Возникновение христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:37, реферат

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена истории возникновения и распространения христианства.
Актуальность. История раннего христианства, причины его возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей.

Содержание работы

1. Введение. ……………………………………………………………..2
2. Источники раннего христианства. …………………………………3
3. Социальные истоки христианства. …………………………………9
4. Первые христианские общины и учение ранних христиан……...14
5. Отношение государства к Церкви. ………………………………...20
6. Разделение церквей………………………………………………….21
7. Заключение. …………………………………………………………22
8. Список литературы…………………………………………............23

Файлы: 1 файл

Возникновение христианства.docx

— 55.88 Кб (Скачать файл)

4.Первые христианские общины и учение ранних христиан. 
 

  Во второй половине I в. в отдельных районах  Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения  христиан.

  Христиане принимали всех, кто приходил к  ним: они не скрывали своей принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь из них попадал в беду, они тут  же приходили на помощь. Но при всей «открытости» своих общин христиане  не совершали публичных богослужений, не принимали участия в полистных  празднествах. Их религиозные собрания были для них таинством, которое  нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они внутренне отделяли себя от окружающего  мира, именно в этом заключалась  тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны  многих образованных людей того времени. Обвинение в секретности стало  поэтому одним из распространенных обвинений, которые бросали христианам их противники.

  Община  жила по своим законам, чаще всего  уйдя в свой внутренний мир и “бойкотируя  внешний”. По замечанию ученых она, точнее сказать совокупность общин (в середине 1 в. их было уже семь, и их число постоянно возрастало), напоминала самостоятельное государствовнутри  римской империи. “Единство и  дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей самостоятельное  и расширяющееся государство  в самом центре Римской империи”.16Государство в государстве! Естественно, это нарушало нормальное функционирование государственного аппарата империи. (В этом мы видим одну причин гонений христиан).

  Социальный  состав первых общин мы можем определить лишь приблезительно. В основном это  были рабы и бедняки, но были и зажиточные люди, по тем или иным причинам отвергнутые  окружающим обществом (калеки, блудницы…). Члены этих обществ сходились  на молитву и общую беседу, обыкновенно  вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время  которой причащались. Потом стали  переносить причащение на следующее  за трапезой утро.

  Трапезы составлялись на общие взносы, к  своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным  делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами  церкви". Святым делом считалось  у христиан и освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто  нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто  нас вырвал у диавола".

  Между христианами  были люди строгого обычая, которые  считали невозможным входить  в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

  Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для  всех общин и группировок, - это  вера в добровольную искупительную  жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником  между Богом и человеком.

  В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями веры, "совершенными" христианами, и  множеством непосвященных. От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми  и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны  веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и  давалось лишь после долгой подготовки.

  Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между"совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя.

  Каутский  К. отмечает коммунистический характер ранних христианских общин. Многие идеи коммунизма, по мнению Каутского К., сходны с идеями раннего христианства. Он приводит определенные свидетельства  этой параллели. В Деяниях апостолов  сказано: “И они постоянно пребывали  в учении Апостолов, в общении  и преломлении хлеба и молитвах... Все же верующие были вместе и имели  все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли  всем, смотря по нужде каждого”.

  “У множества  же уверовавших было одно сердце и  одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у  них было общее...” (Деян. 2:42, 44; 4:32-35). “Первые христиане не были способны дать ясное и спокойное изложение  своих взглядов. Но их краткие замечания, призывы, требования, всюду одинаково  указывают на коммунистический характер первоначальной христианской общины”.17

  В Евангелии  от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и его апостолов, как о  чем - то само собой разумеющемся. Все  они имели общую казну, которой  заведовал Иуда Искариот.

  Не удивительно, что в первые годы существования  общины освобождение от всего земного  вылилось в форму отказа от имущества, от всякой собственности, когда члены  общины продавали все, что имели  и приносили деньги к ногам  апостолов.

  В Евангелии  от Луки охотно рассказывается о тех  изречениях и притчах господа, где  унижается богатство и проповедуется  нестяжательство.

  Рядом с  неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения богатых  вообще. Каутский К. назвал ее даже классовой  враждой.

  Особенно  ярко проступает она в Евангелии  от Луки, главным образом в предании о Лазаре, которое можно найти  только в этом Евангелии. Богатый  попадает в ад, а бедный был отнесен  в лоно Авраамово. Богатый осужден  только потому, что он был богат.

  В том  же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти  в Царствие Божие! ибо удобнее  верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатый осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым  и наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует  самого мучительного наказания.

  Рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением их классового характера потребовали  исполнения целого ряда функций: по организации  трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных  лиц нужно было управлять. Так  возникает институт епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.

  Согласно  древней поговорке, которую цитирует Тертуллиан: “где трое, там и церковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо уважаемых членами  за свою преданность церкви - епископы и диаконы. Наряду с ними в раннехристианских  документах упоминаются пресвитеры (старейшины). Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 - 130 гг. н.э.), эти лица находятся в  “живом единении с церковью”, их власть имеет не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их власть в первом веке существования  церкви держалась чисто на авторитете.

  Появление клира относится ко II в. и связано  с постепенным изменением социального  состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов  и свободную бедноту, то во II в. в  их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская  знать. Если раньше проповедовать мог  любой член общины, то по мере вытеснения апостолов и пророков епископ  становится центральной фигурой  пропагандистской деятельности. Состоятельная  часть христиан постепенно сосредотачивает  в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной  практикой. Должностные лица, вначале  избираемые на определенный срок, а  затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению старой внутрицерковной дисциплины.

  Раннее  христианство свои социальные представления  связывало с идеями равенства  всех перед богом, справедливости и  милосердия, с представлениями о  праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это - основные идеи христианства. Рядом  с ними стояли хорошо известные нам  идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они  были созвучны с мечтами рабов  и неимущих свободных граждан.

  Действительно, христианство затронуло струну, которая  должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное  выражение в сознании греховности  каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.

  Христианство  учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его  достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная  в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего  случайного и показало ее бесконечную  красоту и ценность. Это - одна из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире любой человек(!), будь он раб или свободный, мог  рассчитывать на обретение свободы  духовной, на особое духовное состояние.

  Христианство  учило, что все дурное в жизни - есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного  закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы  теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это  учение о причастности человека к  божеству, бывшее еще у Платона, в  христианстве стало жизнью и подняло  самосознание человека на небывалую  высоту, открыв ему светлые перспективы  будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.

  Но будучи радостной вестью для каждого  отдельного человека, учение Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “вся тварь совокупно  страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому  спасение не только в том, что спасается  каждая отдельная человеческая душа, а в том что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений  в Евангелии носит название Царствия Божьего или Царствия небесного.

  Царствие  Небесное, идеальный, божественный мир, но человек может, если хочет, войти  в него, употребив для этого  личные усилия; еще при жизни он может соединиться в своей  душе с объективным Царством Божьим, приняв его в себя, в то время  как в других людях, во всем мире Царство еще не осуществилось. Раннее христианство свои социальные представления  связывало с идеями равенства  всех перед богом, справедливости и  милосердия, с представлениями о  праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это -основные идеи христианства.Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

  Действительно, христианство затронуло струну, которая  должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное  выражение в сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.

  Христианство  учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не

  его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той  исторической ситуации идея: в том  мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту  и ценность. На наш взгляд это- одна из причин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегстве из мира внешнего в мир  внутренний). Отчаявшись в материальном мире любой человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.

  Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все  это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.

  Христианство  учило, что все дурное в жизни -есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возникновение христианства