Типология культуры в работах П. Сорокина и Н. Данилевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:40, реферат

Описание работы

Изучение данной темы предполагает осмысление того, что представляет собой проблема типологии культуры, как и в результате чего она возникает и формируется и какое место занимает в культурологическом проблемном поле. Что же в содержательном предметном проблемном поле культурологии "вызывает" к жизни необходимость создания какой бы то ни было типологии культур? Начнем с ответа на вопрос: а как реально существует культура на планете Земля, что представляет собою земной социокультурный мир?

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические основы типологии культуры
2. Социологическая теория суперсистем П. Сорокина
2.1 Характеристика типов культур
2.2 Исторические данные, доказывающие теорию П. Сорокина на примере Греции, Рима, Европы
3. Теории культурно-исторических типов Н. Данилевского
3.1 Разрядность культурной деятельности по Н. Данилевскому
3.2 Типы культур по Н. Данилевскому
3.3 Закономерности возникновения, роста и заката цивилизаций
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Типология культуры в работах Сорокина и Данилевского.docx

— 71.64 Кб (Скачать файл)

Сорокин рассматривает существование четырех  суперсистем на протяжении трех тысячелетий  на материале Средиземноморья и  Запада. Как правило, суперсистемы вырастают  в промежутке между периодами  существования идеационной и сенсуальной форм культуры. Форма идеального синтеза возникает на переходе от идеационной к сенсуальной, а эклектическая также на переходе, но от сенсуальной к идеационной.

Идеационная суперсистема соответствует первоначальному периоду роста культур, сенсуальная - периоду их зрелости м упадка, идеального синтеза - моменту кульминации развития /особенно в искусстве и философии/ и электрическая или смешанная - периоду упадка.

В отличие  от авторов других типологий, Сорокин  придает в анализе культур-суперсистем  особое значение систематизации культурных элементов.

Каждый  из этих культурно-исторические типы существует изолированно, так как культурно- исторические типы не перемешиваются и не скрещиваются между собой. Такие народы как гунны или монголы играют роль разрушителей умирающих цивилизаций. Полностью "неисторические" народы оказываются лишь "этнографическим материалом," который может обогатить великие культурные типы, но никогда не будет претендовать на создание собственного.

Типология Данилевского послужила основой  для трех главных выводов: во-первых, каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану; во-вторых, он предположил, что жизнь цивилизаций  имеет свой предел, и что одна цивилизация сменяет другую; и  в третьих, он считал что сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом.

Система типологий культуры, созданная в  ХIХ - ХХ веках, весьма разнообразна и позволяет современным исследователям использовать методологическую основу, принципы классификации и сравнительного анализа культур как необходимый культурологический инструментарий[3].

 

Список  литературы:

1. Сорокин  П.А. "Человек. Цивилизация. Общество", М., 1992г.

3. Антология  культурологи Л.А. Мостова

4. «Культурология» Багдасарьян Т.  «Высшая школа», 2001г.


Информация о работе Типология культуры в работах П. Сорокина и Н. Данилевского