Возникновение христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:48, реферат

Описание работы

В духовной жизни римской империи появились ростки нового видения мира и смысла человеческой жизни. Христианство, зародившееся в I в н.э. в провинции Иудее, приобретало все больше поклонников и последователей. Греко-римский мир вступал в эпоху перехода к религии спасения. Рим всегда был открыт новым богам. Христианство было потрясением духовных основ жизни Рима. Христианство принесло новые идеалы. Оно определяло грань между миром небесным и земным. Человек стоит перед судом своего творца — Бога. Мир сотворен ради человека, а человек рожден, чтобы познать Бога, следовать его заповедям.

Файлы: 1 файл

возникновение христианства.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

                                                   9

 Учение  Христово распространилось сначала  на востоке, среди евреев и греков, в странах греческой речи. Евангелия написаны были на греческом языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравом и образованнее.

         Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обычно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Трапезы составлялись на общие взносы; к своему взносу многие прилагали дары в пользу бедных: милостыней и благотворительным делом они хотели очистить от греха свою душу. Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. «Раба выкупить - значит душу спасти».

         В христианской общине можно  было заметить различие между  особыми ревнителями веры, «совершенными»  христианами и множеством непосвященных.  От «совершенных» христиан требовалось  много стойкости, они не должны  были впадать в тяжкий грех; поэтому их называли святыми или священниками., они назывались также пресвитерами, т.е старейшими. Они были окрещены, и им открыты были главные тайны веры. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между «совершенными» и всеми остальными было ясно видно в богослужении.

        Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление кризиса римского рабовладельческого общества побуждало все большее число людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II - III веках в христианские общины хлынули состоятельные люди. Они принесли не только имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.

         Христиане появились при дворе и войске, среди богатых людей. В городах христиане выстроили большие церкви. Общины переписывались между собой, помогали друг другу, поддерживали. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов.

                                                         10

 Епископ  вскоре стал самым уважаемым  и почитаемым лицом в общине. Он распоряжался церковным имуществом. К нему обращались для разрешения  споров и тяжб, вместо того, чтобы  идти к судье. Позднее в молитвенных домах появились иконы - изображения Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение.

           Среди епископов выделились предстоятели  наиболее крупных общин. Их возвышение иногда было связано с личными достоинствами пастырей, но чаще с экономической и политической важностью городов, в которых они занимали кафедры. (кафедрой называлось кресло епископа в храме) Старшего епископа провинции стали называть папой (от греч. «pappas» - отец), а в большинстве восточных областей империи – митрополитом (от греч. «Metropolis» - столица) Наибольшим влиянием пользовался римский епископ. Вторым лицом христианского мира к концу третьего века стал митрополит Александрийский, которому подчинялись все епископы Египта и соседних стран.

              Христианские общины распространились к 300 году по всем областям Римской империи. Епископы стремились утвердить во всех общинах порядки, одно учение, одни обряды. Когда поднимался между общинами спор о том, как понимать учение, епископы съезжались вместе на собрания, на этих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-то от установленного порядка, считался еретиком. Еретиков отлучали от церкви, т.е. лишали возможности спасения.

      Ко времени Диоклетиана христиане  были большой силой в империи.  Императоры и их наместники  видели, как велика власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает людей и богатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диоклетиана были изданы строгие указы против христиан: собрания были запрещены, им грозили отобранием имущества. При императоре Валериане сильно преследовали пресвитеров и епископов, около которых теснились верующие, их ждала ссылка или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане могли жить спокойно. К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, к ним прибавились еще суровые меры. Убедил Диоклетиана издать эти указы его зять Галерий, ревностный язычник. Было предписано сжечь книги христиан и

                                                   11

сломать церкви и молитвенные дома. Самым страшным из них был указ 304г., обрекавший христиан на пытки и мучения, чтобы принудить их отречься от веры.  Клириков и мирян арестовывали в случае отказа принести жертвы перед статуей императора, казнили или ссылали на рудники. Но преследование христиан не имело успеха. Христиане еще крепче держались за пострадавших епископов, еще больше слушались их слова.

       В память о тех временах  Церковь чтит имена многих  святых мучеников, таких например, как св. Екатерина – знатная  и богатая Александрийская девушка-христианка, не побоявшаяся обличить языческие устремления правителей и казненная после истязаний по приказу Максимилиана, соправителя Диоклетиана. Не менее почитаема и великомученица св. Варвара, убитая своим отцом за то, что отказалась поклоняться идолам.

        В мае 305г. Диоклетиан внезапно отрекся от престола. Его преемники относились к христианам также враждебно. Весьма упорно преследовал христиан Галерий, однако в 311 г., за несколько дней до своей смерти, он опубликовал эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания при условии, что они будут молить своего Бога о здоровье римского императора. 
       Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама церковь теперь стремилась к сближению с государством.

Сближение государства и  церкви. Деятельность Константина.

 
     Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века) появляются призывы: “Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом... как Христу”, “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога”. Эта готовность церкви освятить слабеющую император-скую власть и весь строй империи авторитетом христианского бога не могла не быть услышана.

                                                    12

      Десять лет спустя после гонений  Диоклетиана, новый император Константин указом в Милане позволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назад свое имущество. Церковь, получив юридические права, престала зависеть от произвола местных чиновников. В своем войске Константин ввел крестообразное знамя, наверху его были изображены начальные буквы имени Христова, на нем была надпись: «Сим победишь». Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин стал особенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде, решать тяжбы, позволил отпускать рабов на волю в церквях. Константин освободил духовенство от податей и от тяжелой повинности доставлять хлеб в казну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви. Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константин воспитал в христианстве.

     Религиозная политика римского  императора Константина 1 Великого  не только возвышала церковь,  но и возлагала на нее важные  государственные обязанности. По  замыслу императора христианству  предстояло стать официальной  идеологией Римской империи, способной объединить общество и воспрепятствовать распаду государства. Церковь заняла положение блюстителя державы, которая давно привыкла жить, повинуясь ясным и четко сформулированным законам.

     Константин очень заботился, чтобы  в христианской церкви не было разногласий. Осужденных епископами еретиков он наказывал и ссылал.     После смерти Константина богословские споры вспыхнули с новой силой.  В 337г. империя была разделена между сыновьями Константина Великого, придерживавшихся разных взглядов на символ христианства.

        Как ни странно, но невольным  спасителем христианства оказался  человек, который ненавидел его  всей душой и которого Церковь,  назвав клятвопреступником, предала  вечному проклятию. В 361 г. императорский  трон занял Юлиан – внучатый племянник Константина, симпатизирующий язычеству. Он вновь уравнял в правах все религии. Борьба течений в христианстве его нисколько не интересовала, поэтому все епископы, ранее отправленные в ссылку, теперь получили возможность вернуться и даже занять свои кафедры.

                                                   13

       А в последнее десятилетие IV века, при императорах Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя Виктории - богини победы, символ старого римского духа и государственности, была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным декретом упразднил как один из последних оплотов язычества - знаменитые олимпийские празднества - олимпиады. Христианство распространилось по всем районам империи и вышло за ее пределы. Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего рабовладельческого государства.

Заключение

      С давних пор манящая загадочность, сияющий блеск и завораживающая красота звезд не переставали волновать и восхищать человечество. В нашем изменчивом мире, казалось, только они не подвластны времени. Однако звезды так же, как люди, рождаются, стареют и гаснут…

        Как звезды, рождаются и уходят  из мира религии. За тысячелетия  существования человечества множество  религий и верований возникало  и навсегда исчезало с лица Земли. С неумолимым течением времени в разных уголках земного шара расцветали и приходили в упадок древние царства, создавались и гибли цивилизации. Часто вместе с ними вставало и заходило солнце древних  верований, несущих свет и надежду людям. Так случилось с религиями древних египтян, шумеров и аккадцев, греков, римлян, индейцев. Бесследно канули в Лету верования древних кельтов, германцев, славян. Но не все древние религии постигла подобная участь. Некоторые из них продолжают свою долгую жизнь в мире, являясь источником вдохновения и веры для многих людей. Среди них христианство…

                                          

                                                       14

Список  литературы

1.Виппер Р.Ю.  История древнего мира.-М.:Республика, 1994 
2. Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2001;

 3.Машкин Н.А. История древнего Рима. - М.: ОГИЗ, 1947

4. Энциклопедия  для детей. Т.6 Религии мира.ч.2 /Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002

5. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов

http://feelosophy.narod.ru

http://www.mystic-chel.ru/~ancient-rome/religion-of-rome.htm 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   15 

Федеральное агентство по образованию ГОУВПО Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

«Переход от язычества к христианству в Древнем Риме: причины и последствия» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила студентка

                                                                     заочного отделения

                                                                     факультета русского

                                                                     языка и литературы

                                                                     Специальность: история

                                                                     1 курса (2,6)

                                                                      Мякишева С.А.

                                                                     Проверил кандидат

                                                                     исторических наук

Информация о работе Возникновение христианства