Управление учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре

Содержание работы

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:

Файлы: 1 файл

Культуры.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

 

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что авторский подход к исследованию социального управления в области культуры в современном российском обществе восполняет пробел в комплексном исследовании структуры механизмов социального управления учреждениями культуры, существенно дополняет предметную область социологии управления, может быть использован при проведении других междисциплинарных исследований. Теоретические положения, разработанные в диссертации, могут быть использованы при разработке концепции социального управления учреждениями культуры на региональном уровне в условиях переходного общества, а также для анализа и прогнозирования социокультурных процессов в российском обществе.

 

Практическая значимость работы: • Содержащиеся в диссертации положения и рекомендации могут представлять интерес для практической деятельности органов регионального управления социокультурными процессами. • Исследование специфики регионального социального управления учреждениями культуры дают возможность управленческим кадрам органов власти, представителям местных СМИ более квалифицированно судить о социально-культурных процессах в Нижегородской области. • Рекомендации, предложенные для совершенствования социального управления учреждениями культуры на региональном уровне, могут быть применены для создания комплексного механизма взаимодействия региональных властей с учреждениями культуры. • Результаты данного труда могут послужить основой для уточнения и разработки нормативных правовых документов, обеспечивающих эффективное функционирование учреждений культуры. • Реализация рекомендаций, разработанных в диссертационной работе, будет способствовать совершенствованию системы социального управления учреждениями культуры. • Основные положения исследования могут найти применение при подготовке и чтении курсов социологии управления, культурологии, политологии.

 

Апробация научных результатов осуществлена автором в процессе практической деятельности по совершенствованию системы социального управления в учреждениях культуры и искусства г. Сарова Нижегородской области. Основные выводы диссертационного исследования были представлены соискателем в выступлениях: на Межрегиональном Образовательном форуме «Дополнительное образование как универсальная форма социокультурной интеграции. Современные образовательные технологии» (г.Саров, 2006г.); на XIII Международных Дашковских чтениях (г. Москва, 2007г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Практика реализации реформы местного самоуправления» (г.Саров, 2007г.), на VII Всероссийской конференции «Православная Россия» (г.Саров, 2007г), на IV Межрегиональной научно-практической конференции «Современные информационные и телекоммуникационные технологии в образовании, науке и технике». Основные результаты работы изложены соискателем в шести публикациях, размещены в сети Интернет.

 

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Заключение:

 

Результаты исследования позволяют автору сделать теоретические и практические выводы, сформулировать пожелания (рекомендации) по совершенствованию системы социального управления учреждениями культуры:

 

1. Органы законодательной и исполнительной власти России при выработке и реализации государственной культурной политики должны учитывать мнение общественности.

 

2. Реализация реформы местного самоуправления должна осуществляться с учетом своеобразия местной культуры. У муниципалитетов появляются перспективы проводить самостоятельную культурную политику, учитывающую национальную специфику; осуществлять адресную поддержку учреждений культуры.

 

3. Эффективность системы социального управления учреждениями культуры выражает общую оценку, представляя собой единство экономической и социальной эффективности, количественных и качественных показателей, субъективных и объективных измерений. Подобное рассмотрение эффективности управления диктуется бюджетной реформой, которая подразумевает финансирование учреждений культуры по результатам деятельности.

 

4. Организационная культура, инструмент, который должен быть использован руководителем для достижения максимальной эффективности организации (социализации и адаптации работников, мотивации и повышения производительности их труда).

 

5. Деятельность учреждения культуры должна быть ориентирована на изучение и адаптацию к внешней среде (потребителю), как необходимое условие предоставления востребованного культурного продукта (услуги).

 

Практические рекомендации:

 

На основе исследования системы социального управления учреждениями культуры автор предлагает:

 

I. В области совершенствования нормативно правовой базы РФ:

 

Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ рассмотреть возможность принятия новых Федеральных законов, внесения поправок к уже действующим законодательным актам («Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Об образовании», «О библиотечном деле», «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях»), в которых предусмотреть решение проблем совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.

 

Предложить законодательной власти РФ разработать и принять:

 

1. Законы, постановления, приказы о поддержке творчества и творческой личности; обеспечении дополнительного образования для работников учреждений культуры; предоставлении социальных гарантий творческим работникам; стимулировании частной инициативы в отрасли; регулирования реализации государственной культурной политики.

 

2. Правительственное постановление об активизации деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики с учетом особенностей местной культуры.

 

3. Разработать «Национальный проект по культуре», предусматривающий поддержку учреждений культуры на основных направлениях деятельности.

 

II. В области совершенствования структуры органов власти и управления.

 

1. В органах исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления создать постоянно действующие комиссии (комитеты, отделы) по изучению и поддержке общественных инициатив в отрасли с целью изучения потребностей, востребованности продукта, выявлению предложений по приоритетным направлениям деятельности, реализации государственной культурной политики.

 

2. В учреждениях культуры создать «Советы учреждений культуры», в состав которых ввести представителей администрации, сотрудников учреждений, посетителей.

 

3. Разработать «Положение о Совете учреждений культуры» и включить его в «Типовое положение об учреждении культуры».

 

III. В области теоретических разработок и научно-исследовательской работы:

 

Объединенными усилиями ученых гуманитарных кафедр вузов страны подготовить учебные, учебно-методические пособия, методические рекомендации по совершенствованию системы социального управления учреждениями культуры.

 

Провести диссертационные исследования по направлениям: Совершенствование деятельности структур системы государственного управления по регулированию выработки и реализации культурной политики; Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по реализации самостоятельной культурной политики на подведомственной территории; Управление организационным развитием учреждений культуры и т.д.

 

Провести исследования в отрасли культуры по следующим направлениям: социально-психологические потребности пользователей учреждений культуры; кадровое обеспечение учреждений культуры; специфика развития отраслей культуры в различных регионах страны.

Список литературы:

 

1. Нормативно-правовые документы.

 

2. Конституция Российской Федерации. М., 1994. - 63с.

 

3. А) Указы и распоряжения Президента РФ, Федеральные законы1. РФ.1. Указы Президента РФ

 

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006г. // Рос. газета. 2006. 22 мая. С. 2-3.1. Федеральные законы

 

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федеральный закон от 09.10.1992 №25 ФЗ // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №46 - ФЗ. С. 15-61.

 

6. Об автономных учреждениях от 03.11.2006 №174-ФЗ // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. №1. С. 86-104.

 

7. О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» от 25.10.2005 №1789-р // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. №2. С. 90-93.

 

8. О премиях Правительства Российской Федерации в области культуры» от 15.06.2006 №147 // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №4. С. 95-102.

 

9. Приказы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ

 

10. Абанкина, Т.В. Новые организационно-правовые формы в сфере культуры. Комментарии к грядущему реформированию бюджетного сектора // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. №4. С.8-16.

 

11. Абанкина, Т.В. Обеспечение финансовой стабильности учреждений культуры новой формы // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. №1. С. 19-25.

 

12. Абанкина, Т.В. Оптимизация сети: технологии управления и модели финансирования организаций культуры в свете реформ бюджетного сектора// Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. №3. С.7-14.

 

13. Алексеев, О. Реформа местного самоуправления и система местной власти: представления муниципальных служащих // Муниципальная власть. 2000. №1. С. 15-41.

 

14. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб пособие. М.: Наука, 1994.-340с.

 

15. Андреева, Н.Е. Персонал-стратегия // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005 . №9. С.70-80.

 

16. Андрейкина, М.С. Бренд в сфере культуры: правовая регламентация регистрации наименования учреждения // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. №10. С. 42-49.

 

17. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.-546с.

 

18. Большой толковый социологический словарь: ок. 120000 сл. и словосочетаний /. ред. Д.Д. Джери. М.: Веча-АСТ, 1999. - 689с.

 

19. Ботавина, Р.Н. Этика менеджмента: учеб пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. - 267с.

 

20. Организация социального управления. Основные понятия и категории: словарь-справочник / авт.-сост. Ю.Е. Булыгин. М., Контур, 1999. -237с.

 

21. Бурков, В.И. Модели и методы управления организационными системами: учеб пособие / В.И. Бурков, В.А. Ириков. М., 1994. - 314с.

 

22. Ваиблер, Ю.А. Модернизация госуправления ориентация на клиентов // Государственная служба. Тенденции развития. Зарубежный опыт. Вып.17. М., 1997. С.58-87.

 

23. Вачугов, Д.Д. Практикум по менеджменту: деловые игры / Д.Д. Вачугов, Н.А. Кислякова. М.: Высшая школа, 1998. - 187с.

 

24. Волков, И.Г. О личном авторитете руководителя: учеб пособие. -М., 1989. -245с.

 

25. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: учеб пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 253 с.

 

26. Воронова, Е.Н. Экономика культуры: учеб пособие. Рязань, 1997.349с.

 

27. Востряков, Л.Е. Управленческий профессионализм и рынок // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. №2,4,9.

 

28. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: учеб пособие / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова. М.: Норма - ИНФРА-М, 1996. - 367с.

 

29. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2003.- 222с.

 

30. Горушкина, С.Н. Перспективы клубной сети. Методическое обеспечение преобразовательных процессов // Справочник руководителя учреждения культуры.2005. №2. С.14-25.

 

31. Горушкина, С.Н. Муниципальная ЦБС: организация библиотечного обслуживания и деятельности библиотек в условиях реформирования местного самоуправления // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. №4. С.7-19.

 

32. Горушкина, С.Н. Управление культурными процессами. Муниципальная сеть учреждений культуры в условиях модернизации. 2005. №3. С.: 11-19

 

33. Государственное управление: учеб пособие / ред. О.Д. Оболонский. -М.: Дело, 2003,-456с.

 

34. Грен, Э. От государственного управления к государственному менеджменту: переоценка поворота / Э. Грей, Б. Дженикс // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. Вып.8. М., 1995. С. 56-67.

 

35. Гнездилов, В.И. Проектное бюджетирование // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. №2. С.8-17.

 

36. Давыдов, Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М.: Мартис, 1998. - 436с.

 

37. Джерелиевская, И.К. Аргументы в пользу менеджмента организаций // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. №12. С.10-31.

 

38. Джерелиевская, И.К. Инструменты укрепления власти руководителя // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. №0. С.69-75.

 

39. Джерелиевская, И.К. Нравственные принципы хозяйствования. Социальная роль управленца в сфере культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №4. С. 77-91.

 

40. Джонсон, Р. Системы и руководство / Р. Джонсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг. М.: Советское радио, 1911.- 334с.

 

41. Долпш, АЛ. Субъекты и объекты реформ // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №8. С. 34-45.

 

42. Дьшникова, А.И. Практика фандрейзинга в учреждениях кульутры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. №1. С.27-45.

 

43. Дымникова, А.И. Что ждать культуре от предстоящих реформ // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. №11. С. 61-75.

 

44. Дуков, Е.В. Виртуальная реальность менеджмента // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. №11. С. 6-11.

 

45. Дуликов, В.З. Критерии социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ, 2004. № 1. С. 87-106.

 

46. Дыкин, Н. Государство отдает часть полномочий: роль рынков и контрактов в перестройке государственной службы / Н. Дыкин, К. Уолш // Государственная служба. Тенденции развития. Зарубежный опыт. Вып. 17. М., 1997. С. 34-47.

 

47. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М.: Наука, 1991. - 612с.

 

48. Ежова, Л .С. Инновационные методы кадровой политики: технология разработки и реализации программы управления, развития и мотивации персонала // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. №1. С. 64-87.

Информация о работе Управление учреждениями культуры