято разделать художников декоративного искусства по жанрам: на тех кто работает с традиционными сосудами, скульптурами, объектами, инсталляциями, перфомансами, в жанре фигуративной керамики и т.д..13 Рассматривая творчество некоторых современных керамистов , работающих в разных жанрах, можно заметить некий общий принцип формообразования. Это – легкая, свободная и экспрессивная манера обращения с материалом, при которой сохраняются четкие пропорции и композиция изделия.

Нередко в качестве декора керамики зарубежные художники используют элементы оп-арта. Например, в «декоративном пласте» (2004) Г. Вуда пластический « ход», был построен на использование контррельефного оттиска в виде мелкого квадратного модуля. Механичность технического приема художник умело « нейтрализует» с помощью оранжевой и голубой глазурей, в результате чего создается контраст жесткой фактуры и яркого колористического решения.

Балансирование на грани  технических возможностей материала  становится характерной чертой современной  керамики. Так же характерной чертой стало широкое использование древних восточных технологий декорирования изделий таких как:

 

  • Техника «Раку» - Японский иероглиф "раку" означает понятие "наслаждение, радость". Это стиль керамики, название керамической техники, название средневековой гончарной печи. Эта техника возникла в Японии еще в начале XVII века на фоне "приближение искусства к духовному миру отдельного человека" [2, С.465]. Изделия "раку" стали тогда примером сочетания творческой фантазии мастера с потребностями прикладного применения вещи. Основоположником "раку" считается мастер Тьодзиро Сасаки. Он отказался от гончарного круга, работал как скульптор, вылепливая формы от руки, пытаясь познать новые качества материала. Сосуды этого типа задумывались как неотъемлимый элемент традиционной чайной церемонии и потому особенно распространены и популярны именно чашки "раку" - тяжелые, нарочито грубые, политые густой, темной глазурью. Якобы случайная, асимметрия здесь является основным композиционным приемом. Керамист, который творит "раку", возводит в ранг закономерности принцип случайности затекания поливы, декорирование, что на первый взгляд не соответствует форме. Техника "раку" позволяет провести обжиг всего за час, при температуре 900-960 С. После этого керамика попадает в восстанавливающую среду (древесная стружка, солома и т.д.), где без доступа воздуха глазури приобретают люстровый блеск, а терракотовые изделия задимляются и приобретают различные оттенки серого и черного цветов, создавая богатейшую гамму, иногда дополненных нанесенными глазурями и втертыми оксидами.14

 

  • Пепельная глазуровка - это вид пепельной глазури, открытая Японцами в XII веке, когда посыпанная древесным пеплом на последней стадии обжига посуда приобретала естественный глянцевый цвет. 15

 

 

  • Селадонавая глазурь - особый тип глазури, специфический бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета, также называют селадоном16

 

  • Техника «Теммоку» – это тип глазури, который содержит примерно 10% окиси железа. Когда ее выдерживают в вязком, но расплавленном состоянии в обжиговой печи продолжительное время, происходит рост «снежных хлопьев» гематита, имеющего золотистую окраску, и серебристого магнетита. При увеличении температуры глазурь становится текучей, поэтому кристаллы могут растворяться и стекать вниз ручейками, образуя структуру «заячий мех». По мнению исследователей, такие глазури, как селадоновые, «жу» и «жиань», появились в Китае вследствие крупномасштабного производства керамики, обжигаемой при высоких температурах. По мере того как обжиговые печи увеличивались в размере с целью повышения производительности, время обжига при максимальных температурах и охлаждения увеличивалось, и одним из «случайных» результатов было образование кристаллов. Керамисты заметили это, и когда их заказчикам понравилась соответствующая структура, научились получать ее. «Современные керамисты настолько «привыкли» к эффективности, что «неэффективные» методы, применявшиеся в эпоху Сун, - грубый помол, плохое перемешивание и длительный обжиг - трудно понять и воспроизвести.). Использование в новых условиях старых технологий, их соединение с современным формотворчеством , весьма обогощает творческую палитру мастеров керамики.»17
  • Техника «Кракле» - вид глазури, покрытой сетью волосяных трещин, часто окрашенных по-иному, чем основная глазурь. Получают путем втирания керамических пигментов в трещины, образующиеся в результате цека на глазури, и последующего обжига. Иногда ограничиваются окрашиванием трещин органическими красителями.

 

Стоит отметить, что как  и в цветном декоре керамики, так  и в формообразовании делается акцент на выявление природных качеств  глины, возвращение  к истокам, с  помощью пластичных , неровных форм и ограниченным числом красителей. Вместе с современным искусством керамика тяготеет либо минимализму, либо к реализму (точнее гиперреализму) – выявление техники на высшем уровне, граничащей с фантастикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное искусство  и керамика

(конец XX века, начало XXI-века)

 

Рассматривая период времени с конца XX века - начала XXI стоит упомянуть, что с 1960-ых годов модернизм начинает уступать свои позиции постмодернизму. Постмодернизм  диктует новые тенденции, уже сформированные,  в культурной самосознания людей развитых стран Запада. Общей направленность этих настроений является борьба против канонов и классических приемов.

«Главная тенденция постмодернизма - принципиальная несистематичностью, умышленный эклектизм. Его каноном выступает отсутствие любого канона. Постмодернисты разочаровались в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Сторонники постмодернизма пытаются привлечь к своему идейному взгляду весь опыт мировой художественной культуры, но не с целью просвещения, а с целью подвергнуть иронии этот опыт. Иронизм становится смыслом творчества и одним из принципов мозаичного постмодернистского искусства»18.

3.1 Поп-арт.

 Одно из направлений  XX века, в котором ярче всех выразился иронизм времени и мозаичность постмодернистского искусства, является Поп-арт.  Художники, творящие в этом стиле, используют в своем творчестве реальные предметы, рекламу, фотографию, любые другие изображения, вырванные из естественной им среды, и создают из них произвольные комбинации, пытаясь найти взаимосвязь. Поп-арт проявился как агрессия массовой культуры, явил собой все, что она несла, превратив искусство в зрелище, отражая непримиримость к современности.

  Поп-арт так же часто встречаемое направление в искусстве керамики у таких представителей как К. Порталео, М. Остерман , Диего Ромеро «Барт» (2003) и П.Дохерти «Мечтатель Сол» (2003 США) ( США) и т.д… Очень интересны работы художницы в стиле поп-арт, Крис Антеман ( США ) Как утверждает сама художница ее работы основаны на Китче XVIII века. Крис следует традиции создания фарфоровых статуэток с эротическими мизансценами. Удивительно переданная идея раритетных статуэток наполеоновских времен, подобранны цвета, изучена мода нижнего белья того времени. Что касаемо технического аспекта произведения, то оно ни идет, ни в какое сравнение с безусловным мастерством керамистов фарфора Каподимонте: детализация, безупречная над глазурная роспись, структурность и изящество форм. Однако, стоит отметить что подобные ретроспективы в современном искусстве за частую оформлены не в пользу технической части прои19зведения.

3.2 Гиперреализм

Бесформенность, абстрактность  и отсутствие выточенной техники, а  так же популяризация искусства фотографии в мировой культуре приводит к возникновению такого вида искусства как, гиперреализм.

Информация о работе Взаимосвязь керамики и дизайна