Традиционная культура Древнего Китая и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:19, реферат

Описание работы

Восточные цивилизации всегда привлекали меня своей загадочностью и необычными традициями, поэтому я выбрала тему о двух самых выдающихся из них - Китае и Японии, надеясь улучшить свои знания о них и открыть для себя новые стороны каждой культуры. Также к мотивам выбора темы могу прибавить недавнюю выставку Экспо 2010 Шанхай Китай с удивительным павильоном Китая и историей которую он рассказывает.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

1. История китайской цивилизации………………………………………3

2. Формирование ментальности людей китайской цивилизации..……..5

3. Даосизм…………………………………………………………………7

4. Специфика культуры цивилизации Китая…………………………….9

5. История японской цивилизации………………………………………10

6. Особенности Японской культуры…………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

Реферат Традиционная культура Древнего Китая и Японии.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

   Попадали  в Китай и др. учения, но ничего не привилось на консервативной почве  Китая, кроме буддизма.

   Буддизм никогда не смог бы войти в число  «трех учений» Китая, если бы не его  близость к даосизму. Поэтому произошел  синтез.

   Интересно, что одни и те же китайцы в дни  полнолуний и новолуний посещали храмы обеих конфессий. Буддийские священники вызывали у них подозрение, т.к. добровольно отказывались от семьи  и потомства, нарушали принцип «сыновей почтительности».

   Вообще  китайцам мир всегда виделся полным духом и божеств, с которыми надо было уметь общаться. Ведь даже загнутые коньки китайских крыш – преследовали практическую цель – отправить обратно  по параболе падающих на дома из воздушного пространства злых духов. Человек соединил в себе небесное и земное, доброе и злое, темное и светлое, мужское  и женское, изменяющееся и постоянное, поэтому он встает вровень с землей и небом. По мнению китайцев, от человека завит, будет ли Вселенная функционировать  так как ей положено, поэтому любая  безнравственность и смута в  обществе, отказывается на состоянии  природы и космоса. Власть государя в Китае всегда была самодержавной, но были и сдерживающие факторы.

   Межэтническое культурно-политическое единство Китая  складывалось постепенно. К середине І тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурный комплекс средних  царств и возникает представление  об их превосходстве над остальной  периферией.

   Период  формирования культурного типа Древнего Китая охватывает эпоху «Воюющих царств» – V - II в. до н.э. Эпоху Цинь, эпоху Хань, эпоху Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох позволила  создать неповторимый тип цивилизации. Китай не заложил основ замкнутой  касты жрецов и сановников, но он сформировал радикальный тип  чиновника-управленца. Занятие должностей связывалось не со знатностью происхождения, а с заслугами.

   Император удерживал мировой порядок. Он был  подобен главе большой семьи. Человек в культурной системе  не стремился к подчинению природы. Задачей было следование всеобщему  Пути (Дао) в гармоничном единстве человека и неба. Еще со ІІ в. в  Китае была учреждена система  экзаменов для «отбора достойных» в государственный аппарат.  

   4. Специфика культуры цивилизации Китая

   Основанием  пирамиды государственности китайской  цивилизации всегда оставалась семья. Держалась она на соблюдении «пяти  постоянств» - отец – должен был  следовать Долгу и Справедливости, мать – источать милосердие, старший  брат – питать к младшему дружеское  расположение; младший к старшому – уважение; все сыновья почитать родителей и старших. Пути женщины  и мужчины в китайском обществе были резко различны.

   Весь  род воспринимался как «единая  плоть». У всех была одна судьба: нынешние могли изменить участь ушедших, а  покойные предки – даровать удачу  и богатство. Поэтому так важно  было выбрать расположение могилы и  совершать жертвоприношение предкам.

   Китайское общество всегда снизу доверху было связано круговой порукой: сосед  отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Существовала система «бао цзя» по которой ответственность с преступником разделяли соседи с 4-х сторон.

   Вся семья целиком отвечала за любого своего члена. Наше воображение не способно понять глубину почитания стариков в Китае, когда юная невестка кормит грудью беззубую свекровь в то время, как ее ребенок гаснет от голода. Китаец всегда всеми своими помыслами  устремлен в прошлое. И хотя за минувшие 26 веков в Китае многое изменилось, и в сегодняшней однодетной китайской семье самое лучшее по – прежнему принадлежит предкам.

   Китай – родина многих величайших открытий и изобретений (шелк, чай, порох, лак, фарфор, компас, сейсмограф, бумага и  т.д., воздушные велосипеды составом из бамбука и бумаги. Однако в  целом, отношение к техническим  новшествам было отрицательным. Концепция  из даосизма гласила, тот, кто занимается механическими ухищрениями обретает механическое сердце, т.е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовым океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы. Старый Китай не верил в прогресс, не хотел его, изменение мира воспринимал как движение по кругу.

   Это миропонимание облегчило расположение социального и ком. взглядов в  Китае ХХ в.

   Каждая  грань китайской культуры своеобразна, китайская культура относится к  числу основных мировых культур. Ар. Тойнби отмечал, что китайская  цивилизация независимая и самодостаточная, от которой цивилизации спутники получили импульс (Япония, Корея, Вьетнам).

   За  несколько тысячелетий своего развития китайский народ создал своеобразную легкоузнаваемую культуру, сформировал  культурную общность, охватывающую весь дальневосточный регион, где самой  отличительной чертой является иероглифическая  письменность. Истории было так угодно, чтобы китайская цивилизация, встречаясь со степными кочевниками, обогащала  их своей высокой культурой. 

   5. История японской цивилизации

   Интерес к японской цивилизации был всегда высок. Сама же Япония на протяжении всего  известного нам исторического периода  осознавала себя как периферию цивилизованного  мира, и никогда, за исключением последних  полутора столетий, не претендовала на роль культурного, политического и  военного центра. Потоки информации с  континента в Японию из Японии во внешний  мир до самого последнего времени  не были сопоставимы: Япония всегда выступала  как реципиент, а не как донор. Внешний мир тоже воспринимал  Японию как периферию

   Дважды  страна сталкивалась с угрозой иноземного вторжения (ХІІІ в – монголы, ХІХ  в. – Запад). На протяжении всей своей  истории Япония широко использовала достижение континентальной цивилизации. Но во многом – эта страна особенная. Исторический изоляционизм привел к  консервации особенности местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая  стойкое убеждение в некой  особенности Японии, ее культуры, неповторимости, красот японского пейзажа.

   Формирование  классового общества и государства  в Японии неразрывно связано со сложившейся здесь к IV веку до н.э. культурой яёи и её носителями, которых китайские летописи называют вожэнь (яп. вадзин, досл. «люди–карлики»). Первое упоминание о них, содержащееся в «Каталоге гор и морей» (Шань-хай-цзин, цзюань XII, XIV), относится ко времени около III века до н.э.5

   Остановимся на периодизации Японии:

   1.  Палеолит (40,000 – 13,000 лет назад). Антропологический состав населения неясен.

   2.  Неолит – дзёмон (13,000 тысяч до н.э. – ІІІ в. до н.э.) основная часть населения концентрируется на сев. вост. ч. Хонсю.

   3.  Бронзово-железный век – яёй (ІІІ в. до н.э. – ІІІ в. н.э.) – назван по типу керамики. Идет миграция с материка (через корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших опыт рисосеяния, шелководство, технологию производства бронзы и железа. Смешивание с местным населением привело к появлению протояпонцев.

   4.  Курганный период – кофун (ІІІ в – ІV в) – идет становление протояпонского государства – Ямато.

   5.  Период Асука (552 – 646 гг.). Назван по местонахождению резиденции царей. Характерен появлением буддизма, становлением государственности.

   6.  Ранняя Нара (646 – 710 гг.) – период масштабного заимствования из Китая письменности, чиновной структуры, теории и практики управления.

   7.  Нара (710 – 794 гг.) – период определен по названию первой постоянной столицы Японии. Появились первые письменные памятники. Обостряется борьба между служилой знатью (выходцы из Китая и Кореи) и племенной аристократией, что ослабило буддизм и укрепило синтоизм.

   8.  Период Хэйан (794 – 1185 гг.) – резиденция императора до 1858г. В этот период утеряна госмонополия на землю, образуется частные владения аристократов. Прерываются контакты с Китаем и Кореей.

   9.  Период Камакуры (1185 – 1333 гг.) – назван по ставке военного правителя (Сегун). Самураи установили свое социальное государство, однако император всегда остается верховным жрецом синтоизма. В ХІІІ в. две неудачные попытки вторжения в Японию монголов, что стало мощным толчком к самосознанию японского этноса. Религией самураев становится дзен-буддизм, широко распространен по всей стране.

   10.  Период Муромати (1392 – 1568). Отмечается рост городов с развитием городской культуры, устанавливаются первые контакты с европейцами через миссионеров.

   11.  Период Эдо (1603-1867 гг.) – основатель сегуната Токугава Изясу – вывел Японию из гражданской войны, объединил страну, изгнал европейцев с их христианством, перекрыл все контакты страны с внешним миром. Начинается бурный рост городов, экономики, населения для которого официальной религией стало неоконфуцианство.

   12.  Период Мейдзи (1868 – 1911 гг.) – «Светлое правление». Япония под давлением Запада проводит широкомасштабные реформы под идеей возвращения к правопорядку древности. Бурное промышленное развитие при сохранении национальной аутентичности сопровождается военной экспансией в Китае и Кореи.

   Современная Япония – страна образованная тысячами островов, самые крупные 4 – Хонсю, Кусю, Сикоку, Хоккайдо. А. Тойнби отмечал, что для любой нации было бы ошибкой пытаться создать «национальную  культуру абсолютно свободную от какого – либо зарубежного влияния». Японцы уверены, что они совершенно особые люди, отделенные от всего мира. Они взросли на почве беспрецедентной  изоляции, в которой оказалась  Япония с ХVII в. – периода Токугавы, когда под страхом смертной казни  были запрещены все поездки за рубеж. Затворницей Япония пробыла  более 2-х веков, до 1853 г., когда командор Мэтью Пери подошел на семи черных кораблях к берегам Японии и потребовал открыть свои порты для торговли с внешним миром. Японцы до сих  пор чувствуют себя неуютно среди  иностранцев.

   Япония  открыла двери миру, однако всегда поддерживает свою однородность –  культуры, национальность, духовную. Даже сегодня в национальном плане  Япония остается одной из наиболее «чистых» стран.

   Непрерывно  приспосабливаться к изменяющимся условиям мирового рынка, находится  в состоянии нововведенческого  конвейера – удивительная способность  японцев.

   Другое  важное качество японцев – их целеустремленность. Успех зависит не от способностей, а от усердия в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи. Отношения внутри фирм, между государством и частным сектором, просто между  людьми является менее конфликтными. В Японии всего 12 тыс. юристов, т.е. один юрист обслуживает в 25 раз больше жителей, чем его коллега в США.

   Среди деловых людей большое значение имеют личные отношения и взаимные обязательства. Японские компании рассматривают  контракт как основу для налаживания  отношений, они больше озадачены  выработкой согласия, они считают, что  можно одновременно и конкурировать  и сотрудничать.

   Часть философии, часть образа жизни японцев  – качество и эффективность. «Качество  – это состояние сознания, производительность – способ добродетельного поведения. Эти философские воззрения нашли  прекрасное воплощение через координирующее нововведение в управление – создания Японского центра производительности (ЯЦП) и премии за качество им. Демпинга.

   По  решению парламента, в марте 1955 г. Был создан центр, правительство  США предоставило ему техническую  помощь на сумму 6,4 млн. дол. Свою деятельность ЯЦП начал с подготовки специалистов за рубежом. Взрывной рост производства в Японии, начавшийся с 1950 г., не имеет  себе равных в истории. До 50-х г. Марка  «Сделано в Японии» означала для  покупателей всего мира низкое качество и в Японии начали реализацию национальной программы повышения качества. Профессор  Эдвард Деминг из США, прочел серию  лекций по проблемам повышения качества группе из 340 японских инженеров, руководителей  заводов, а высшее руководство 50 ведущих  фирм было приглашено на специальную  сессию.

   Деминг  сообщил, что 2 года потребуется, чтобы  идеи качества, точности были восприняты японцами, еще 5 лет – чтобы идеи воплотились в жизнь. А чтобы  разрушить плохую репутацию японских товаров, времени пройдет значительно  больше.

   Сегодня Япония – признанный лидер качества. Японские фирмы, чтобы выдержать  жесткую конкуренцию, передислоцировали  производственные мощности в др. страны.

Информация о работе Традиционная культура Древнего Китая и Японии