Уральские живописцы (архитекторы) прошлого и (или) настоящего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 16:22, реферат

Описание работы

Каждому из нас хочется заглянуть в его историю, очутиться в прошлом бойкого, горного города, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался, этот старый Екатеринбург – город Татищеваа, Мамина-Сибирика, Ботова, он всегда с нами - в исторических местах, связанных с памятными событиями в вечном беге Исети там, где она обрушивается с уступа плотины – первого сооружения города, а особенно в памятниках архитектуры. Ведь архитектуру часто называют застывшей музыкой, поэмой в камне, а иногда и каменной книгой. Ведь сооружения прошлого – это действительно свидетели прошлых эпох, своеобразная каменная летопись. И листая ее странички, можно прочитать историю нашего города. Именно поэтому, я выбрала тему реферата, посвященную архитектуре Екатеринбурга в 30-е годы XIX века, который Мамин-Сибиряк назвал «золотым веком» Екатеринбурга. Именно в этот период создавал свои архитектурные шедевры Михаил Павлович Малахов.
Поэтому цель моего реферата – раскрыть архитектурный образ Екатеринбурга XIX века на примере творчества архитектора М.П. Малахова. А так как деятельность зодчего опиралась на традиции классицизма, как художественного стиля в искусстве, а также описание творческого пути М.П. Малахова и описание его архитектурных творений: культовых сооружений, административных зданий и городских усадеб

Содержание работы

Введение 3
Период классицизма в России и на Урале 3
Творческий путь М.П. Малахова 6
Архитектурные творения М.П. Малахова 8
Административные здания 8
Здание Главного горного управления 8
Госпиталь Верх-Исетского завода 9
Городские усадьбы 10
Усадьба М.П. Малахова 10
Резиденция главного горного начальника 11
Усадьба Расторгуева-Харитонова 13
Культовые сооружения 15
Собор Александра Невского 15
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Архитектур отчет.docx

— 45.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по культурологии

 

Тема: «Уральские живописцы (архитекторы) прошлого и (или)

 

настоящего»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Преподаватель:          

                                                                                   

                                                                                                  

 

                                                                                                   Студент

 

                                                                                                  

 

 

 

 

Екатеринбург

 

2015

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждому из нас хочется заглянуть в его историю, очутиться в прошлом бойкого, горного города, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался, этот старый Екатеринбург – город Татищеваа, Мамина-Сибирика, Ботова, он всегда с нами - в исторических местах, связанных с памятными событиями в вечном беге Исети там, где она обрушивается с уступа плотины – первого сооружения города, а особенно в памятниках архитектуры. Ведь архитектуру часто называют застывшей музыкой, поэмой в камне, а иногда и каменной книгой. Ведь сооружения прошлого – это действительно свидетели прошлых эпох, своеобразная каменная летопись. И листая ее странички, можно прочитать историю нашего города. Именно поэтому, я выбрала тему реферата, посвященную архитектуре Екатеринбурга в 30-е годы XIX века, который Мамин-Сибиряк назвал «золотым веком» Екатеринбурга. Именно в этот период создавал свои архитектурные шедевры Михаил Павлович Малахов.

Поэтому цель моего реферата – раскрыть архитектурный образ Екатеринбурга XIX века на примере творчества архитектора М.П. Малахова. А так как деятельность зодчего опиралась на традиции классицизма, как художественного стиля в искусстве, а также описание творческого пути М.П. Малахова и описание его архитектурных творений: культовых сооружений, административных зданий и городских усадеб.

Период классицизма в России и на Урале

 

На рубеже XVIII – XIX веков русская архитектура переживала период высокого подъема, когда сформировались традиции классицизма-стиля, пришедшего на смену барокко. С 1760-х годов и вплоть до 30-40-х годов XIX века классицизм был господствующем стилем в России, охватившем не только архитектуру, но и всю российскую культуру.

Классицизм (от лат. слова – образцовый) – художественный стиль в искусстве, развивавшейся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Классицизм, зародившейся во Франции в условиях абсолютистского режима, нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, в том числе и в России, отличаясь в каждой стране своими региональными особенностями.

Во второй половине XVIII – начале XIX века Россия превратилась в могущественную мировую державу, что выразилось не только в укреплении ее между народного престижа, но и в глубоких внутригосударственных преобразованиях. Интенсивно развивалась экономика, просвещение и культура, совершенствовалась строительная техника, быстро росли новые города и реконструировались старые. Строились жилые дома и усадьбы, различные здания нового типа – академии, библиотеки, учебные заведения, театры. Пышные и многодельные формы барокко, требующих больших материальных затрат, перестали удовлетворять новым строительным требованиям. Привлекали строгие и вместе с тем выразительные формы классицизма, позволяющие решать многие архитектурные задачи.

Классицизм в России с 1760-х до 1840-х годов пережил периоды зарождения расцвета и постепенного угасания, когда на смену ему пришли новые архитектурные течения: эклектика, ретроспективизм, а затем модерн. В эволюции классицизма можно выделить три основных периода: ранний классицизм (1760 – 1780), строгий (1780 – 1800) и высокий (1800 - 1840).

На раннем этапе формирования стиля происходило постепенное освобождение от пышных пластических форм барокко, переход к строгим архитектурно-планировочным решениям, к величию и простоте античного зодчества. Крупным толчкам к развитию классицизма прослужило учреждение в Петербурге 17 ноября 1757 года «Академии трех знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры, которая явилась первой общерусской школой, подготовившей целый ряд замечательных художников, скульпторов, зодчих.

Во второй период русского классицизма (1780 – 1800) идеи античного зодчества получили дальнейшее развитие, что выразилось в отказе от декоративной нарядности и обилия лепных украшений. Этот период явился противоположностью барокко, отсюда и его название – строгий. Русские зодчие уже прекрасно владели приемами античного зодчества и широко использовали творчески переработанные ордерные формы и приемы композиции.

Третий период развития русского классицизма связан с решением больших градостроительных задач. Победа в войне 1812 года вдохнула новые патриотические идеи в русскую архитектуру – этот период является наивысшем в развитии классицизма. Торжественная мощь античной архитектуры отвечала вкусам и идеологии тогдашнего общества. Грандиозные ансамбли Петербурга, застройка послепожарной Москвы, градостроительные мероприятия по устройству провинциальных городов – все это завоевания высокого классицизма (иногда эту стадию называют «ашпиром»)

На Урале, который в начале XIX века являлся промышленным районом России, идеи классицизма отразились и в архитектуре производственных зданий и комплексов, и в планировке горнозаводских поселений, и в традиционных уральских промыслах – в художественном литье и ковке металла, в камнерезном и ювелирном искусстве, в интерьерах зданий самого различного назначения, в мебели и т.п.

Русские архитекторы, обращаясь к формам и пропорциям античной архитектуры, почти всегда творчески перерабатывали это наследие применительно к конкретным условиям в зависимости от градостроительной роли и назначения здания и сооружения. Именно этим объясняется глубокое проникновение классицизма не только в образы грандиозных градостроительных сооружений и комплексов, но и в малый мир усадьбы, жилого городского особняка…

Для русского классицизма характерна сомасштабность зданий, как окружающей застройке, так и человеку, особая теплота и пластичность объемно-пространственной организации зданий. Фасады зданий оштукатуривались и окрашивались устойчивыми земляными красителями, причем штукатурились «под камень» не только кирпичные, но и деревянные постройки. Окраска домов регламентировалась в пределах теплой гаммы. Это были обычные желтые, охристо-золотистые, светло-оранжевые цвета, рыже-серые, с теплым оттенком. На фоне стен четко выделялись белые декоративные элементы – колонны коринфского, ионического и дорического ордеров, сандрики, кронштейны, шодульоны и другие архитектурные детали. Металлические кровли окрашивались. Распространен был зеленый – «малахитовый» цвет. В отделке фасадов культовых сооружений использовалась позолота – на главках, куполах, крестах, шпилях. Введение цвета в архитектуру зданий позволяло лучше выявлять их пластику и композицию не только в солнечные дни, но и на фоне хмурого осеннего неба или в окружении зимних сугробов. С архитектурой русского классицизма связана деятельность зодчих, создававших в начале XIX века школу промышленной и гражданской архитектуры Урала, среди которых были и выпускники Академии художеств: И.И. Свиязев. А.З. Комаров, А.П. Чеботарев, а также М.П. Малахов, который внес большой вклад в развитие архитектуры Екатеринбурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий путь М.П. Малахова 

Михаил Павлович Малахов (1781 – 1842) – крупный зодчий, оставивший яркий след в архитектуре Екатеринбурга первой половины XIX века. Он родился на Украине в семье мелкопоместного дворянина. Детство и ранняя юность его прошли в Черниговском суде и на почте. Юноша рано проявил способности к рисованию и черчению.

М.П. Малахов поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился под руководством И.Е. Старого. Успешно закончив обучение, он получил в 1801 году аттестат первой степени, серебряную медаль и шпагу, которой отмечались наиболее талантливые выпускники. С 16 декабря 1801 года М.П. Малахов начал работать в Петербурге в качестве «архитекторского помощника», сначала в медицинской коллегии, а затем в министерстве внутренних дел. Он участвовал в строительстве Медико-хирургической академии, лекционных театров и других зданий в Петербурге. Большое влияние на молодого зодчего оказали А.Н. Воронихин, под руководством которого М.П. Малахов работал на строительстве знаменитого Казанского собора в Петербурге. А.Н. Воронихин, бывший крепостной графов Строгановых, был в то время одним из крупнейших русских мастеров классицизма, академиком Академии художеств. Казанский собор (1801 -–1811) – вершина творчества знаменитого зодчего. Безусловно, участие в таком крупном строительстве явилось для М.П. Малахова большой школой.

В 1805 году М.П. Малахов приехал на Урал, в Оренбург, где в течение 10 лет работал в качестве «казенного архитектора». Работа, очевидно, не приносила ему удовольствия, в «оренбургский» период зодчим не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения.

Его внимание привлек Екатеринбург, в то время уже бойкий горный город, «живой узел» всех уральский горнозаводских связей. «Азиатская столица» сулила большие возможности для приложения творческих сил выпускника Академии художеств. 1 февраля 1815 года М.П. Малахов Приехал в Екатеринбург и «по объявленному желанию» начал свою работу в качестве архитектора Екатеринбургских заводов.

27 лет работы в Екатеринбурге, где он жил до конца своих  дней, стали годами наиболее плодотворной  деятельности М.П. Малахова. Он проектировал  и строил не только в Екатеринбурге. Больше ста построек, созданных  по его проектам, украшают многие  города и заводы Урала. Выпускник  Академии художеств, прошедший столичную  школу, стал истинно уральским  зодчим. Он работал в тесном  содружестве с главным архитектором  Пермского горного правления  академиком И.И. Свиязевым, позднее с А.З. Комаровым, К.Г. Турским и другими известными мастерами Урала. М.П. Малахов не только строил производственные, административные, гидротехнические сооружения, но и занимался планировкой промышленных комплексов. Выезжал в качестве эксперта на Златоустовский, Каменский, Березовский, Воткинский и другие заводы Урала.

С 1832 года, после отъезда в Петербург И.И. Свиязева, М.П. Малахов сменил его на должности главного архитектора Уральского горного правления. В сотрудничестве с другими архитекторами он проектировал и строил многочисленные цехи и заводы, монументальные здания центров уральских городов. Екатеринбург не обманул надежд зодчего – работы действительно было много, работы разнообразной, истинно творческой. Заказы следовали один за другим – только в Екатеринбурге необходимо было вести огромную работу по осуществлению «высочайше опробованного» в 1804 году генерального плана города, а также строить самые разнообразные здания – административные, производственные, культовые, жилые…

Огромен вклад М.П. Малахова в осуществление генерального плана Екатеринбурга, многие здания и сооружения города отмечены особым, «малаховским» почерком. Это лучшие постройки классицизма в Екатеринбурге: Контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода, ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода (1824 – 1826), горная аптека (1820 – 1821), реконструированное здание главного горного правления (1833 – 1835), собор Александра Невского (1838 – 1852) и другие. М.П. Малахов в 1834 году создал проект реконструкции городской плотины, по которому была сооружена новая ограда над плотиной, а также вокруг территории монетного двора, последняя – с нарядными воротами. На приплотинном участке по проекту М.П. Малахова был построен корпус гранильной фабрики (1833 – 1839) и другие производственные здания.

Немало сделал М.П. Малахов для благоустройства городской территории, для придания «европейского» облика Екатеринбурга. По его замыслу была создана целая система земляных бульваров: Главный проспект в 1835 году разделили на три части – две пешеходные и одна для проезда, и устроили бульвар для «публичных прогулок»; еще раньше, в 1819году, был разбит бульвар соединивший город с поселком Верх-Исетского завода.

М.П. Малахов много работал и по заказам екатеринбургских богачей – горных чиновников и купцов-золотопромышленников. При этом он руководствовался передовыми идеями русского классицизма, поэтому построенные им в Екатеринбурге жилые усадьбы и особняки стали подлинными произведениями архитектуры. М.П. Малахов плодотворно работал и как архитектор-педагог, создав в Екатеринбурге своеобразную архитектурную школу. Работы его учеников и помощников З. Гуляева, И. Галкина, Ф. Голубникова и других отличались высоким профессиональным мастерством. 

Архитектурные творения М.П. Малахова 

Административные здания

 

Наиболее распространенными типами административных зданий в уральских городах-заводах были учреждения, так или иначе связанные с горнозаводским делом, - конторы, заводоуправления, горные школы, училища. Строились также и учреждения здравоохранения, горные аптеки. Значительные конторские здания первой половины XIX века в Екатеринбурге – здание Главного горного правления и госпиталь Верх-Исетского завода.

Здание Главного горного управления 

Горное правление уже к началу XIX века было могучим учреждением, которое контролировало работу свыше 150 заводов Урала.

Здание Главного горного правления, построенное в 1736 году, было реконструировано архитектором М.П. Малаховым.

Он составил проект, который был осуществлен в 1833 – 1835 годах. Внутренняя планировочная архитектура изменилась незначительно, однако был существенно увеличен объем за счет надстройки третьего этажа, а также полностью модифицирован внешний вид здания в соответствии с принципами русского классицизма.

Композиция главного фасада с двумя симметричными относительно центральной оси входами была дополнена двумя также симметрично поставленными портиками, как бы закрепившими углы здания. Четыре колонны коринфского ордера увенчаны гладким фронтоном на высоком арочном постаменте. Постаменты вынесены вперед за плоскость фасада, что позволило придать портикам черты пространственности и воздушность, а также организовать на уровне второго и третьего этажей широкие балконы. Удлиненные пропорции портиков, крупный масштаб колонн, увенчанных коринфскими капителями красивого рисунка, - все это придавало фасаду черты могущественности, отвечающей назначению здания. Гладкая оштукатуренная стена, расчлененная ритмом оконных проемов, лишенных декорировки, служит фоном, на котором особенно выигрышно выделяются портики. Дополнительный декоративный эффект зданию придают нарядные решетки каслинского литья.

Информация о работе Уральские живописцы (архитекторы) прошлого и (или) настоящего