Типология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Понятие «культурно-исторический тип». Критерии типологии культур.
2. Основные черты и особенности культуры традиционного и техногенного обществ.
3. Проблема взаимодействия культур.
II. Рассмотрите теорию культурно-исторических типов, изложенную Данилевским Н. Я. в работе «Россия и Европа» [2]. Охарактеризуйте подход автора к проблеме типологии культуры, его мнение о славянском типе культуры и роли России в мировом историческом развитии.
III. Выполните тестовые задания.

Файлы: 1 файл

Тема 4.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

Н.Я. Данилевский дал новую формулу построения истории. Он отверг представления о единой нити в развитии человечества, мысль, что история есть прогресс некоторого общего разума. Существуют только частные цивилизации, развитие отдельных культурно-исторических типов.

Главный итог книги в том, что славянский мир  не предназначен обновить весь мир, найти  для всего человечества решение  исторической задачи, он лишь особый культурно-исторический тип, рядом с которым существуют и другие равнозначные. Это решение  устраняло многие затруднения в  исторической науке, и оно остается актуальным до сегодняшнего дня. Огромная ученость автора, знания в древней  и новой истории, в экономике, социологии, этнографии, политике и  литературе не могли не привести автора именно к таким выводам.

        Н.Я. Данилевский мог бы стать своеобразным связующим мостом между ранними славянофилами и последующими вплоть до наших дней, если бы его идеи были восприняты и поняты должным образом. Это можно сделать и сегодня, потому что идея всеславянства Н.Я. Данилевского нацелена в будущее, как борьба за известные приоритеты вместе с нашими братьями славянами — чехами, сербами, хорватами, болгарами и словаками.

Книга «Россия  и Европа» начинается с раздумий автора об отношении Европы к России и наоборот. Он ставит вопрос: «Почему  Европа враждебна России?» Ведь Россия в XIX веке спасла Европу от Наполеона  и даровала ей свободу. Она спасла также Францию от мщения Европы, спасла от конечного распада Австрию. Но «эти уроки истории никого не вразумляют». Европа уверена, что Россия — «колоссальное завоевательное государство», которое постоянно  увеличивает свою территорию за счет завоевательных войн, Россия также  «гасительница света и свободы». Данилевский очень подробно анализирует сложившуюся ситуацию и делает вывод, что Европа не только не знает нас, но и не хочет знать. Ученый ставит вопросы о географическом и культурно-историческом своеобразии Европы

и о том, что Россия не может избежать европеизации. Но европейцы ошибаются  в том, считая, что они выработали самую совершенную и окончательную  культуру, которую нужно только перенимать и распространять. На самом деле в Европе не обращают внимания на три  главные проблемы:

    • Прогресс возможен и вне проложенного кем-либо пути.
    • Надо точно установить, что считать, а что не считать прогрессом.
    • Политические формы, выработанные конкретным народом, годятся в основном для этого народа.

В истории  господствует искусственная система (творение разума), а не естественная (наблюдения над фактами). Данилевский  утверждает, что современная ему  периодизация истории несостоятельна, историю нельзя делить на древнюю, среднюю и новую и т. п.

Прогресс  не прямолинеен, а делится по типам  организации, которые характеризуются  разнообразием и совершенством  форм, имеют свои ступени и возраст. Общечеловеческой цивилизации нет. Ученый предлагает рассматривать историю  и прогресс через малопринимаемые в то время культурно-исторические типы.

Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные  в хронологическом порядке, суть:

1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно- финикийский, халдейский или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский, и 10) германо- романский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития»1.

Все типы он разделяет на два вида — преемственные (египетский, греческий, римский) и уединенные (китайский, индийский).

Культурно-историческим типам присущи специальные законы движения и развития. Данилевский  выделяет пять законов и посвящает  их характеристике отдельную главу.

«Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких  между собою... составляет самобытный культурно-исторический тип...

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному  культурно-историческому типу, могла  зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического  типа не передаются народам другого  типа. Каждый тип вырабатывает ее для  себя при большем или меньшем  влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно- историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они не будучи поглощены одним политическим целым, составляют федерацию или политическую систему государства.

Закон 5. Ход  развития культурно-исторических типов  всего больше уподобляется тем многолетним  одноплодным растениям, у которых  период роста бывает неопределенно  продолжителен, но период цветения и  плодоношения — относительно короток  и истощает раз навсегда их жизненную  силу»2.

Именно эти  законы обеспечивают правильную и сообразную с законами естественной системы  группировку исторических явлений  и потому развитие человечества не может идти иначе, как через посредство развития самобытных культурно- исторических типов, соответствующих великим племенам.

III. Выполните тестовые задания.

1. Циклическую  модель развития культуры предложили (укажите все верные варианты):

а) К. Ясперс;

b) Н. А. Бердяев;

c) К. Леви-Строс;

d) О. Шпенглер;

e) Н. Данилевский;

f) М. Вебер.                    Ответ:e , d

2. Какие типы  культур относятся к этнонациональным (укажите все правильные ответы):

а) религиозная;

b) русская;

c) мировая;

d) субрегиональная;

e) национальная;

f) белорусская.                      Ответ: с , e

3. Молодежная  культура относится к:

а) субкультуре;

b) контркультуре;

c) массовой культуре;

d) инновационной культуре.                      Ответ: a , b

4. Распределите  культуры по принадлежности:

a) к доминирующим культурам;  1) русская;

2) цыганская;

3) студенческая;

b) к субкультурам;              4) христианская;

5) тюремная;

6) буддистская;

7) исламская.

Ответ:a – 1,4,6,7     b – 2,3,5

5. Основу  выделения исторических типов  культур в учении П. А. Сорокина  составляет принцип:

а) религиозный;

b) аксиологический;

c) нормативно-регулятивный;

d) креативный.                                  Ответ: a

 

Литература

1. Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1998.

2. Данилевский,  Н. Я. Россия и Европа / Н.  Я. Данилевский. – М., 2003.

3. История  мировой культуры. – М.,1998.

4. Культурология.  История мировой культуры / под. ред. А. Н. Марковой. – М., 2008.

5. Левяш, И. Я. Культурология : курс лекций / И. Я. Левяш. – Минск, 2004.

6. Поликарпов, В. С. Лекции по культурологии  / В. С. Поликарпов. –   СПб., 1997.

7. Сорокин,  П. А. Человек. Цивилизация.  Общество / П. А. Сорокин. –            М., 1992.

8. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. –  Минск, 1998.

9. Энциклопедический  словарь по культурологии. В  2 т. – М., 2007.

 

 


Информация о работе Типология культуры