Верования древних египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ социальной и теологической составляющей жизненного уклада и государственного развития Древнеегипетской цивилизации. А также получение общих сведений о мире Древнего Египта.
Задачи:
- Изучить верования, традиции и обычаи древних египтян;
- Описать мифологию изучаемой культуры;
- Охарактеризовать письменность и архитектуру Древнего Египта.

Содержание работы

Введение....................................................................................................3
1.Верования, традиции, обычаи древних египтян................................6
1.1.Религия……………………………….........................………….....6
1.2.Боги Древнего Египта....................................................................13
1.3.Представления о загробной жизни...............................................15
1.4.Филосовское мировоззрение.........................................................17
2. Мифология...........................................................................................20
2.1.Противоречащие взгляды египтян в мифологии.......................20
2.2.Мифы древних египтян о происхождении мира........................23
2.3.Миф о Древнеегипетском Боге-Осирисе....................................26
2.4.Миф о Древнеегипетском Боге-Ра...............................................27
2.5.Различные культы Богов..............................................................29
3. Письменность и архитектура…………………...…………………..30
Заключение..............................................................................................32
Список литературы.................................................................................34

Файлы: 1 файл

реферат Кузьмичева Кристина 2.docx

— 430.39 Кб (Скачать файл)

         Таким образом, жители Древнего Египта имели несколько точек зрения о загробной жизни, поклонялись великому множеству божеств и даже их теории о происхождении мира были различны. Часто их  взгляды на различные сферы жизни так сильно отличались друг от друга, что казались противоречащими, но, тем не менее, имели право существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мифология

 

2.1 Противоречащие взгляды египтян в мифологии

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.

Духовный мир древних египтян раскрывается нам не сразу, потому как жителю страны священного Нила не была свойственна классическая

логика изложения мысли. Даже древние греки и римляне, по большей части, воспринимали египетские мифы как фантастические легенды и пытались их толковать с присущим им здравым смыслом.

        Египтянин  жил не в мире понятий, а  в мире образов и символов, которые формировали у него  мифологическую картину мира, своеобразные  космогонические представления. Человеку  же с традиционной культурой, основанной на «классической»  античности, египетская мифология  сама по себе может показаться  необычной, малопонятной и противоречивой.

        Непоследовательность  изложения египетской мифологии  является закономерным следствием  того, что в каждом номе (административном  округе) страны вырабатывались свои  версии легенд и мифов, по-разному  трактующие одни и те же  события. К тому же, большинство  египетских богов не имели  строго определённых, зафиксированных  функций.

        Древнему  египтянину удавалось верить  сразу в несколько взаимоисключающих  представлений об одном и том  же божестве и отрицающих друг друга положений различных космогонических версий и при этом не терять общей картины мифического мира? Чтобы ответить на поставленный вопрос, возьмём, например, образ Солнца.

Для древнего египтянина символом Солнца был золотой телёнок, которого по утрам, принимая облик небесной коровы, рождает богиня неба Нут. К полудню этот телёнок становится быком – воплощением Ра, а вечером – Атумом – заходящим Солнцем – «быком своей матери», совокупляющимся с небесной коровой Нут. После чего богиня проглатывала солнечного быка, а утром вновь рождала золотого телёнка – Солнце.

В то же время Солнце – это и золотой диск, который бог Хепри, в облике жука-скарабея, утром поднимает над горизонтом и катит по небу, а в полдень – передаёт Ра. Бог Солнца Ра перевозит золотой диск в дневной Ладье Вечности на Запад и передаёт его вечернему богу Атуму, который, в свою очередь, опускает диск за горизонт. Там Солнце, находясь уже в ночной Ладье Вечности, путешествует по водам подземной реки через Загробное Царство, где умирает и вновь воскресает в образе скарабея Хепри.

Другое значение Солнца – это упомянутый нами диск. Но, согласно этому представлению, он окружён двумя богинями – кобрами Уаджет. Они символизируют собой воплощение Ока божественного Ра, а также левый глаз светоносного бога Гора-сокола, летящего на распростёртых крыльях сквозь мировое пространство. Именно светоносное начало Вселенной выражал в себе разноречивый образ Солнца.

Все эти мифологические образы и символы совершенно естественно одновременно существовали в сознании древнего египтянина. При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р.Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе, ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает, и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение»[5]. Главное, что эти противоречия не заставили египтян усомниться, что мир сотворили боги, так же, как нам сейчас не приходит в голову отрицать, например, астрономию только из-за того, что современными учёными выдвинуто в этой науке множество взаимоисключающих гипотез о происхождении Вселенной.

Из-за разноплановости понимания мира египтянин воспринимал мистерии в культовых обрядах не как изображения мифологических событий, а как сами события, где действующими лицами являются боги.

Когда в похоронной церемонии «отверзания уст» мумии умершего жрец надевал маску шакалоголового бога Анубиса, он считался самим Анубисом до тех пор, пока маска была на нём. Зная наперёд всё, что должно произойти, зритель, тем не менее, искренне переживал, наблюдая за схваткой бога Солнца (которого представлял в мистерии фараон) со своим заклятым врагом – гигантским змеем Апопом. Для него это было реальное действие, происходящее здесь и сейчас, на его глазах. И сам он был участником в нём.

Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями. Они статичны и монументальны, в них преобладают рассуждения богов, величественные монологи и гимны. Основным содержанием мифов являются не сами события, а определённый подтекст, стоящий за ними. Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире, ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему.

 

2.2 Мифы древних египтян о происхождении мира

Были отражены в мифах и происхождения мира и Космоса. Общей для всех космогонических концепций Египта была идея о том, что сотворению предшествовал Изначальный Хаос, погружённый в вечную тьму, который назывался Нун. Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан. Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером. Египтяне верили в Него как в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира, моря и суши, мужчин и женщин, животных и птиц, рыб и пресмыкающихся, деревьев и растений, а также бестелесных существ – вестников, исполняющих Волю и Слово Бога. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела». Причём, данное слово «предел» относится и ко времени, и к пространству, поэтому Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа».

Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир. Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем). Когда произошло превращение Неб-ер-чера в Хепри, небо и земля ещё не были созданы, существовал только Первичный Океан – Нун. В этом океане, Хаосе находились зародыши всех сущих вещей, пребывающих в состоянии инертности и беспомощности. Из этого океана и поднялся Хепри. Таким образом, Он перешёл из пассивного и инертного состояния бытия в творческое и активное.

Как только Хепри поднялся из океана Нун, Он оказался в огромном пустом пространстве, в котором не было ничего, на что Он мог бы опереться. Тогда Он стал произносить название вещей или мест, и они стали появляться из небытия. Первым произнесённым словом Бог создал Холм Бен-Бен

Изначальный Холм. Обретя, таким образом, под ногами землю, Создатель стал размышлять о том, что Ему делать дальше. В приведении в порядок мыслей Ему помогала богиня Маат, которая обычно считалась богиней закона, мирового порядка и истины и была женой бога мудрости –Тота, «сердцем бога Ра». После долгих размышлений Атум-Ра-Хе приступил к сотворению мира. Он сотворил в начале бога ветра и воздуха – Шу, затем – богиню влаги Тефнут, которая, как и богиня Маат, считалась богиней мирового порядка. Первозданный океан Нун, увидев Шу и Тефнут, воскликнул: «Да здравствуют они!»

Но свет ещё не был создан. Повсюду царили мрак и тьма; в этом Первозданном Океане и затерялись дети Атума – Шу и Тефнут. Тогда бог послал на их поиски своё Око, которое так долго не возвращалось, что Атуму пришлось создать новое Око.

Старое, тем временем, нашло детей и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей. Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое. Чтобы успокоить своё Око, Бог поместил его себе на лоб и поручил ему великую миссию – быть своим хранителем и хранителем установленного им и богиней Маат миропорядка. С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры (урей) стали носить на коронах боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Помещённый на лоб или корону, урей испускал ослепительные лучи, испепеляющие встретившихся на их пути врагов, выступавших против заведённого порядка вещей.

Найденные Шу и Тефнут соединились, и их потомством явились бог земли Геб и богиня неба Нут. Последние даже в чреве матери очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшись. Поэтому считалось, что когда-то, в начале творения, небо и земля были слиты воедино. Нут по вечерам рождала звёзды, а утром проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, до тех пор, пока из-за того, что Нут поедала своих детей, Геб не рассорился с ней.

Владыке Всего Сущего пришлось вмешаться в эту ссору. Он призвал к себе Шу и велел ему разъединить объятия Геба и Нут – разделить небо и землю. Так Нут вознеслась, приняв облик Небесной Коровы. Чтобы Она не упала обратно на землю, Шу держит свою дочь днём. Поэтому и одна из эмблем Шу – четыре пера, символические колонны, которые поддерживают небосвод. Ночью Он опускает Её обратно, но утром Нут покидает Геба и рождает солнечный диск…

Время, когда на земле правила эта пятёрка богов Хепри: Ра-Атум, Шу и Тефнут, Нут и Геб, было началом Золотого века. В те времена в солнечном году было же столько же дней, сколько и в лунном – 360. Так было бы и по сей день, если бы не Ра. Узнав, что Нут по ночам всё равно сожительствовала с Гебом, Он пришел в неистовство (Ра был очень ревнив) и наложил проклятие на все 360 дней года.

Отныне Нут не могла родить детей ни в один из этих дней. Тогда Нут обратилась к Тоту – богу мудрости, моля его о помощи. Хотя проклятие, наложенное Ра, не мог отменить никто, Тот, недаром Он слыл мудрейшим, нашёл выход. В облике ибиса Он полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть с ним в сенет, – игру; подобную шашкам, – на 1/72 часть дня лунного года. Тот, конечно, выиграл все партии, и Луне пришлось расплачиваться. Выигрыш составил ровно пять суток, которые Тот прибавил к 360 дням лунного года и получил солнечный год в 365 дней. Новые дни Он посвятил Ра. Не станет же Всемогущий проклинать дни, которые были посвящены Ему. Отныне богиня неба могла рождать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.

 

 

2.3 Миф о Древнеегипетском Боге-Осирисе

Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра. Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра. В третий – сын Геба Сет (Сутех). Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий. Сет олицетворял злое начало. Даже появился Он, согласно преданию, из бока матери Нут раньше положенного Ему срока. В четвёртый день родилась дочь Тота Исида, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умерших на Загробном Суде. Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. Подобно матери, своего брата и мужа Осириса Исида полюбила ещё до рождения, когда пребывала в чреве Нут. И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида. Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей. Эти боги составляли известную Гелиопольскую Эннеаду или Великую Девятку богов, в которой особенно выделялся Осирис.

Считалось, что когда Осирис появился на свет, голос свыше возвестил: «Люди и боги! В мир пришел властелин Всего!». Ибо Осирис – сын Ра, созданный из той же светоносной субстанции, что и Великий Бог, сотворивший мир. Вот почему рождение Осириса возвестило людям о появлении благодетеля человечества. Миф о Его присутствии на земле – один их важнейших мифов Древнего Египта.

Осирис, унаследовав престол своего земного отца Геба, стал мирским владыкой, царём. В те времена египтяне были ещё варварами и людоедами, поэтому царь Осирис занялся их обучением. Он разъяснил им, что можно употреблять в пищу и чего нельзя, установил для них свод законов, научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам.

Мудрый Тот помогал при этом Осирису в просветительской деятельности. Бог Тот дал людям язык и письменность, придумал для них имена, а для вещей – названия. Он обучил египтян ремёслам, зодчеству и искусствам. Подобное правление в Египте происходило без всякого насилия. При царе Осирисе и Его божественном помощнике Тоте не было войн.

Тогда в страну пришло полное благополучие и установился угодный богам порядок.

Солнце, в равной степени благословение и проклятие Египта, с глубокой древности, стало центральным образом множества мифов. Все эти мифы делятся на две группы. Одни так или иначе связаны с ежегодным сельскохозяйственным циклом, с ослаблением или усилением засухи. Другие посвящены борьбе благого божества солнца со своими врагами, олицетворениями мрака.

 

                             2.4 Миф о Древнеегипетском Боге-Ра

«Календарные» мифы посвящены Ра и его дочери Тефнут (она же – Хатор), «солнечному оку», равно благой и жестокой богине. В одном из мифов, Тефнут в образе львицы покидает Египет, и стране грозит смерть от голода. Тогда Ра посылает за Тефнут бога Тота, который в образе павиана заманивает дочь верховного бога обратно на родину. Вернувшись в Египет, Тефнут заключает брак со своим божественным братом Шу, богом воздуха. Возвращение Тефнут-Хатор и ее брак как залог плодородия египетской земли отмечались всеегипетским празднеством «виноградной лозы и полноводья Нила».

Информация о работе Верования древних египтян