Возникновение христианства и первые века его существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Откровение Божие, в полноте данное нам в Иисусе Христе, в нашем понимании неотделимо от записанного текста Священного Писания. Это записанное Откровение формировалось на протяжении почти полутора тысячелетий. Древнейшие части Библии основаны на устных преданиях еще более глубокой древности. Строго говоря, первым записывать Откровение стал Сам Всемогущий, начертав 10 заповедей Синайского завета на каменных скрижалях.

Содержание работы

1. Происхождение, состав и канонизация Нового завета.
2. Иисус Христос - мессия Нового завета.
3. Новый завет и история раннего христианства.

Файлы: 1 файл

Мировая и национальная культура.docx

— 145.43 Кб (Скачать файл)

   ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной   технический университет»

 

 

 

 

    Кафедра Истории и культурологии.

 

 

 

 

 

 

      Контрольная работа № 10.

      По дисциплине: Мировая и национальная культура.

 

 

 

 

 

 

 

             Выполнил: студент гр. БАЭз-12-01                                                 Абрамов И.С.

           Проверил:

 

 

 

Уфа 2012

 

ТЕМА:

  Возникновение христианства и первые века его существования.

 

ПЛАН:

1. Происхождение, состав  и канонизация Нового завета.

2. Иисус Христос - мессия  Нового завета.

3. Новый завет и история  раннего христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

«…мы должны знать, какие  книги подлинны, не измышлены и  приняты 

церковным преданием и какие, наоборот, из книг Нового завета исключены,

 хотя известны большинству церковных писателей» 
(Евсевий Кесарийский, Церковная история, III, 25,6)

 

 

Откровение Божие, в полноте  данное нам в Иисусе Христе, в  нашем понимании неотделимо от записанного  текста Священного Писания. Это записанное Откровение формировалось на протяжении почти полутора тысячелетий. Древнейшие части Библии основаны на устных преданиях  еще более глубокой древности. Строго говоря, первым записывать Откровение стал Сам Всемогущий, начертав 10 заповедей Синайского завета на каменных скрижалях. С этого момента в течение длительного времени боговдохновенные мужи, принимая и осмысляя Откровение Божие, записывали и редактировали его в поисках возможно более точного словесного выражения его сути.

Однако само понятие Священного Писания возникло в священной  истории далеко не сразу. По структуре  Библия представляет собой сборник  разножанровых книг, среди которых, возможно, лишь перед некоторыми разделами Пятикнижия, записями речений ветхозаветных пророков и Апокалипсисом непосредственно ставилась задача письменно зафиксировать Откровение. Но кроме этого, в Библии содержатся исторические хроники и молитвенная поэзия, поучения мудрецов и личная переписка учеников Христа. Эти многоразличные тексты не сразу обретали законченную форму, они подвергались редактуре и со стороны духовных авторитетов той или иной эпохи, и со стороны бесчисленных переписчиков. Не сразу каждая из этих книг признавалась народом Божьим (ветхим или новым) как Слово Божие. Это требовало сопоставления содержания той или иной книги с духовным опытом Церкви (ветхой или новой), с хранимым ею неписанным Откровением. Дух Божий, вдохновляющий Библию, действовал весьма различными путями, поистине неисповедимыми для человека.

У нас нет оригинала  ни одной части Библии в том  смысле, в каком сегодня мы говорим  об авторских рукописях. Написанные на тленных материалах, веками они  растворялись и исчезали, но губительному времени противостоял труд писцов и  переводчиков, изготовлявших все  новые и новые копии ветшающих  рукописей. Древнейшие из сохранившихся  копий ветхозаветных книг, как  правило, отстоят от времени своего написания на несколько веков. Новозаветные писания также в основном имеются  у нас в рукописях, написанных не ранее рубежа 1 — 2 веков, и чем древнее рукопись, тем более обрывочны сохраненные в ней тексты. Однако в целом мы можем утверждать, что ни одно произведение древней и античной литературы не дошло до нас в таком множестве столь древних копий. Сопоставление их дает библейской критике (так по прихоти истории мы называем науку, изучающую библейский текст) возможность более чем веско аргументировать историческую подлинность почти каждого слова.

Практически каждая из библейских книг возникала как компонент  того, что мы называем Преданием  Церкви, и лишь затем входила в  состав Священного Писания. От греческого κανών (правило, норма; отвес) набор  входящих в Писание книг называют каноном, а включение того или  иного текста в общепринятый канон — канонизацией. Строго говоря, о формальной канонизации текста Священного Писания мы можем говорить лишь с 4 века н.э., когда сначала поместные, а затем и Вселенские Соборы начинают принимать каноны (правила), касающиеся состава священных книг. Главным же образом история канонизации текста основывается на свидетельствах авторитетных богословов и Отцов Церкви, сообщающих нам о составе принимаемой ими Библии. Ниже мы кратко рассмотрим основные этапы канонизации библейских книг и соотношение Священного Писания и Предания Церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение,  состав и канонизация Нового  завета.

Библия представляет собой собрание религиозных произведений, написанных на протяжении огромного исторического  периода — с IX в. до н. э. по II в. н. э. Она состоит из двух частей: Ветхого и Нового завета. Слово «завет» означает завещание, наставление, совет. Иудейская религия признает священной только первую часть Библии, то есть Ветхий завет, христианская же считает священной, за исключением некоторых книг, всю Библию.

Библейские книги, которые христианство признает «богодухновенными», в свое время были канонизированы церковью. К числу канонических книг относятся: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книги Екклезиаста, Исаии, Иеремии, четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Откровение Иоанна Богослова и др.. В состав Библии также входят ряд книг, которые церковь не считает каноническими, но признает полезными. К ним относятся вторая и третья книги Ездры, книги То-вита, Иудифи, Премудрости Соломона, Мудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, книга пророка Варуха, книги Маккавеев. Неканоническими считаются и некоторые фрагменты канонических книг. В Библию не включены так называемые отрешенные апокрифы, которые церковь отвергает как поддельные и еретические. Причиной не включения многих произведений раннехристианской литературы в состав Библии была борьба в первые века существования христианства между различными сектами и группировками. Многочисленные течения в христианстве обосновывали свое вероучение ссылками на откровения и евангелие, которых насчитывалось в тот период несколько десятков. Церковь вела ожесточенную борьбу против так называемых еретических толкований «священного писания» и прилагала усилия к истреблению апокрифической литературы. Более 200 ветхозаветных и новозаветных произведений были отнесены церковью к апокрифическим, среди них: книга Еноха, заветы 12 патриархов, апокалипсисы Ездры и Варуха, Восхождение Исаии, евангелия Аппелеса, Варнавы, Варфоломея, Иуды, Мани-хеев, Сирийцев, Василида и др. Несмотря на усердие церкви в истреблении апокрифической литературы, многие книги сохранились до наших дней. Они имеют большое значение для изучения борьбы различных общественных групп и для исследования экономической, религиозной и философской, моральной и этической жизни того времени. Состав Библии был утвержден в 364 г. на Лаодикийском соборе и дополнен Апокалипсисом, или Откровением Иоанна Богослова, в 692 г. на Константинопольском соборе.

Формирование библейских книг иудейской  и христианской религии продолжалось тысячелетия. Отдельные элементы Ветхого  завета возникли задолго до того, как  сложились библейские книги. Древнейшими  фрагментами его являются песнь  Деворы из книги Судей и похоронная песнь Давида по поводу смерти Саула и Ионафана из второй книги Царств. В книгах Ветхого завета нашли религиозное осмысление события из жизни древних еврейских племен — их хозяйственные занятия, социальные процессы, войны и походы, в которых они участвовали.

Образование древнееврейского рабовладельческого государства выдвинуло перед  господствующими классами задачу литературного  оформления тех религиозных представлений  и мифов, которые, будучи фантастическим отражением сложившихся порядков, давали этим порядкам обоснование и оправдание. Библия дает описание царствования первого царя Израиля Саула, его преемника Давида и процесса выделения при их правлении бога Яхве в центральную фигуру иудейского пантеона. Особенно подробно описано строительство в Иерусалиме при царе Соломоне (X в. до н. э.) храма Яхве, который должен был стать символом единства и гармонии «всех сынов израилевых».

Религиозно-правовым актом, направленным на окончательное насаждение культа Яхве, стала основная часть Второзакония — книга Закона, которая якобы  была найдена в Иерусалимском  храме царем Иосией. Фактически книга Закона была написана в связи с необходимостью проведения религиозной реформы с целью укрепления царской власти за счет усиления позиций судейских и жреческих корпораций. Активными поборниками реформаторских начинаний Иосии были жрецы, среди которых мог быть и Иеремия, по имени которого названа библейская книга.

В ней содержатся страстные призывы  отказаться от других богов и во имя вечного спасения обратить свое сердце к Яхве. Исследователи Библии доказали, что пророчества Иеремии  извлечены и собраны из разных летописей и были скомпонованы так, чтобы их содержание оправдывало  и освящало введение новых порядков, дающих огромные материальные и религиозно-политические выгоды храмовому жречеству, правящей верхушке во главе с царем.

Однако ни царь Иосия, ни пророк Иеремия, ни жречество не смогли привить народу мысль о верности единому богу Яхве. Это случилось гораздо позже и было вызвано совершенно другими историческими событиями. В 586 г. до н. э. войска вавилонского царя Навуходоносора вторглись на территорию Иудейского царства, уничтожили Иерусалимский храм, вывезли в Вавилонию правящих сановников, жрецов храма и часть народа. Здесь жрецы Иерусалимского храма поставили перед собой задачу зафиксировать в связном виде основы вероучения Яхве, распорядок, правила и ритуалы храмового культа, правила поведения в быту, многочисленные запреты, касающиеся пищи, одежды, смешанных браков. Все это было направлено на консолидацию еврейской народности на религиозной основе, преодоление тенденции к ассимиляции иудеев.

Свод этих материалов жрецы дали в пяти книгах Моисеевых под названием  Торы. В ней изложены жреческие представления о божественном творении Вселенной и человека, повествования о далеких предках евреев и их потомках, о так называемом египетском плене израильтян и исходе из этого плена под предводительством Моисея, мытарства евреев в поисках земли обетованной и, наконец, о счастливом завершении всех бедствий благодаря постоянному покровительству Яхве «избранному народу». Отметим, что ветхозаветные мифы и легенды о сотворении мира и человека, грехопадении Адама и Евы, рождении и законодательной деятельности Моисея и многие другие сходны с более древними шумерскими, вавилонскими, египетскими, финикийскими и хеттскими преданиями, а следующая за Пятикнижием книга Иисуса Навина включает многие тексты из тех же источников.

После вавилонского плена народная фантазия в религиозной форме  продолжала создавать новые произведения, вошедшие впоследствии в свод Ветхого  завета. К ним относятся Псалтырь, составленный из псалмов, созданных в разное время, Экклезиаст и др. Последней по времени явилась книга Даниила, датируемая 60-ми годами II в. до н. э. Кодификация, а затем и канонизация Ветхого завета произведена в последние столетия до н. э. Окончательный состав ветхозаветного канона был установлен около 90— 100 гг. н. э. в г., Ямнии (Палестина) иудейской богословской академией и синедрионом — религиозно-законодательным центром иудаизма.

Появление библейских книг Нового завета связано с возникновением христианства. Первой новозаветной книгой по времени  было Откровение Иоанна Богослова, или  Апокалипсис. Она написана во второй половине 68 года н. э. Научный анализ ее текста показывает, что ее содержание еще тесно связано с иудаизмом. В ней идет речь о приближении конца света и приходе мессии. В Апокалипсисе в аллегорической форме отражены события иудейской войны (66—73 гг.), антиримские настроения восставших евреев, жажда мести и предвидение ее удовлетворения в ближайшем будущем. Поражение восставших, крах надежд на скорую гибель всего старого мира, на падение Римской империи привели к переходу создавшихся к этому времени иудейских сект к более лояльному отношению к римским властям. В последующих библейских книгах — Посланиях апостолов, которые начали появляться к концу I в.,— преобладают уже иные мотивы: всякая власть от бога, рабы должны подчиняться, господам, кесарю надо воздавать то, что ему причитается. В Посланиях, приписываемых Павлу и другим апостолам, оформляется вероучение новой религии. В них наметилась эволюция христианства по двум направлениям — отрыва от иудаизма и усиления социального консерватизма. Постепенно христианство, поначалу опирающееся на евреев, начинает распространяться среди большой массы многонациональной Римской империи.

Новая религия систематизирует  многочисленные устные и письменные предания о мессии, содержащиеся в  различных Деяниях и Посланиях. В результате деятельности конкурирующих между собой так называемых апостолов появилось несколько десятков евангелий, имевших хождения в разных общинах. Отбор четырех евангелий, в которых, как и других, описывались рождение, жизнь, деятельность и смерть Иисуса Христа, осуществился в средине II в. Отобраны были евангелия, почитаемые наиболее сильными и влиятельными христианскими общинами. Естественно, что евангелия не могли совпадать как в деталях, так и по некоторым общим вопросам. Поэтому при их сравнении исследователи находят много противоречий.

Таким образом, Библия — конгломерат  записей и фрагментов, появившихся  в течение многих столетий. Фантастическое учение о «богодухновенности» Библии не выдерживает критики научных исследований, опирающихся на многочисленные факты из области энтографии, истории, палеонтологии и других наук. На конкретно-исторический анализ условий жизни общества — его хозяйства, классовой структуры, политического строя и политических отношений, его духовной культуры, то есть на все многообразие известных науке факторов жизнедеятельности людей тех времен, когда писались библейские книги.

Библия в переводе с  древнегреческого языка означает «книги». По своему объему она резко уступает «священным книгам» индуизма и буддизма ― Ведам и Типитаке, но это  тоже очень солидный свод текстов, включающий в себя десятки книг. Библия делится  на две неравные части. Ветхий Завет, почитаемый иудеями и христианами, состоит из 50 книг (39 канонических и 11 неканонических). Новый Завет, почитаемый только христианами, состоит из 27 книг. Разделы Библии в XIII в. кардиналом Стефаном Ленгтоном были поделены на главы, а в XVI в. парижским типографом Этьеном Робером главы библейских книг были разделены на стихи. Те и другие пронумерованы, что облегчает цитирование и ссылки.

Книги Нового Завета были канонизированы христианской церковью на Вселенских Соборах. Проблемы возникли только с  двумя книгами. На Востоке Откровение Иоанна Богослова считали слишком мистической книгой (её до сих пор не читают при богослужениях), а на Западе сомневались в авторстве одного из Посланий Павла.

Известен так называемый канон Муратори, названный так по имени миланского библиотекаря, открывшего в XVIII в. древний папирусный фрагмент с перечислением канонических книг Нового Завета. Фрагмент датируется примерно 200 г., в нём отсутствует ряд произведений, впоследствии вошедших в канон: Послание Павла к евреям, оба Послания Петра, Третье Послание Иоанна, Послание Иакова. Зато в этом каноне фигурирует Апокалипсис Петра, впоследствии причисленный к апокрифам.

Информация о работе Возникновение христианства и первые века его существования